Счастье естьНаталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Модернистский роман Кнута Гамсуна (а литературоведы признали его именно таким, хотя само это направление начало развиваться позже срока написания «Голода») в версии режиссера Лизы Бондарь неожиданно напоминает о мире писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Герой повествования, человек без имени, занимающийся литературным трудом, который его решительно не в состоянии прокормить, перекликается в спектакле с любимым гофмановским персонажем. Человек тотально погружен в себя, находится не в ладах с реальностью, жестоко от нее страдает, спасается, кажется, только собственными грезами и видениями.Гофман условно делил человечество на большинство «не музыкантов» и меньшинство «музыкантов» — последние-то и были у него одарены весьма проблемной, но одновременно и счастливой способностью видеть другую реальность. Вот таким человеком его, в сущности, и играет на сцене МХТ артист Сергей Волков. А спектакль, созданный на основе мрачного и довольно тяжелого текста, вызывает ощущение счастья. Впрочем, когда говорят о мире романа «Голод», чаще вспоминают Достоевского: жестокие реалии жизни, одинокий несчастный человек, у которого страдают и тело, и ум, изощренный психологический анализ пограничных состояний. Но у Бондарь практически отсутствует «достоевщина». Спектакль насквозь музыкален по самому методу режиссерского мышления (вспомнилось, что Лиза Бондарь в свое время училась именно музыкальной режиссуре), сочинен как стройная и экспрессивная классическая фортепианная пьеса. Мрак гамсуновских описаний состояния героя, буквально погибающего от недоедания и бытового неустройства, довольно монотонные литературные периоды, лишенные единой сюжетной основы, — весь этот сильный, жутковатый и заряженный социальным протестом материал преображается в умный и увлекательный театр. Не скучно и даже не тяжело, хотя речь идет не просто о физических страданиях, но о постоянном, еще более мучительном отстаивании самого себя в мире, где тебя никто не видит в упор. Герой Гамсуна — человек сложный, и бесы его то и дело путают, и гордыня его непомерна. Даже ряд его, казалось бы, безрассудно великодушных поступков, когда последние свои копейки и обноски он отдает каким-то бродягам, продиктованы не столько добротой, сколько этой самой гордыней, ибо он ощущает себя избранным. И именно на таком, даже визуально подчеркнутом, противопоставлении героя миру построено действие. Окружающие здесь поданы почти что карикатурно — одна-две заостренные черты: несвязная, мычащая речь, дурацкая походка, «многозначительное» выражение лица. Газетный редактор (Николай Романов), нищий (Евгений Перевалов), торговка булочками (Мария Сокова)… Порой артисты играют по нескольку ролей, мгновенно схватывая некий общий, скандинавский, а точнее, европейский (вот еще раз вспомнила про территориально близкого Гофмана) стиль. Они будто сошли с гравюр и гобеленов, со страниц иллюстрированных журналов, с картинок в старинных книжках или даже с экспрессионистских плакатов. Полина Романова играет уличную женщину, которая видится герою неким женским идеалом и зовется в его фантазиях экзотическим именем Илаяль. Это тонкая и остроумная работа — в худенькой девушке, одетой в «сексуальное» платье винного цвета, уживаются одновременно и потасканное, испуганное существо, и придуманная нашим мечтателем томная узница волшебного замка. Очень хороша Мария Сокова: пышнотелая и основательная, как ее булки и крендели, вся олицетворение неколебимого порядка, решительно перпендикулярного хаосу творческого индивидуума. Стиль задает и художник Константин Соловьев. Большая прямоугольная ниша на заднике, выкрашенная до поры в скучный, респектабельный зеленоватый цвет европейских доходных домов рубежа ХIХ—ХХ веков, затем приобретает разные невероятные цвета и открывается в глубину, в убогую келью дешевого пансиона. На героях темные пальто, благопристойные шляпы и галстуки, фартуки и чепцы, вызывающие шляпки с перьями, черные платья с декольте, а то и откровенные серые обноски — и все это, в точности соответствуя месту и времени действия, нескрываемо театрально. Мгновенно меняется свет (художник Игорь Фомин), чередуя самые невероятные оттенки. Изменяются звучание актерских голосов и пластика — то «как в жизни», то откровенный гротеск. По бокам сцены находятся два музыканта: перкуссионист Глеб Хохлов со множеством таинственных приспособлений для извлечения не менее загадочных звуков и пианистка Мария Садурдинова, играющая на фортепиано с отсутствующей передней декой, вследствие чего звучание приобретает некий режущий, мистический оттенок. Все происходящее, как и в романе, рассказано от первого лица. А поскольку это лицо пребывает не в полном порядке, перед нами обретает сценическую плоть сложное воображение рассказчика: со скачками температур, с изменениями цвета, вкуса и запаха, с амплитудами пульса и давления. Говоря о том, что спектакль Лизы Бондарь насквозь музыкален, я имею в виду даже не собственно аккомпанирующую его составляющую (отличная работа композитора Романа Пархоменко), а саму логику сценического повествования. В МХТ будто играют пьесу, которую мог бы сочинить соплеменник Кнута Гамсуна Эдвард Григ, яркое музыкальное произведение с прихотливыми чередованиями темпоритмов, фразировок и настроений. В центре же этой пьесы находится поражающий своим актерским диапазоном Сергей Волков, который ни на минуту не сходит со сцены. Обаятельный парень в следующий миг превращается в монстра, умница — в умалишенного, кроткий терпеливец — в агрессора. Смены состояний постоянны, и театральные приемы для них подбираются самые разные: психология, остранение, лирика, гротеск, даже элементы стендапа. Мы видим человеческую материю, любое из определений для которой будет не верным. Хороший? Плохой? Опасный? Безвредный? Гений? Лузер? Бедолага или все же счастливчик? Гамсун, описывая тяжкие физические и психологические муки своего героя, во многом пришедшиеся и на его личную долю, недвусмысленно обличал социум, бесчеловечный, корыстный и начисто лишенный воображения мир его современников. Однако режиссеру спектакля МХТ этот аспект менее всего интересен. Достаточно уже того, что внутренний мир человека может быть очень сложно и весьма болезненно устроен, и лучше бы с ним как-то разобраться, чем искать внешнего врага. Впрочем, это разбирательство — дело, по-видимому, безнадежное, зато ведь как можно сыграть! В конце романа герой получает-таки ряд предложений для заработка, в том числе и литературного. Но он выбирает путешествие и шагает на отплывающий корабль. Однако в спектакле эта сцена разыграна с такой упоительной иронией и вдобавок снабжена такой лукаво радостной песней на стихи Александра Плотникова, что в реальность подобного исхода верится с трудом. А тяжести при этом нет и в помине! Остается лишь долгое послевкусие от настоящей игры, от умного и тонкого театра, который все еще утоляет голод. Оригинал статьи Константин Хабенский в программе «Вечер на семи холмах» (видео), Радио 7 на семи холмах, 3.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Игорь Верник: «Я таким беззащитным никогда не был на сцене», Татьяна Власова, Театрал, 29.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 «Это Москва. Люди»: проект «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Характер», телеканал «Москва 24», 26.04.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024 МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 И МХТ, и космос, и любовь: Константин Хабенский и его труппа довели до слез космодром Восточный, Елена Павлова, Амурская правда, 25.04.2024 В МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Стоики», ТАСС, 25.04.2024 Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024 Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024 Ближе к звездам: артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, Вести. Амурская область, 24.04.2024 Артисты МХТ имени А. П. Чехова выступили на космодроме Восточный, ТАСС, 23.04.2024 Артисты МХТ имени Чехова впервые выступили на космодроме Восточный, видеосюжет Пятого канала, 23.04.2024 Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024 На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 В Токио пройдет церемония открытия Фестиваля российской культуры, ТАСС, 22.04.2024 Вручение «Премии Художественного театра» состоится 22 мая, ТАСС, 22.04.2024 В МХТ назвали новую дату вручения Премии Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 22.04.2024 «Это Москва. Люди»: проект «9 ряд. 10, 11 место». Выпу ряд. 10, 11 место. Глава Звук. Свет, телеканал Москва 24“, 19.04.2024 Спектакль «Николай Ставрогин» представили на страницах книги в МХТ имени Чехова, Марина Янчева, Первое студенческое агентство, 19.04.2024 Видеоверсия спектакля «Третий звонок, господа!», Культура.РФ, 18.04.2024 Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Психологический роман Кнута Гамсуна перенесли на театральную сцену, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.04.2024 «Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024 «Выход хорошей книги это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024 «Это Москва. Люди»: «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Декорации и костюмы», телеканал «Москва 24», 12.04.2024 Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024 Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024 МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024 У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024 В МХТ состоялся концерт посвященный Дню космонавтики (видео), Московский комсомолец, 10.04.2024 Хабенский, Чиндяйкин, Брусникина выступили накануне Дня космонавтики: кадры из МХТ имени Чехова. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 10.04.2024 Литературно-музыкальный вечер ко Дню космонавтики прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2024 Марина Брусникина в программе «Главная роль» Юлиана Макарова, телеканал «Культура», 8.04.2024 Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024 «Это Москва. Люди»: спецпроект «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Режиссура», телеканал «Москва 24», 5.04.2024 Семчев: Когда артисты говорят, что звание для них неважно, в этом есть лукавство, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 5.04.2024 Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024 Видеозапись вечера «Художественный разговор с художественным руководителем» (22 февраля 2024 г.), Медиацентр МХТ, 4.04.2024 Совместное дыхание: Хабенский назвал зрителей МХТ Чехова любопытными, видеосюжет Пятого канала, 4.04.2024 Крупным планом: Елизавета Бондарь и Сергей Волков в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 3.04.2024 Телеканал «Москва 24» покажет процесс создания премьер в МХТ имени Чехова, телеканал «Москва 24», 3.04.2024 Пользователи ВКонтакте, «Одноклассников» и Дзена получат эксклюзивный доступ в «Театральный мир», 3.04.2024 Премьера документального проекта «9 ряд. 10, 11 место» выйдет на телеканале «Москва 24», ТАСС, 3.04.2024 Проект «13». Софья Шидловская: «Я с головой ушла в театр», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.04.2024 Самые интересные театральные премьеры марта. «Голод» МХТ имени А. П. Чехова, Влад Васюхин, Известия, 31.03.2024 МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024 МХТ им. Чехова направит сборы со спектаклей в День театра жертвам теракта, Российская газета, 27.03.2024 Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024 Премьера «Голод» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 22.03.2024 Константин Хабенский в программе Марины Брусникиной «Практика театра» (видео), радио «Культура», 22.03.2024 Молодые и талантливые актеры получат «Премию Художественного театра», РИА «Новости», 21.03.2024 Сергей Волков: «Героя Голода закручивает в штопор одиночества», Александра Машукова, Ok!, 21.03.2024 Крупным планом: Артём Быстров в программе «Театральная среда Вадима Верника», радио «Культура», 20.03.2024 Сергей Волков о своём герое в спектакле «Голод» (видео), Медиацентр МХТ, 19.03.2024 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Голод» по роману нобелевского лауреата Гамсуна, Александра Сидорова, BFM.ru, 19.03.2024 Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024 МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024 МХТ имени А. П. Чехова представит премьеру спектакля «Голод», ТАСС, 19.03.2024 Премьера «Голод» по роману Кнута Гамсуна в МХТ имени Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 18.03.2024 Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024 Аккумулятор жизнелюбия. К 135-летию со дня рождения Василия Топоркова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2024 Ольга Любимова вручила на выставке-форуме «Россия» государственные награды выдающимся деятелям культуры, сайт Министерства культуры РФ, 15.03.2024 Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024 В Уфе прошла встреча с ректором Школы-студии МХАТ Игорем Золотовицким (видео), Новости Республики Башкортостан и Уфы (БСТ), 13.03.2024 В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024 Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024 МХТ имени А. П. Чехова объявляет шорт-лист «Премии Художественного театра» и представляет новую номинацию, Ok!, 12.03.2024 МХТ Чехова объявляет шорт-лист Премии Художественного театра, телеканал «Культура», 12.03.2024 Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024 Премию Художественного театра вручат во второй раз. Кто номинанты?, Российская газета, 12.03.2024 В Уфе состоялся мастер-класс Константина Хабенского, Лейла Аралбаева, Башинформ, 11.03.2024 Легендарный МХТ имени Чехова спустя 10 лет вновь посетил Уфу с гастролями, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 11.03.2024 Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024 Хабенский о гастролях МХТ в Уфу: Это знак любви и уважения перед юбилеем города, Лейла Аралбаева, Башинформ, 9.03.2024 В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024 Крупным планом: Денис Парамонов и Кузьма Котрелёв в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 6.03.2024 Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024 Самые интересные театральные премьеры февраля, Влад Васюхин, Известия, 2.03.2024 Михаилу Пореченкову исполнилось 55 лет, ТАСС, 2.03.2024 Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024 Актриса Софья Евстигнеева: У дедушки я учусь сочетанию юмора и трагизма, Александр Малюгин, Аргументы недели, 1.03.2024 Крупным планом: Михаил Пореченков в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 28.02.2024 «Жаркое ковидное лето» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 27.02.2024 В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024 «Жаркое ковидное лето» – премьера на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2024 «Тот, кто предал однажды, к этому обязательно ещё вернётся»: Константин Хабенский рассказал об амбициях, новом сезоне «Метода» и отношении к предателям, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 23.02.2024 Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024 Хабенский поставит в МХТ им. Чехова «Чайку», ТАСС, 22.02.2024 Данил Стеклов: «Мне нравятся грустные, депрессивные и правдивые писатели», Марина Зельцер, Литрес, 7.02.2024 «Жаркое ковидное лето»: бенефис Ольги Яковлевой, Медиацентр МХТ, 6.02.2024 «Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024 Юрий Башмет и артисты МХТ им. Чехова рассказали историю театра с помощью музыки, Максим Васюнов, Российская газета, 3.02.2024 Легендарный МХТ им. Чехова: музыка 125-летней истории, Елена Алексеева, Ревизор.ru, 2.02.2024 «Чрево» Евгения Замятина: любовь и смерть, преступление и наказание, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.02.2024 Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 «Если можешь — держись»: разговор на языке подростков в спектакле «Соня-9», видеосюжет Пятого канала, 16.01.2024 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Владлена Семеновича Давыдова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.01.2024 Театральные романы: Юрий Башмет трижды сыграл в МХТ, Сергей Уваров, Известия, 13.01.2024 «Новости. Подробности. Театр»: Дмитрий Трубочкин и Алла Шевелёва о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», телеканал «Культура», 11.01.2024 В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 |