Безопасный смех

Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007
На премьере в МХТ министр финансов Алексей Кудрин с удовольствием смеялся над героями, занятыми решением финансовых вопросов. В репертуаре театра появилась еще одна беспроигрышная комедия. 

Январские представления «Примадонн» на основной сцене МХТ имени Чехова премьерой можно назвать, конечно, с большой натяжкой: с конца октября спектакль начали играть на арендованной сцене Театриума на Серпуховке, однако худрук театра Олег Табаков решил, что официальную премьеру следует сыграть на своей сцене. И, дождавшись окончания масштабной реконструкции, назначил теперь уже официальную премьеру. Своего рода рождественский подарок тем, кто умеет ждать.

Следует согласиться с логикой художественного руководителя: «Примадонны» Кена Людвига — как раз из тех комедий, которые надо «наиграть». Переодевания, многочисленные комедийные ситуации — всё требует чрезвычайной слаженности движений и точности исполнения. Дополнительный аргумент в пользу отложенной премьеры: герои пьесы — молодые актеры, зарабатывающие игрой шекспировских монологов и диалогов. По отзывам других персонажей, особенно им удается «Двенадцатая ночь», действие которой, как известно, разворачивается на Рождество. Одно к одному.

Коротко изложим сюжет: из газеты молодые актеры, Лео и Джек, узнают о том, что богатая и при смерти находящаяся старуха Флоренс Снайдер разыскивает своих дальних родственников, которых видела когда-то совсем еще детьми. Бедные артисты решают попытать счастья и тут узнают, что миллионерша ищет не племянников, а племянниц. Впрочем, финансовое их положение не оставляет выхода… Проблемы, разумеется, подстерегают их ежеминутно: во-первых, у старухи уже имеется одна наследница, Мэг, во-вторых, делить наследство никак не хочет влюбленный не столько в Мэг, сколько в ее потенциальное наследство пастор Дункан, в-третьих, старуха оказывается живучей, в-четвертых, Лео влюбляется в Мэг, а та, как выясняется, когда-то давно была очарована игрой Лео… Впрочем, это, наверное, уже в-пятых, и таких обстоятельств можно насчитать еще с десяток: жанр требует ежеминутного обострения ситуации, нагромождения трудностей до… шекспировских масштабов.

Трудно вообразить себе продюсера, который бы отказался от такого сюжета. Одновременно трудно представить себе продюсера, который бы безоговорочно принял ее к постановке: все-таки как ни крути, а сравнение со всенародно любимым фильмом «В джазе только девушки» — неизбежно. Надо выдумать нечто экстраординарное, чтобы это сравнение вышло в пользу спектакля.

Экстраординарность премьеры, увы, ограничивается пока завлекательным распределением: Лео и Джека играют Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев соответственно (причем Дюжев ради такого дела приглашен был в труппу МХТ). Сребролюбивого пастора играют «в очередь» Анатолий Белый и актер Театра Табакова Сергей Угрюмов, в роли старухи-миллионерши — Михаил Трухин, а ее родственницы Мэг — Наташа Швец.

Тут самое время заметить, что переодевающаяся в мужчину женщина обыкновенно тем самым закручивает сюжет лирической комедии. Мужчина же в женском платье — это совсем другая история, тоже, конечно, комедия, но уже эксцентрическая, с безудержным потоком гэгов, сомнительных положений и двусмысленных шуток, со всем этим надо мастерски справиться, поскольку общедоступный театр все-таки рассчитан на широкую аудиторию, обыкновенно — без ограничения возраста. На нелегком пути героев каждые пять минут положено быть шутке и соответственно смеху до колик. Если смеха нет — а добрую половину спектакля, пока во всяком случае, не смешно или смешно, но не очень, — нет и комедии. К финалу ситуация вроде бы выправляется, но общего впечатления это все же не меняет.

Режиссер Евгений Писарев приглашен был, кажется, только потому, что год назад с успехом выпустил на родной своей сцене Театра имени Пушкина другую комедию того же Людвига — «Одолжите тенора!». В театре повторение — увы, не всегда оказывается матерью учения и чаще всего использование тех же приемов и того же материала в повторе уступает «первоисточнику».

Кстати, для МХТ имени Чехова «Примадонны» — тоже в своем роде «второй спектакль», имея в виду уже идущую на сцене театра такую же коммерческую комедию Рэя Куни «№ 13», с присутствием и чуть ли не необходимостью которого в репертуаре смирились, кажется, все. Мол, и Станиславский «грешил»… Тут самое время вспомнить Шекспира, у которого Лир, выбирая между Реганой и Гонерильей, признает: «Плохие, стало быть, не так уж плохи, когда есть хуже. Кто не хуже всех, еще хорош». Тем более что «№ 13» и вправду идет при несмолкаемом смехе. По условиям жанра это обстоятельство искупает все прочие недостатки.

На премьере было заметно появление в зале Художественного театра совершенно новой публики, представители которой без стеснения поднимали ряд и выходили во время действия. Спустя несколько минут возвращались, снова тревожа соседей. Вырвать эту публику из «лап» моря «досуговых услуг», конечно, непросто и, наверное, важно. Но как не потерять при этом прежнюю театральную публику? Это вопрос.
2007
Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007
В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007
Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007
Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007
Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007
7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007
Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007
Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007
«Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007
Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007
Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007
Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007
Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007
Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007
Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007
«Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007
Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007
Где-то сценарий нашел режиссер…, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007
Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007
На горе сосна растет…, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007
Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007
Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007
Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007
В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007
Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007
Следствие закончено — забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007
Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007
Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007