>  30 ноября
Продажа билетов на январь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на январь 2022 года в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на сайте театра начнётся 4 декабря в 12:00.
Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 10:00.
Бронирование билетов на спектакли января по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 6 декабря с 12:00.
Обращаем ваше внимание на то, что, согласно приказу Министерства культуры РФ от 26 октября 2021 года, с 30 октября 2021 года посетить спектакли МХТ имени А. П. Чехова можно только при предъявлении паспорта и QR-кода, подтверждающего факт вакцинации от COVID-19 или уже перенесённого заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Зрителям, имеющим медицинские противопоказания для вакцинации, необходимо иметь при себе справку о медотводе и отрицательный результат ПЦР-исследования (в бумажной форме или в виде QR-кода), выполненного не более чем за сутки до визита в театр.
Иностранным гражданам на входе в театр нужно предъявить бумажную справку с отрицательным результатом ПЦР-исследования, сделанного не более чем за сутки до мероприятия. 
Зрителям младше 18 лет QR-код не требуется.
Также остаётся необходимым ношение масок или респираторов на протяжении всего пребывания в театре.
>  29 ноября
Юбилей Евгения Миронова


Сегодня, 29 ноября, празднует 55-летие Евгений Миронов – народный артист России, художественный руководитель Театра Наций, человек, в котором, как и в его учителе Олеге Табакове, есть «атом Солнца». И речь тут не только о невероятном актёрском обаянии, но и об огромной созидательной энергии. 
Евгений Миронов – это десятки знаковых ролей в кино, золотой век «Табакерки», эпохальные спектакли МХТ 2000-х («№ 13», «Чайка», «Господа Головлёвы»… А когда-то была и «Ундина»!), заново рождённый Театр Наций, фестиваль «TERRITORIЯ», многочисленные творческие акции и инициативы. В кругу его забот – театры Дальнего Востока и малых городов России, дети с физическими ограничениями и взрослые, без остатка отдавшие жизнь искусству (если вы захотите сделать подарок Евгению Витальевичу, переведите посильную сумму в учреждённые им благотворительные фонды «Жизнь в движении» и «Артист»). Когда в начале пандемии остановилась жизнь и работа, в МХТ стихийно возникло движение под названием Мужской Хор Творцов имени Гагарина – ведущие артисты театра материально поддерживали коллег. Евгений Миронов и тут подставил плечо.
Сегодня мы – уже сводным мхатовским хором – говорим ему: дорогой наш, родной человек, с днём рождения! Спасибо за всё! Любим, гордимся и всем сердцем желаем здоровья, сил и успеха!
>  28 ноября
100-й спектакль «Телефон доверия»


Сегодня вечером на Малой сцене МХТ в 100-й раз будет сыгран спектакль Юрия Кравца «Телефон доверия».
Мы любим эту историю, и публика разделяет нашу любовь. Ведь сказки иногда все же сбываются. Это случилось в преддверии зимы или в самом ее начале – как будто сейчас. Впереди маячат праздники, новогодние подарки, встречи с друзьями и любимыми. А кому-то некому дарить подарки и не с кем обсудить свою жизнь – разве что с сотрудником телефона доверия. Но вот чудо: иногда достаточно открыться другому человеку, пусть даже незнакомцу по телефону, чтобы жизнь изменилась. И не только у того, кто рассказывает, но и у того, кто слушает.
Счастье — это когда тебя понимают.
Поздравляем всех создателей и участников спектакля с юбилейным показом!
>  26 ноября
Дополнительный вход на Основную сцену


Уважаемые зрители!
Чтобы ускорить проверку билетов и QR-кодов, с 27 ноября будет открыт ещё один вход на Основную сцену МХТ – он расположен слева от центрального.
Просим вас приезжать к нам заблаговременно. Двери театра открываются за час до начала спектакля.
>  26 ноября
27 ноября — замена спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» на «Игру в „Городки“»
Уважаемые зрители!
27 ноября на Малой сцене вместо спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» состоится спектакль «Игра в „Городки“». Билеты действительны.
Если замена вам не подходит, билеты подлежат возврату по месту покупки до начала спектакля. Возврат билетов, приобретенных на сайте МХТ, можно оформить, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  25 ноября
Благотворительный спектакль «Лёха…» к Международному дню инвалидов 3 декабря


Дорогие друзья!
С 1 по 10 декабря в нашей стране проводится Декада инвалидов, приуроченная к Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря. В этот день – 3 декабря – мы приглашаем зрителей, имеющих инвалидность, бесплатно посетить спектакль «Лёха…» на Новой сцене МХТ. 
Эту историю о молодости в старости и о фатальном непонимании отцов и детей написала драматург Юлия Поспелова, а поставил молодой, но уже известный режиссёр Данил Чащин. В спектакле заняты артисты Виктор Кулюхин, Дарья Юрская и Владимир Любимцев. Начало в 19.00. Продолжительность спектакля 1 час.
Новая сцена – самый камерный зал Художественного театра, количество мест ограничено, поэтому мы просим записаться заранее. Заявки ждём на адрес zritel@mxat.ru. Зрителей на инвалидных колясках мы приглашаем вместе с сопровождающим. Пожалуйста, оговорите этот момент в письме.
При входе нужно будет предъявить удостоверение об инвалидности и QR-код, подтверждающий факт вакцинации от COVID-19 или уже перенесённого заболевания новой коронавирусной инфекцией. В случае медицинских противопоказаний для вакцинации, необходимо иметь при себе справку о медотводе и отрицательный результат ПЦР-исследования (в бумажной форме или в виде QR-кода), выполненного не более чем за сутки до визита в театр.
>  24 ноября
В МХТ состоялся сбор труппы


24 ноября в Московском Художественном театре имени А. П. Чехова состоялся сбор труппы, на котором художественный руководитель Константин Юрьевич Хабенский рассказал о планах театра на текущий сезон и последующие два сезона.

Встреча началась с видеообращения министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которая пожелала театру «большого успеха, ярких новых проектов, гастролей, наград, аншлагов». «Пусть получается все задуманное – на радость вам, труппе, и нам, любящим вас зрителям», – сказала Ольга Борисовна.

Константин Хабенский поздравил с возвращением в труппу МХТ имени А. П. Чехова Андрея Бурковского, Дарью Мороз и Игоря Золотовицкого. Также он сообщил, что в театр в качестве главного художника возвращается Николай Симонов.

На сборе труппы присутствовали не только артисты, сотрудники, работники цехов МХТ имени А. П. Чехова, но и преподаватели и студенты Школы-студии МХАТ, а также сотрудники Музея МХАТ. 
«Я надеюсь, что это станет доброй традицией – собираться всем вместе на открытии сезона, – сказал Константин Хабенский. – На какой-то момент взаимоотношения со Школой-студией МХАТ были поставлены на паузу, сейчас мы эту паузу снимаем. Друзья-студенты, теперь будем работать вместе, большой командой, делать одно дело. Это относится не только к актерскому факультету, но и к постановочному и к продюсерскому. О триединстве “Театр – Школа-студия – Музей” много говорил Анатолий Миронович Смелянский, и я надеюсь, сейчас эта формула заработает. Кстати, сегодня в Зеленом фойе открывается выставка, подготовленная совместно Школой-студией МХАТ и Музеем МХАТ, на которой будут представлены работы театральных художников прошлого и настоящего».

Далее Константин Хабенский рассказал о планах МХТ на текущий сезон.

Продолжается работа над спектаклями, заявленными в начале сезона. Через несколько дней, 27 и 28 ноября, на Основной сцене выйдет премьера спектакля Уланбека Баялиева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по пьесе Венедикта Ерофеева.
Сегодня, 24 ноября, начинаются репетиции спектакля «Сирано де Бержерак» в постановке Егора Перегудова. Михаил Рахлин на Малой сцене приступает к репетициям спектакля по роману Виктора Пелевина «Омон Ра». На Новой сцене в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» Егор Трухин готовит постановку по пьесе Флориана Зеллера «Мама».

Кроме того, на Новой сцене будет выпущено два спектакля, эскизы которых были успешно представлены в рамках режиссерской лаборатории в 2018 году: Андрей Гончаров поставит спектакль «Чрево» по рассказу Евгения Замятина, а Данил Чащин – моноспектакль Натальи Теняковой «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой.

На Малой сцене Марина Брусникина начнет репетировать пьесу Михаила Булгакова «Адам и Ева» – премьера запланирована на начало следующего сезона. Художником спектакля выступит Николай Симонов.

Константин Хабенский: «Что бы мы еще хотели попробовать на Основной сцене в этом сезоне. Это наглый эксперимент, который в свое время великодушно позволил мне сделать Олег Павлович Табаков. Я говорю о “Контрабасе” Патрика Зюскинда. Есть бренд этого спектакля, есть декорации и есть желание актеров, которые находятся на пике формы, поработать на Основной сцене над этим материалом вместе с режиссером Глебом Черепановым. Первым, кто взойдет на помост в этой истории, будет Артем Волобуев. А кто из артистов станет следующим – время покажет».

В этом сезоне Константин Богомолов начнет репетировать на Основной сцене «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского. «Константин Богомолов в свое время получил возможность работать в Художественном театре благодаря Олегу Павловичу Табакову. И “Оптимистическая трагедия” станет нашей акцией, данью уважения, любви, преданности делу Олега Павловича», – сказал Константин Хабенский. Спектакль откроет следующий театральный сезон.

На Новой сцене стартует экспериментальный проект «Арт-Хаб», рассчитанный на два сезона. Его цель – поиск новой драматургии и новых режиссеров. Кураторами проекта выступят режиссер Марина Брусникина и театровед, специалист по новой драме Павел Руднев.
Проект, задуманный совместно с фестивалем молодой драматургии «Любимовка», будет включать в себя пятьдесят читок. Каждая читка должна заканчиваться питчингом режиссера, который станет защищать проект перед публикой. Зритель, участвуя в обсуждениях, таким образом будет участвовать в формировании репертуара Художественного театра. Константин Хабенский: «Мне кажется, это хороший вызов и для режиссеров, и для драматургов. Мы будем делать сессиями: пять недель – пять читок. В конце каждого блока выбирается один режиссер и его проект, через два месяца он ставит спектакль на Новой сцене. Следующие пять недель – пять новых читок и так далее. В идеале у нас получится пятьдесят читок и десять премьер. Я понимаю, что на такой объем может не хватить актерского ресурса Художественного театра, поэтому надеюсь на помощь студентов Школы-студии МХАТ».

В марте 2022 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра пройдут гастрольные показы спектаклей «Звезда вашего периода», «Сережа» и «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена».

Планы на сезон 2022/23:

Сезон откроется «Оптимистической трагедией» в постановке Константина Богомолова.
Алла Сигалова начнет репетировать «Романс о влюбленных» по киносценарию Евгения Григорьева, а Дмитрий Крымов – спектакль под рабочим названием «Диккенс». Весной, к Международному дню театра, Евгений Писарев выпустит на Основной сцене спектакль по мотивам сценария Джозефа Лео Манкевича «Все о Еве», авантюрную историю из жизни театра.

На Малой сцене Александр Баргман поставит инсценировку рассказа Александра Куприна «На покое». «Имя Баргмана очень известно в театральном мире, это режиссер, который любит и умеет работать с актерами. Рассказ Куприна – заявка Станислава Андреевича Любшина. В проекте включен весь золотой запас Московского Художественного театра, своего рода актерская мужская сборная», – сказал Константин Хабенский. 

Также на Малой сцене будет работать Роман Кочержевский – молодой питерский режиссер, ставящий в основном в Театре имени Ленсовета. Константин Хабенский: «Это театр, в котором я в свое время начинал. Романа я и раньше хотел пригласить в свои проекты. Это очень интересный режиссер, среди номинантов “Золотой маски” этого года вы можете увидеть его имя сразу в нескольких позициях».

Художественный руководитель МХТ сообщил, что ведет переговоры с мэтром отечественной режиссуры Анатолием Васильевым – название возможной постановки сейчас обсуждается.

Также планируются постановки Андрея Гончарова и Данила Чащина.

Планы на сезон 2023/24:

Сезон откроется премьерой на Основной сцене – «Романсом о влюбленных» в постановке Аллы Сигаловой.
В сезоне 2023/24 выйдет спектакль Дмитрия Крымова «Диккенс». Осенью должен начать репетиции Тимофей Кулябин. На Малой сцене планируются работы кинорежиссеров Андрея Першина, известного под псевдонимом Жора Крыжовников, и Юрия Быкова.

На конец сезона 2023/24 запланированы гастроли в Париже, Берлине, Лондоне и Нью-Йорке, приуроченные к столетию масштабной гастрольной поездки Художественного театра по Европе и США. 

«Проекты огромные, требуют серьезных финансовых затрат, я встречался с Андреем Леонидовичем Костиным, и спешу вас обрадовать, что с января 2022 года генеральным партнером МХТ имени А. П. Чехова станет Банк ВТБ. Это только начало. Мы ведем работу по созданию фонда поддержки Московского Художественного театра», – сказал Константин Хабенский. 

В заключении сбора труппы ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий поднял тему филиала МХТ имени А. П. Чехова в Коломенском: «Я хотел бы, чтобы помимо планов на четыре года было сказано и то, что мы очень хотим вернуть филиал. Потому что это выстраданное пространство, которое делалось специально для Художественного театра, для таких вот режиссерских лабораторий, для Школы-студии МХАТ, для всего того, что у нас сейчас намечается».
«Работа в этом направлении ведется. Сцены у нас три. Пока три», – уточнил художественный руководитель МХТ. 

«Планов много, много интересного впереди. Добро пожаловать в Московский Художественный театр!» – сказал в финале встречи Константин Хабенский. 



Фоторепортаж Екатерины Цветковой
>  24 ноября
Отмена спектакля «Немного нежности» 4 декабря
Уважаемые зрители!
Спектакль «Немного нежности», назначенный на 4 декабря на Малой сцене, к сожалению, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 8 декабря включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  23 ноября
27 и 28 ноября — премьера спектакля Уланбека Баялиева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»


27 и 28 ноября на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера спектакля Уланбека Баялиева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».

Одноимённая пьеса Венедикта Ерофеева была написана им в 1985 году, на сломе времени, в предчувствии эпохи глобальных перемен. В её основе – впечатления писателя от пребывания в психиатрической больнице имени Кащенко. Именно в психиатрическую лечебницу в канун Первомая попадает главный герой пьесы – Гуревич, в образе которого можно увидеть черты самого Венедикта Ерофеева. Писателя, наделённого острым, врождённым чувством внутренней свободы, никогда не участвовавшего ни в каких социальных играх и дорого заплатившего за свою отдельность, независимость от общества. «Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. На каждую ступеньку лестницы – по плевку», – говорит его герой в поэме «Москва – Петушки», и это кредо самого автора.

Венедикт Ерофеев (1938 – 1990) прожил достаточно короткую жизнь: 51 год. Он вырос на Кольском полуострове. Школу окончил с золотой медалью, пытался учиться в различных ВУЗах: на филологическом факультете МГУ, в Орехово-Зуевском, Владимирском, Коломенском пединститутах, но был отовсюду отчислен. Работал грузчиком, разнорабочим, бурильщиком, сторожем в вытрезвителе, монтажником кабельных линий телефонной связи на всей территории СССР. На этих кабельных работах осенью 1969 года (по другим данным – весной 1970-го) и была написана самая знаменитая книга писателя «Москва – Петушки».

Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» ставится редко. Первая постановка – спектакль Евгения Славутина в Студенческом театре МГУ в 1989 году. На ней успел побывать сам автор. Среди известных спектаклей – версия Марка Захарова в театре «Ленком» (2015).

Для режиссёра Уланбека Баялиева эта постановка – вторая в МХТ имени А. П. Чехова. В 2019 году он выпустил на Малой сцене Московского Художественного театра спектакль «Сахарный немец» по забытому роману писателя и поэта Сергея Клычкова о Первой мировой войне. Имя Баялиева хорошо известно театральному зрителю: ученик Сергея Женовача, он ставил «Позднюю любовь» А. Островского в «Студии театрального искусства», «Барабаны в ночи» Б. Брехта в театре «Et сetera», «Грозу» А. Островского и «Ромул Великий» Ф. Дюррренматта в Театре им. Евг. Вахтангова и другие спектакли.

В роли Гуревича — Дмитрий Назаров, в роли его антагониста, старосты палаты Прохорова — Игорь Верник.
В остальных ролях: Янина Колесниченко, Валерий Трошин, Алексей Агапов, Армэн Арушанян, Ульяна Глушкова, Антон Ефремов, Владимир Кузнецов, Ростислав Лаврентьев, Владимир Любимцев, Артём Панчик, Николай Сальников.
>  21 ноября
Памяти Мариэтты Чудаковой


Сегодня пришла печальная весть – ушла из жизни Мариэтта Омаровна Чудакова, литературный критик и историк, исследователь и просветитель.
Многое из того, что общеизвестно сейчас о М. А. Булгакове, было найдено, открыто, описано ею. Из архивных документов, воспоминаний близких людей и случайных свидетельств ею была составлена первая научная биография писателя – «Жизнеописание Михаила Булгакова». По обгоревшим рукописям Мариэтта Чудакова восстанавливала его тексты (к примеру, черновые варианты «Мастера и Маргариты»), которые теперь считаются хрестоматийными и входят в собрания сочинений Михаила Афанасьевича. Объектами её исследований были и Михаил Зощенко, и Юрий Олеша, и Евгений Замятин…
Но, изучая прошлое, Мариэтта Омаровна жила настоящим и волновалась о будущем – писала повести для детей и до последнего времени, без скидок на возраст (а ей шёл 85 год!), ездила с лекциями по российской провинции, развозила книги по сельским библиотекам, вела активную общественную жизнь.
Уход Мариэтты Чудаковой – невосполнимая потеря для русской культуры. Художественный театр скорбит и выражает соболезнования дочери Марии, всем родным, друзьям, коллегам и ученикам Мариэтты Омаровны. Спасибо ей за всё. Память о ней будет вечной.
>  20 ноября
Константин Хабенский встретился с директором Музея МХАТ Софьей Грачёвой


Художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский встретился с директором Музея МХАТ Софьей Грачевой. Они обсудили новые возможности сотрудничества.
Своими впечатлениями поделилась Софья Грачева: «У нас много сфер пересечения, мы все выходцы из одной семьи МХТ, поэтому очень важно взаимодействие театра и музея. Например, по части создания иммерсивного спектакля и интерактивных экскурсий при участии актеров театра и студентов Школы-студии МХАТ. Музей хранит артефакты, связанные со Станиславским и Немировичем-Данченко, начиная с первой постановки „Царя Фёдора Иоанновича“ в 1898 году. Нам хочется рассказать об этом более широкому кругу людей и, конечно, с помощью инструмента интерактивной экскурсии сделать это будет легче, чем научным языком. Мы также обсудили возможность взаимного участия в проектах. В частности, когда проходят гастроли театра в других городах, можно сопровождать их мультимедийной выставкой с рассказом не только о данной постановке, но и об истории театра. Впереди юбилейный, 125-й сезон Московского Художественного театра. Задач у нас очень много. В частности, хотим начать системно собирать современные артефакты, пополнять фонд материалами о нынешних спектаклях, а также фото- и видеоматериалами из личных коллекций актеров, которые сегодня служат в МХТ. Это может стать основой очень интересный выставки!»
>  18 ноября
Встреча Министра культуры РФ Ольги Любимовой с дирекцией Художественного театра


18 ноября в Министерстве культуры РФ прошла встреча министра культуры Ольги Любимовой с административным руководством МХТ имени А. П. Чехова – первым заместителем художественного руководителя театра Мариной Андрейкиной, заместителем директора по работе со зрителем Натальей Виноградовой и начальником финансово-экономического управления Викторией Камаловой.



Вот, что пишет об этой встрече Министр культуры РФ на своей странице в Facebook: «Обсудили административные вопросы театра, в том числе участие в программе „Пушкинская карта“ и реализацию билетов.
Рада встретиться с командой дирекции театра. Последние два года были достаточно непростыми для всей театральной отрасли. Поэтому хотелось бы обсудить, какая финансовая ситуация в театре на сегодняшний день.
По словам заместителя худрука-директора, театр активно развивает свое присутствие в онлайн-среде.
„МХТ им. Чехова показывает хорошие показатели по продаже билетов с собственного сайта. Своими силами мы реализуем 82% билетов“, — заявила она.
Марина Андрейкина отметила, что театр с начала сезона присоединился к программе „Пушкинская карта“ и успешно ее реализовывает.
„За 2,5 месяца куплено 1650 билетов на сумму 2,5 млн. рублей. При этом мы получили новый приток молодежный аудитории, чему мы очень рады“, — добавила заместитель худрука-директора.
Она также рассказала, что пандемию коронавируса театр смог пережить во многом благодаря поддержке Министерства культуры и той „подушке безопасности“, которая была сформирована учреждением.
„Нам удалось удержать почти все показатели за последние два года на том уровне, на каком они были в течение 20 лет“, — подчеркнула Марина Андрейкина.
Заместитель худрука-директора пояснила, что театр продолжает практику ведения таблиц эффективности спектаклей, начатую Олегом Павловичем Табаковым и ориентируется на сформулированный им секрет успеха, заключающийся в сбалансированном репертуаре и частой игре.
Марина Андрейкина обратила внимание, что на сегодняшний день труппа МХТ имени А. П. Чехова состоит из 108 человек, она добавила, что за период пандемии штат понёс значительные потери, при этом обновления труппы новыми артистами долгое время не происходило.
Теперь пополнение труппы новыми достойными артистами станет задачей Константина Юрьевича Хабенского. Это создаст ситуацию хорошей, здоровой конкуренции среди выпускников театральных вузов, конечно, выпускников Школы-студии МХАТ и уже состоявшихся в профессии артистов других театров».

Фотоотчёт Министерства культуры РФ
>  17 ноября
Спектакль МХТ «Месяц в деревне» откроет Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске


4 и 5 декабря спектакль Егора Перегудова «Месяц в деревне» будет сыгран на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Этой постановкой МХТ имени А. П. Чехова откроется программа XIV Международного Рождественского фестиваля искусств, который пройдёт в Новосибирске и области с 4 по 18 декабря в рамках национального проекта «Культура». Один из крупнейших международных культурных форумов за Уралом проводит театр «Глобус» при поддержке Министерства культуры Новосибирской области в партнерстве с Новосибирской государственной филармонией.

«Рождество – удивительный праздник, устраняющий преграды между представителями любых народов и стран, – говорят организаторы фестиваля. – Он создает уникальную атмосферу, в которой способен происходить диалог культур. Во всем мире в этот период проводится множество карнавалов, ярмарок, представлений. И Новосибирск, общепризнанный центр Сибири, а географически и центр страны, в 1995 году открыл на своей территории фестиваль, основная идея которого – подарить людям встречи с подлинными образцами современного российского и зарубежного искусства».
>  17 ноября
120 лет со дня рождения Ли Страсберга


Сегодня, 17 ноября, 120 лет со дня рождения Ли Страсберга (1901–1982). Американского актера, режиссера и педагога, обучившего системе Станиславского три поколения актеров Голливуда. Марлон Брандо и Аль Пачино, Дастин Хоффман и Мэрилин Монро, Джейн Фонда и Пол Ньюман – все эти звезды засияли столь ярко именно благодаря урокам Страсберга.



Переворот в жизни сына эмигрантов из маленького австро-венгерского местечка случился, когда ему было 22. В 1923 году Ли, ученик театральной школы Clare Tree в Нью-Йорке, подрабатывающий кладовщиком и клерком, попал на спектакли Художественного театра, гастролировавшего в США. И был настолько потрясен, что бросил свою школу и пришел к новому учителю: Ричарду Болеславскому, бывшему актеру и режиссеру МХАТа, который вместе с бывшей мхатовской актрисой Марией Успенской открыл в Нью-Йорке Американский Лабораторный театр. Страсберг с огромным увлечением изучал систему Станиславского, метод Мейерхольда, а в 1931 году даже посетил СССР, где увидел «Принцессу Турандот» Вахтангова и несколько спектаклей Мейерхольда.
В 1948 году Страсберг начал преподавать систему Станиславского в Actors Studio на Манхеттене, а в 1951 году возглавил эту театральную школу. Actors Studio прогремела на всю Америку. Поступить туда стало невозможно, настолько гигантским был конкурс. Джек Николсон поступал к Страсбергу 5 раз, Дастин Хоффман – 6, а Харви Кейтель, говорят, все 11! В 1966 году Страсберг открыл Actors Studio в Лос-Анджелесе, а в 1969-м – Институт театра и кино Ли Страсберга, у которого было две учебные площадки: в Нью-Йорке и Голливуде. Обучались у Страсберга не только актеры, но и режиссеры: 17«Оскаров» за лучшую кинорежиссуру в период с 1947 по 1983 годы получили бывшие ученики Страсберга.



Сам он, кстати, тоже номинировался на «Оскар» – за лучшую роль второго плана в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец–2». Помните криминального авторитета Хаймана Рота? В этот фильм Ли Страсберг был приглашен благодаря одному из самых талантливых своих учеников – Аль Пачино.

На фото: Ли Страсберг, со своими учениками Робертом де Ниро и Аль Пачино, с Аль Пачино в фильме «Крестный отец–2».
>  16 ноября
25 декабря — дневной благотворительный спектакль «№ 13D» в пользу фонда «Артист»


25 декабря в 14:00 спектакль Владимира Машкова «№ 13D» будет сыгран в пользу подопечных Благотворительного фонда «Артист».
Более 2500 ветеранов театра и кино получают социальную и медицинскую помощь от Фонда, учредителями которого являются артисты Евгений Миронов, Мария Миронова, Игорь Верник, Леонид Ярмольник и продюсер Наталья Шагинян-Нидэм.
Ждём вас в театре! Участие каждого в благотворительной акции МХТ бесценно для наших старших коллег!
>  16 ноября
День рождения Инны Соловьёвой


Сегодня день рождения у Инны Натановны Соловьёвой – выдающегося критика, историка театра, человека, между именем которого и понятием «Московский Художественный театр» можно поставить знак равенства.
Она застала довоенный МХАТ – ходила на спектакли ребёнком и пронесла впечатления через жизнь. Училась в ГИТИСе у Павла Маркова, легендарного мхатовского завлита. В 1950-60 годы публиковалась в журналах «Театр» и «Новый мир», а с 1967-го работает в Школе-студии МХАТ, возглавляет научно-исследовательский сектор. Исследует, анализирует жизнь и приключения идеи Художественного театра, ведёт его летопись, делает невероятные открытия и делится ими с миром. Её труды – настольные книги для каждого, интересующегося историей МХТ. С некоторыми из них можно познакомиться в нашей электронной библиотеке.
Инна Натановна Соловьёва преподавала в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ. Её лекции памятны всем, кому посчастливилось на них побывать. И сегодня, поздравляя Инну Натановну – наше достояние – с днём рождения, желая ей здоровья и скорейшего выхода в свет новой книги, созданной при её участии («Письма в Художественный театр» — уже вот-вот!), мы предлагаем вам приобщиться к прекрасному и услышать её рассказ на тему «Станиславский: система как свобода». Запись сделана в 2017 году в лектории культурного центра «Хитровка».


>  16 ноября
Лекция Бориса Любимова «Достоевский и Художественный театр»


ВНИМАНИЕ: регистрация на лекцию закрыта!

29 ноября в 19 часов на Новой сцене МХТ состоится лекция заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Николаевича Любимова «Достоевский и Художественный театр».

Фёдор Михайлович Достоевский ушёл из жизни почти за два десятилетия до открытия МХТ, но в мхатовском Портретном фойе его портрет висит в одном ряду с основателями, наравне с главными авторами театра – Чеховым, Горьким, Булгаковым.
МХТ впервые обратился к творчеству писателя в 1910 году, а последняя на сегодняшний день премьера по его произведению состоялась в 2019-м. В этот век с Достоевским вошли и «первая русская трагедия» на сцене (так писал Вл. И. Немирович-Данченко о своей постановке «Братья Карамазовы»), и открытая переписка театра с Горьким, выступавшим против обращения МХТ к «Бесам», и пророческое «Село Степанчиково», предвосхитившее торжество Хама буквально в канун революции. Здесь же – варианты «Дядюшкиного сна», три обращения к «Преступлению и наказанию», «Кроткая» Льва Додина, перешедшая на мхатовскую сцену из БДТ вслед за Олегом Борисовым, новые интерпретации «Карамазовых», «Бобок», «Белые ночи»…
Лекция о диалоге театра и автора, которого «играть нельзя, его можно прострадать, промучиться на сцене; жить им – это значит быть в крови» (слова Леонида Леонидова, первого исполнителя роли Дмитрия Карамазова в МХТ), приурочена к 200-летию со дня рождения Достоевского.

Борис Любимов — заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор, ректор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина, заведующий кафедрой истории театра России в ГИТИСе, заместитель художественного руководителя по литературно-драматургической части Малого театра.

Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем лекции можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  15 ноября
Новые исполнители


Сегодня вечером роль Бегемота в спектакле Яноша Саса «Мастер и Маргарита» впервые исполнит Алексей Краснёнков.
>  13 ноября
Театру Вахтангова 100 лет!
Сегодня 100 лет Государственному академическому театру имени Евгения Вахтангова. Это праздник для всего театрального мира, и мы разделяем его с особенно радостным чувством – ведь Московский Художественный театр связан с Вахтанговским узами кровного родства.



Ровно сто лет назад, 13 ноября 1921 года, официально открылась Третья студия МХАТ. Актер и режиссер МХТ Евгений Вахтангов основал свою студию еще в 1913 году: она меняла названия – Студенческая, Мансуровская (по дому в Мансуровском переулке, где обосновались студийцы). И вот наконец вошла «под крыло» МХАТа и получила здание – бывший особняк Берга на Арбате, 26. Это адрес хорошо знаком нам сегодня.



Отойдя от натурализма Художественного театра, исповедуя открытую театральность, Вахтангов всегда опирался на систему Станиславского. По словам актера и режиссера Бориса Захавы, Вахтангов «положил это учение в основу своей новой прекрасной постройки». «Станиславский идеально знает актера, с головы до ног, от кишок до кожи, от мысли до духа» – писал Вахтангов в дневнике. И в тот самый вечер 13 ноября, когда торжественно открылась Третья студия МХАТ, Константин Сергеевич тоже выходил на сцену. Сначала публика увидела спектакль Вахтангова «Чудо святого Антония», а затем начался концерт, на котором Станиславский читал Пушкина, Вахтангов – Мопассана, а Михаил Чехов представил отрывок из «Ревизора».



Сегодня, сто лет спустя, в Театре имени Вахтангова День тишины: двери театра открыты с 12.00 до 19.00, любой желающий может прийти, посидеть в зрительном зале и послушать голоса великих артистов этого театра, оставшиеся на пленке.

МХТ имени А. П. Чехова от всей души поздравляет вахтанговцев с юбилеем. Желаем долгих лет творческого подъема, высокого художественного поиска и, конечно, множество прекрасных премьер!
>  12 ноября
«Мхатовские пятницы»: Артём Быстров


19 ноября на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова — вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Собеседником Вадима Верника станет один из ведущих молодых актёров Художественного театра Артём Быстров.
Разговор пойдёт о пути в профессию, об учёбе в родном Нижнем Новгороде, а затем в Школе-студии МХАТ у Константина Райкина, о работе с мастерами сцены, о последних премьерах в театре, где за 12 лет Быстровым сыграно порядка тридцати ролей и об успехах в кино (Артём — лауреат международного кинофестиваля в Локарно за главную роль в фильме Юрия Быкова «Дурак»).

Артём Быстров: «Я из простой семьи, никаких театральных корней у меня нет. Папа – дальнобойщик, мама с детьми сидела. Театр в жизни случился неожиданно, и я даже не могу назвать это работой. Театр это состояние души, в другом месте я просто не смог бы существовать. Хотя до сих пор боюсь говорить о себе “мхатовец”. Я думаю, главное — это понимать, чувствовать всем существом, что это великое, сакральное место. А уж соответствую я ему или нет – это другой вопрос, пусть сам театр это решает».

В вечере примут участие кинорежиссёр Юрий Быков и артисты МХТ имени А. П. Чехова.
«Мхатовские пятницы» — цикл творческих встреч Вадима Верника с артистами Московского Художественного театра: мэтрами, молодыми мастерами и актерами, только начинающими свой путь в профессии, но уже имеющими, что сказать зрителям.
>  12 ноября
Новые исполнители


Сегодня вечером роль Томаса в спектакле Виктора Крамера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» впервые исполнит Игорь Хрипунов.

20 ноября в спектакле Данила Чащина «Лёха…» впервые примет участие Владимир Любимцев.
>  11 ноября
Изменения в репертуаре Малой сцены 17 ноября
Уважаемые зрители!
Спектакль «Человек-подушка», назначенный на 17 ноября на Малой сцене, к сожалению, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 21 ноября включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

17 ноября на Малой сцене состоится спектакль «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  11 ноября
200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского


Сегодня, 11 ноября, 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского (1821–1881).
Для сцены его открыл именно Художественный театр. Нет, произведения этого автора ставили и раньше, но только МХТ почувствовал и то, что Достоевский, по сути, великий драматург, блестящий мастер интриги, и то, какой пророческой силой обладает его проза.
«Я сам не ожидал, что откроются такие громадные перспективы», – писал Немирович-Данченко Станиславскому в 1910 году после премьеры «Братьев Карамазовых». Впервые в Художественном театре появился подлинно трагедийный спектакль, причём до трагических высот в нём поднимался весь актёрский ансамбль: и Василий Качалов, игравший Ивана, и Леонид Леонидов – Дмитрий, и Иван Москвин – штабс-капитан Снегирёв, и Лидия Коренева – Лиза Хохлакова. По словам критика Любови Гуревич, «гениальное произведение молнией ударило в души артистов» — от артистов, рикошетом, ударило оно и в души зрителей, заполнявших зал на протяжении двух вечеров. Спектакль шёл два дня подряд, но на части не распадался: сцены из романа объединяла фигура Чтеца, и это тоже было новым словом в сложнейшей теме инсценировки прозы.
Спектакль «Николай Ставрогин» в 1913 году вызвал скандал ещё до премьеры. Максим Горький в открытом письме, напечатанном в газете «Русское слово», заявлял, что Достоевский социально вреден, патологичен, и призывал всех «духовно здоровых людей» выступить против постановок его произведений на сценах театров. Понятно, что не устраивало пролетарского писателя: в «Бесах» выведены «дьяволы от революции» Петр Верховенский со товарищи — такой ракурс Горькому казался реакционным. Но время показало, что МХТ, с его мизантропическим взглядом на людей, мечтающих свергнуть общественный строй, был не так уж и не прав. Спектакль, однако, долго не прожил – началась Первая мировая война, обществу стали нужны жизнеутверждающие истории, и «Николая Ставрогина» сняли.
И постановка Станиславским и Немировичем-Данченко «Села Степанчикова» обернулась пророчеством: премьера спектакля состоялась в конце сентября 1917 года, за месяц до революции. Триумф Фомы Опискина, ничтожества, ставшего вершителем судеб — его играл Иван Москвин — предвосхитил торжество Хама, который вскоре вышел на историческую арену, чтобы вольготно на ней расположиться.
В Советском Союзе с начала 30-х годов Достоевский попал под запрет, поэтому после «Дядюшкиного сна» 1929 года с Николаем Хмелевым в роли Князя К. следующие спектакли появились только в оттепель. Но дальше Достоевский уже не сходил с мхатовской сцены. Снова обращались к «Карамазовым» (в 1960-м – Борис Ливанов, в 2013-м – Константин Богомолов) и к «Селу Степанчикову» – в роли Фомы Опискина с 1970 года блистал Алексей Грибов. Трижды – уже в новом времени, начиная с конца 1990-х – ставили «Преступление и наказание»: это были спектакли Виктора Сергачева, Елены Невежиной и Льва Эренбурга. В 1992 году вышел «Бобок» Вячеслава Долгачева по повестям Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью», «Бобок» и «Крокодил».
Вершиной репертуара стал спектакль Льва Додина «Кроткая» (1985), в котором грандиозно играл Олег Борисов. Его герой проникал в такое подполье человеческой души, что образ возникал почти сюрреалистический. 
Сегодня в репертуаре МХТ два спектакля по Достоевскому: масштабная мрачная фантазия Константина Богомолова «Карамазовы» и камерный психологический спектакль Айдара Заббарова «Белые ночи».
>  10 ноября
Прощание с Иреной Сухаревой


Прощание с художником-гримёром Иреной Сухаревой состоится 12 ноября.
В 11.00 начнётся гражданская панихида в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова.
В 13.00 — отпевание в Храме Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище (ул. Сергея Макеева, 15, стр. 2).
Затем — кремация в Хованском крематории (п. Мосрентген, ул. Адмирала Корнилова, 42).
Похоронена Ирена Борисовна будет на Введенском кладбище Москвы.
>  9 ноября
Скоро премьера: «Вальпургиева ночь» Уланбека Баялиева


В МХТ имени Чехова идут репетиции пьесы Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь». Премьера спектакля Уланбека Баялиева – 27 ноября. В главных ролях – Дмитрий Назаров и Игорь Верник.
Единственная завершенная пьеса Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» была написана им в 1985 году. В ее основе – впечатления Ерофеева от очередной госпитализации в психиатрическую больницу имени Кащенко для лечения от алкогольной зависимости. Именно в психушку попадает главный герой пьесы – Гуревич (его играет Дмитрий Назаров), как и Ерофеев, абсолютно не зависимый от общества человек, дорого заплативший за эту свою отдельность. В больнице Гуревич встречается со своим антагонистом Прохоровым (Игорь Верник) и последующие события разворачиваются драматически.
«Вальпургиеву ночь» Ерофеев назвал трагедией – и в ней действительно слышится дыхание рока, тяжелая поступь судьбы.
Это и судьба самого Венедикта Ерофеева. «Ты царь: живи один» – писал о назначении поэта Пушкин. Но мало кто из художников способен уйти от мира, не участвовать в социальных играх, полностью доверившись лишь своему дару. Венедикт Ерофеев был таким абсолютно свободным человеком. «Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. На каждую ступеньку лестницы – по плевку», – говорит его герой в поэме «Москва – Петушки», и это кредо самого автора.
Блестяще одаренного, эрудированного юношу, золотого медалиста, чье детство прошло на Кольском полуострове, выгоняли из всех ВУЗов, куда он поступал: сначала из МГУ, а потом из Орехово-Зуевского, Владимирского, Коломенского пединститутов. Выгоняли за прогулы и общую неблагонадежность. Кем только не работал Ерофеев – грузчиком и бурильщиком, кочегаром и сторожем, десять лет тянул телефонный кабель по всему СССР в составе бригады работяг. На этих-то кабельных работах осенью 1969 года (по другим данным – весной 1970-го) и была написана самая знаменитая книга писателя «Москва – Петушки».
С кем же можно сравнить Ерофеева по острому, врожденному чувству внутренней свободы? Наверное, с Иосифом Бродским. Кстати, они очень ценили друг друга, хоть лично и не встречались: Ерофеев называл Бродского «лучшим поэтом нынешней России», написал о нем эссе, а Бродский послал Ерофееву телеграмму с предложением приехать в США сделать операцию на горле (у Венедикта Васильевича был рак гортани). Конечно, Ерофеев никуда не поехал, но телеграммой очень гордился и даже положил ее под стекло. Умер он в 1990 году, в 51 год. Свою поэму «Москва–Петушки» Ерофеев все же успел увидеть напечатанной на родине. Увидел и первую постановку «Вальпургиевой ночи»: в 1989 году трагедию поставил Евгений Славутин в Студенческом театре МГУ. 
>  9 ноября
Ушла из жизни Ирена Сухарева


Несчастье за несчастьем… Вечером 8 ноября ушла из жизни художник-гримёр Ирена Борисовна Сухарева.
В июне этого года мы поздравляли её с 70-летием, а две недели назад, в день рождения МХТ, она должна была получить драгоценную «чайку» – золотой памятный знак с бриллиантом за 50 лет служения Художественному театру. Болезнь помешала ей присутствовать на церемонии, но тогда мы все были уверены в скорой встрече…
Ирена Борисовна называла МХАТ своей судьбой – здесь играл её дед, Яков Борисович Сухарев, и, хотя она не росла за кулисами, считала театр родным. Мечтала работать гримёром в кино, но, будучи студенткой Театрально-художественного технического училища, пришла во МХАТ на практику и осталась здесь навсегда.
«Этот театр меня просто околдовал, – рассказывала Ирена Борисовна, – в нём всё казалось таким грандиозным, в нём было столько священнодействия, таинства и волшебства, к чему хотелось быть причастной всю свою жизнь».
Приобщённая к тайнам, она творила волшебство своими руками, преображая лица Аллы Тарасовой, Ангелины Степановой, Софьи Пилявской, Анастасии Вертинской, Елены Майоровой, Ирины Мирошниченко, Натальи Теняковой, Ольги Яковлевой, Ренаты Литвиновой… Вместе с актрисами она придумывала и создавала образы их героинь, была полноправным соавтором спектаклей. А ещё для каждой из них, да и для всех мхатовцев, она была родным человеком. Её уход – наше общее горе.
Кланяемся светлой памяти Ирены Борисовны, её искусству и жизни, полной бескорыстной любви к Художественному театру. Просим всех её близких принять наши искренние соболезнования. 

Прощание с художником-гримёром Иреной Сухаревой состоится 12 ноября.
В 11.00 начнётся гражданская панихида в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова.
В 13.00 — отпевание в Храме Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище (ул. Сергея Макеева, 15, стр. 2).
Затем — кремация в Хованском крематории (п. Мосрентген, ул. Адмирала Корнилова, 42).
Похоронена Ирена Борисовна будет на Введенском кладбище Москвы.
>  9 ноября
Внимание: важная информация о возврате билетов
Уважаемые зрители!
Просим обратить внимание на следующую информацию. Если у вас есть билеты в МХТ, приобретённые до 26 октября 2021 года, но нет QR-кода и прочих требуемых для посещения театра документов (справки о медотводе и отрицательного результата ПЦР-исследования, выполненного не более чем за сутки до мероприятия), вы можете вернуть билеты по месту приобретения и получить их полную стоимость не позднее 11 ноября 2021 года. Начиная с 12 ноября будут действовать обычные правила возврата билетов.
Билеты, приобретённые в кассах театра, принимаются к возврату не позднее чем за час до начала спектакля.
Возврат билетов, купленных на сайте МХТ, можно оформить, прислав заявление на адрес bilet@mxat.ru. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
>  8 ноября
Прощание с Екатериной Кузнецовой


Прощание с театральным художником и педагогом, заслуженным работником культуры РФ Екатериной Кузнецовой пройдёт 9 ноября в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова. Начало гражданской панихиды в 11.00.
В тот же день состоится кремация в Митинском крематории (Красногорский район, посёлок Отрадное, Пятницкое шоссе, 3). 
Екатерина Вячеславовна будет похоронена на Введенском кладбище Москвы.
>  6 ноября
Ушла из жизни Екатерина Кузнецова


Сегодня, после тяжёлой болезни, не стало Екатерины Вячеславовны Кузнецовой, театрального художника, педагога, человека, без которого нам трудно представить будни Художественного театра.
Более 35 лет, с момента окончания постановочного факультета Школы-студии МХАТ, она работала здесь художником-технологом, принимала участие в создании практически всех мхатовских постановок этого периода. Как сценограф оформила больше десяти спектаклей МХТ, многократно была соавтором режиссёра Марины Брусникиной.
Человек Художественного театра, она присутствовала в каждом его дне, её вклад есть в любом его событии, будь то спектакли, вечера, выставки и даже экскурсии – многим нашим зрителям она открывала «тайны закулисья»…
Катя Кузнецова – в театре её редко называли по имени-отчеству – наше «облако доброты», была искренне любима абсолютно всеми: коллегами, друзьями, студентами Школы-студии МХАТ, где она много лет преподавала. Сегодня у всех нас горе.
В книге «МХТ. Взгляд из-за кулис» есть её интервью, которое заканчивается словами: «Театр удивительным образом позволяет сохранить молодость души и почаще забывать, что тебе не так уж и мало лет. Театр учит умению понимать высокий смысл коллективного творчества: ты вроде бы всего лишь один из многочисленных винтиков сложного театрального механизма, но сработай ты плохо – и что-то затормозится, застопорится… Очень хочется, чтобы у „винтика“ по фамилии Кузнецова в трудовой книжке других записей больше не появилось. Надеюсь, так оно и будет».
Так оно и вышло.
Московский Художественный театр скорбит и выражает соболезнования родным Екатерины Вячеславовны, друзьям, многочисленным ученикам, всем, кто её знал и любил. 

Прощание пройдёт 9 ноября в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова. Начало гражданской панихиды в 11.00.
В тот же день состоится кремация в Митинском крематории (Красногорский район, посёлок Отрадное, Пятницкое шоссе, 3). 
Екатерина Вячеславовна будет похоронена на Введенском кладбище Москвы.
>  5 ноября
Константин Хабенский встретился с молодыми актёрами МХТ


Сегодня днём художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский встретился с молодыми актёрами мхатовской труппы.
На встрече были Кирилл Власов, Олег Гаас, Ульяна Глушкова, Иван Дергачев, Софья Евстигнеева, Елизавета Ермакова, Антон Ефремов, Валерий Зазулин, Никита Карпинский, Мария Карпова, Кузьма Котрелев, Ульяна Кравец, Владимир Кузнецов, Антон Лобан, Владимир Любимцев, Софья Райзман, Мария Сокольская, Данил Стеклов, Дмитрий Сумин, Вероника Тимофеева, Даниил Феофанов, Дмитрий Чеблаков.



Своими впечатлениями делятся участники встречи.

Данил Стеклов: «Наш разговор шёл около часа, и это было неформальное общение. Я почувствовал ветер свободы, что для нашего театра очень важно, и радость от будущей работы. У Константина Юрьевича есть интересные задумки. Мне, например, важно, что он готов экспериментировать, а я это очень люблю. Он поделился с нами планами по привлечению новых площадок, новых территорий, и это тоже здорово. Хабенский предложил каждому из нас написать свои творческие идеи на листе формата А4 и принести ему, — он заверил, что все пожелания будут рассмотрены! Я сразу сказал о своём желании поработать над современной драматургией с молодым режиссёром. А Ульяна Кравец предложила сделать спектакль в стиле стендап, и это, мне кажется, интересно. Главный посыл Константина Юрьевича, как я его понял: ребята, не ждите у моря погоды, начинайте двигаться сами, — приносите свои идеи, а я буду вас поддерживать».



Софья Евстигнеева: «Мне понравилось, что Константин Юрьевич говорил о конкретных вещах и говорил с нами не как недосягаемый начальник, а на равных, — как руководитель, открытый к диалогу. Я почувствовала, что к нему можно обратиться с тем, что тебя по-настоящему волнует. У меня пока нет конкретных идей, но я об этом задумалась, и в скором времени надеюсь поделиться с Константином Юрьевичем своими творческими мечтами».



Олег Гаас: «Я с детства доверяю Хабенскому как актеру, поэтому сегодняшняя встреча имеет для меня особый смысл. Во время разговора я озвучил своё желание сыграть в иммерсивном драматическом спектакле с фокусами. Есть такая английская пьеса „Фокус пошёл не так“, и я бы с удовольствием в ней поучаствовал. О других своих желаниях напишу Константину Юрьевичу на бумаге. Я много снимаюсь, и для меня было важно услышать о том, что на хорошие проекты Хабенский будет актеров отпускать, — хотя театр, как он подчеркнул, должен быть в приоритете, и я с ним в этом согласен… Еще на нашей встрече мне хотелось угостить всех киевским тортом, который я привёз только что со съемок. Константин Юрьевич, как выяснилось, сладкое не ест, но ребята торт съели, — говорят, было вкусно».

Фоторепортаж Екатерины Цветковой
>  5 ноября
Новые исполнители


Сегодня вечером роль майора Бородина в спектакле Сергея Женовача «В окопах Сталинграда» впервые исполнит Иван Дергачёв.
>  4 ноября
В «Ночь искусств» — премьера видеоверсии лекции Алексея Бартошевича «Мой Художественный театр»


4 ноября в 21:00 в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» мы приглашаем вас стать слушателями лекции Алексея Бартошевича — шекспироведа, театрального ученого, педагога ГИТИСа. 
Лекция «Мой Художественный театр» состоялась 27 октября на Новой сцене МХТ. Этот камерный зал вмещает не много людей, но нам очень хочется, чтобы рассказ Алексея Вадимовича услышали многие сотни и тысячи. Потому что вместе с ним мы оказываемся всего в одном шаге от тех, кто создавал МХТ — не как театр, а как место этического и эстетического императива. Место художественной силы. Этот рассказ о прошлом помогает нам понять себя настоящих, почувствовать связь времен.
«Станиславский и Немирович каким-то чудом создали сообщество людей, для которых Художественный театр был не службой, а служением… Представьте себе, что же это такое — родиться и расти среди этих людей», — Алексей Бартошевич. 

>  2 ноября
День рождения Раисы Максимовой
2 ноября исполняется 92 года старейшине Художественного театра Раисе Викторовне Максимовой. В этому году она получила золотую «чайку» за 65 лет служения МХТ!
Интервью, которое мы вам сегодня представляем, было сделано к 90-летию актрисы. В роли интервьюера – Рената Литвинова, в спектаклях которой «Северный ветер» и «Звезда вашего периода» играет Раиса Максимова.
Художественный театр от души поздравляет Раису Викторовну и желает здоровья, бодрости и неиссякаемого желания выходить на сцену!

>  2 ноября
Изменения в репертуаре /отмена спектакля «Белые ночи» 26 ноября/
Уважаемые зрители!
Спектакль «Белые ночи», назначенный на 26 ноября на Малой сцене, к сожалению, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 30 ноября включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

26 ноября на Малой сцене состоится спектакль «Механика любви». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  2 ноября
«Лаборатория режиссёрских дебютов»: спектакль Евгения Закирова «Очень-очень-очень тёмная материя»


4 ноября зрители увидят вторую работу «Лаборатории режиссерских дебютов» – спектакль Евгения Закирова «Очень-очень-очень темная материя». Эта пьеса Мартина МакДонаха впервые в России будет поставлена именно в МХТ имени А. П. Чехова.
Евгений Закиров – очень разносторонний человек. Студент 5 курса режиссерской мастерской Сергея Женовача до поступления в ГИТИС успел получить актерское образование во ВГИКе, зарабатывал организацией квестов, снимал короткометражное кино, написал несколько пьес (они вошли в шорт-листы драматургических конкурсов) и время от времени выступает в качестве переводчика. Эту пьесу МакДонаха Евгений тоже перевел сам. «Очень-очень-очень темная материя» – не первая встреча Закирова с текстами знаменитого британо-ирландского драматурга: еще учась во ВГИКе, он поставил «Сиротливый Запад» и вместе с товарищами показывал его на фестивалях как независимый проект. Для Закирова МакДонах – «Чехов сегодняшнего дня», драматург современного жестокого мира, в котором не на кого и не на что опереться. Ну разве что на театр – ведь театр, по убеждению молодого режиссера, это «территория авторства», место, где возможно искреннее осмысление того, что происходит «здесь и сейчас».
В спектакле «Очень-очень-очень темная материя» заняты артисты МХТ имени А. П. Чехова Елизавета Ермакова, Кузьма Котрелев, Иван Дергачев, Владимир Любимцев, Армэн Арушанян, Валерий Зазулин. Художник – Ольга Богатищева.
«Лаборатория режиссерских дебютов» – совместный проект МХТ и фестиваля «Уроки режиссуры» (Биеннале театрального искусства).

Фото Александра Иванишина
>  1 ноября
Продажа билетов на декабрь
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на декабрь в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на сайте театра начнётся 6 ноября в 12:00.
Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 10:00.
Бронирование билетов на спектакли декабря по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 8 ноября с 12:00.
При покупке билетов просим учесть, что, согласно приказу Министерства культуры РФ от 26 октября 2021 года, с 30 октября 2021 года посетить спектакли МХТ имени А. П. Чехова можно только при предъявлении паспорта и QR-кода, подтверждающего факт вакцинации от COVID-19 или уже перенесённого заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Зрителям, имеющим медицинские противопоказания для вакцинации, необходимо иметь при себе справку о медотводе и отрицательный результат ПЦР-исследования (в бумажной форме или в виде QR-кода), выполненного не более чем за сутки до визита в театр.
Иностранным гражданам на входе в театр нужно предъявить бумажную справку с отрицательным результатом ПЦР-исследования, сделанного не более чем за сутки до мероприятия. 
Зрителям младше 18 лет QR-код не требуется.
Ношение масок или респираторов на протяжении всего пребывания в театре остаётся необходимым.
>  1 ноября
Спектакль «Идеальный муж. Комедия» возвращается на сцену МХТ


Дорогие друзья!
Спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж. Комедия» возвращается на сцену Московского Художественного театра. Ближайшие показы состоятся 22 и 23 декабря. Билеты поступят в продажу 6 ноября.