Завещаю векам

Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Одним из центральных событий советского театра последнего времени стал спектакль Московского Академического Художественного театра им. Горького «Так победим!», поставленный Олегом Ефремовым по пьесе известного советского драматурга Михаила Шатрова.

…Торопливые шаги гулко разносятся по зданию. Все ближе, ближе, они убыстряются. Слышно, что кто-то уже бежит по коридорам и лестницам. Еще мгновение, и в кремлевском кабинете Владимира Ильича Ленина появляется его секретарь Володичева. Кабинет пуст, здесь давно никого не было, — зашторены окна, на столе старые газеты и календарь, открытый на мартовском листке того самого дня, когда с Лениным случился удар, отнявший речь и возможность работать. В кабинете все осталось по-прежнему, хотя сейчас уже октябрь, точнее — 18 октября 1923 года, день, когда Ильич в последний раз побывал здесь. Неумолимые врачи разрешили приехать сюда на несколько минут. И вот секретари Фотиева (Е. Ханаева), Володичева (Е. Проклова), Гляссер (О. Барнет) приводят кабинет в порядок. Они раскрывают окна, приносят свежие газеты, устанавливают календарь на 18 октября. На столе — все необходимое, как было тогда…
Вскоре послышится звук подъехавшей машины, в свой кабинет войдет Ленин. Остановится в дверях, окинет его взором, пройдется, посмотрит в окно, подойдет к столу и задумается. В этот момент стены кабинета раздвинутся, уйдут во тьму. На сцене останется один на один со своими мыслями Ленин. 
Он пробыл в кабинете несколько минут. За эти короткие мгновения перед ним пронеслась вся его жизнь.<…>
В роли Владимира Ильича Ленина — актер Александр Калягин. Его работа кажется фантастической по эмоциональной напряженности, по невероятной способности к перевоплощению, и, главное, — по захватывающему драматизму. В непрестанной борьбе с непониманием, в постоянной самоотверженной защите революционных идеалов, в преодолении огромных трудностей на пути к достижению заветных целей, во всем величии ленинского духа предстает у Калягина образ вождя. Через все сцены, воссоздающие обстоятельства жизни Ленина, постоянно проходит единая смысловая доминанта — успеть все предусмотреть, всех предостеречь, научить, направить, внушить, побороть. Наступающей болезни, физическому ослаблению противопоставлена активная духовная работа, наступательность мысли. Для Ленина, каким он представлен в игре Калягина, невыполнимы запреты врачей: «совсем не думать о политике». Ему не нужна жизнь без работы, без дела, ведь вся жизнь Ильича была посвящена великому делу революции. Она — социалистическая революция — и была жизнью Ленина. Вот почему, понимая, что жить осталось мало, а дел осталось много, Ленин спешит. Отсюда этот разящий своим трагизмом, перехватывающий дыхание ритм существования на сцене актера Калягина в роли Ленина. Успеть, успеть все сказать. Пока осталось хоть сколько-то сил. Ленина должны услышать не только сейчас, а и после смерти. Как это сделать? Диктовать, диктовать хоть по пять минут в день. И вот секретарь Ленина уже складывает аккуратно в красную папку последние ленинские работы: «О кооперации», «К вопросу о национальностях или об автономизации», «Письмо к съезду». Все они знакомы нам со школьной скамьи, они давно стали программными документами. Сейчас на сцене мы увидели, как документ претворился в художественный факт. Текст статей, речей Ленина, введенный Шатровым в пьесу, звучит у Калягина волнующе, страстно.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол