ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

|Васса Железнова|

Трагикомедия в двух действиях по мотивам пьесы Максима Горького

Премьера: 23 марта 2010
Продолжительность: 2 часа 45 минут с 1 антрактом
Ориентировочная цена билетов: от 350 до 1500 руб.
Режиссёр
Лев Эренбург
Художник по костюмам
Вера Курицина
Художник по свету
Дамир Исмагилов
Музыка
Студия "SounDrama"
Помощник режиссёра
Наталья Николаева, Наталия Кольцова
Действующие лица и исполнители
Васса Борисовна Железнова
Марина Голуб
Сергей Петрович Железнов
Сергей Колесников, Леонид Тимцуник
Прохор Борисович Храпов
брат Вассы
Эдуард Чекмазов
Людмила
дочь Вассы
Ксения Теплова, Ольга Красько
Наталья
дочь Вассы
Юлия Шарикова, Ольга Воронина
Евгений Мельников
Сергей Медведев
Лиза
горничная
Юлия Чебакова
Поля
горничная
Юлия Чебакова
Пресса
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010

Отзывы зрителей:

Васса Марины Голуб — не мать, а, скорее, матриарх, купчиха-Кабаниха, которую муж бивал, а сама она привычно раздаёт оплеухи и приказания что слугам, что детям. Паучиха, рассевшаяся в центре паутины, по которой ползает её выводок, на который ей наплевать: главное — делать деньги, на семью у неё времени не остаётся, и та в итоге постепенно разрушается у нас на глазах. И, конечно же, в этой гибели, на которую обречено молодое поколение, виноваты не сами девушки и юноши и уж тем более не Рашель, а закосневшие порядки и привычки их родителей, негласный закон о том, что безнаказанно можно совершать преступления, можно бездумно и бессмысленно кутить, не думая ни о ком и ни о чём. Проклятые пароходы присутствуют в виде колонн-труб, выпускающих клубы пара — они загудят, сопровождая смерть Железнова, и уплывут прочь вместе с Железновой, которая умрёт, крепко сжав в пальцах волосы дочери, так что их придётся вырвать и оставить покойнице как прощальный трофей. Но даже такая мать нужна своим детям, брату, стойкой и преданной Анне — остро чувствуется их любовь, тревога и боль от потери главной опоры, не позволявшей им окончательно скатиться в животное существование. 
Настя Феникс

Марина Голуб наконец-то получила большую достойную себя роль. В доме Железновых — черные колонны без крыши, редкая безвкусная мебель и крысы, которых собирает из мышеловок горничная. Здесь мужчины развратничают и пьют, да и женщины то и дело прикладываются к рюмке. Это не полураспад уже, а полный упадок. Спектакль поставлен с размахом и свойственной нынешнему МХТ зрелищностью. Здесь и настоящая ванная на сцене, где в пене сидит капитан Железнов, и наливающееся ядовитой зеленью небо, и баня с прорубью, над которой летят редкие зимние снежинки. Кроме того, питерский режиссер Лев Эренбург насытил пьесу таким количеством режиссерских придумок, что их с лихвой хватило бы не на один спектакль. Выход пьяного Прохора похож на затянувшийся пластический этюд, агония капитана Железнова — на пляску смерти. Но какие-то сцены кажутся просто находками. Прежде всего, те, что связаны с главной героиней. Когда она на мгновение поддается внезапно накатившей женской нежности и вдруг сразу же берет себя в руки. Когда упавшим голосом проговаривает свой монолог, наблюдая, как Железнов высыпает в стакан порошок. Когда падает все своим грузным телом на пол и хрипло просит коньяку, а, скончавшись, не выпускает из рук волосы дочери, сжав их поистине мертвой хваткой. Потому и в отчаянии домашние, что остались без последней защиты. Это она, Васса, была капитаном их корабля, который гудит и, пустив дым из колонн, ставших пароходными трубами, отчаливает, посылая последний привет погибающей своей команде. Елена Олейник

Марина Голуб не играет, она живет на сцене. Ее героиня, словно локомотив, тащит за собой через жизнь все свое семейство с ворохом проблем, забот, историй, «скелетов». С каждым днем ноша становится все тяжелее и тяжелее, но Васса не сбавляет обороты. Очевидно, что ее модель жизни не состоятельна. На одном материальном далеко не уедешь, а духовным ценностям в ее жизни места нет. И однажды это случается… Локомотив останавливается. Сергей