Между собакой и волком одиночества

Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
В Московском художественном театре прошла премьера под названием «Жаркое ковидное лето» по пьесе Ярославы Пулинович. Главную роль сыграла легендарная Ольга Яковлева, звезда театра Анатолия Эфроса. Народная артистка давно не играла новых ролей, и в этой камерной премьере случился ее бенефис – как будто неожиданно для всех: и для театра, и для зрителей. А репертуар независимого театра «Пространство внутри» пополнился премьерой молодой мхатовской команды: актеры академической труппы играют «неинтеллигентные рассказы» Павла Селукова в неакадемическом формате.

Ольга Яковлева никогда не разменивается на проходной материал, всегда тщательно выбирает новую роль. Во многом поэтому ее личный репертуар в МХТ им. Чехова, в труппе которого актриса состоит с начала 2000-х годов, никогда не был перенасыщен. Последние работы здесь были сыграны совместно с Олегом Табаковым, Ириной Мирошниченко, Авангардом Леонтьевым и Станиславом Любшиным. Но уже несколько лет зрители были лишены возможности видеть актрису на сцене. Тем отраднее, что новым названием, которое заинтересовало Яковлеву, стала современная пьеса. Но, правда сказать, автора, умеющего соединять традицию старого театра, хорошо сделанной мелодрамы, с острыми акцентами современности. Алевтина Павловна (Яковлева) – университетский преподаватель, специалист по Достоевскому. Но пенсию она проводит не с томиком Федора Михайловича, а с названным в честь писателя любимым псом. Муж давно умер, дочка уехала в Москву, но Федор Михайлович с лихвой заменяет ей собеседника – не говорит, но отвечает ей мысленно и смотрит преданными глазами. Его любовь абсолютна и безусловна, так что совсем не странно, что это буквально живой человек, каким его и представляет хозяйка (Владимир Тимофеев ведет зооморфную роль почти одними глазами – очень располагающим и трогательным взглядом). И когда собака оказывается при смерти, жизнь героини останавливается.

«Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето» – пьеса совсем свежая, но уже стала очередным хитом драматурга. Причем ее ставят и в гротескном ключе: к этому подталкивает ироничный взгляд автора на систему образов – иерархию современной семьи в типичном женском изводе. Старорежимную мать, средневозрастную дочь, повернутую на нескончаемом коучинге, и безалаберную внучку-подростка. Но, следуя мхатовской реалистической традиции, режиссер Татьяна Архипцова, уводит жанр из трагикомедии в правдоподобную мелодраму, где подчеркивает скорее не сгущенный абсурд жизни, а драматизм неслучившихся развилок судьбы.

Ольга Яковлева – актриса ярко выраженной индивидуальной темы. Тема вечной женственности была ею счастливо раскрыта в главных образах мирового репертуара – в Нине Заречной, Джульетте, чеховской Ирине и гоголевской Агафье Тихоновне, Лизе Хохлаковой и тургеневской Наталье Петровне, Мадлене Бежар и Селимене из «Мизантропа». В новой роли она тему продолжает, а интонации сюжета в ее исполнении как будто переходят на территорию флегматичных драм Теннесси Уильямса – «Стеклянного зверинца» или «Сладкоголосой птицы юности». Ее героиня – женщина, подводящая итоги жизни, и они неутешительны. Ранняя смерть мужа, с которым образовалась пропасть непонимания, разрыв отношений с дочерью и, как мы узнаем из исповеди последней, не оказавшийся незамеченным семьей роман со студентом на 20 лет младше, с ним она и встретится спустя много лет. Так вот, с каждой из точек зрения эта женщина бесконечно эгоцентрична, но что стоит за ее мягкой ироничной улыбкой железной леди? Не глухое ли одиночество?

Ольга Яковлева словно не играет – живет на сцене, и ее образ здесь предельно естественен. И одета она как одевается в жизни, в своем стиле – деловом и аристократичном. Шарм присущ ей во всем – в движении рук, прямой спине, а еще в снисхождении к тому, чтобы принять восхищение собой, которое легко спутать с высокомерием. Ее голос не терпит возражений. Она элегантна, независима, кокетлива – хладнокровно отбивает критическую атаку женщин и поклонение мужчин, не угасающее с возрастом. Ее уравновешенное спокойствие, кажется, ничто не может поколебать: ее гордая правота во всем, без оглядки – убеждает. Как скажет ее героиня, «я прожила огромную жизнь. Она была немножко красивой. Немножко странной. Немножко глупой»…

Независимый театр «Пространство внутри» продолжает пополнять репертуар. Продюсер Олег Карлсон сделал почти невозможное: создал оснащенную и востребованную площадку за два-три сезона с нуля. Театр стал местом притяжения в первую очередь для самостоятельных творческих команд, которые и формируют афишу. Тут есть место и звездным составам – например, на крохотную сцену выходят и Роза Хайруллина, и Дмитрий Куличков. Сюда теперь с регулярными гастролями со своими актерами будет приезжать Михаил Бычков – экс-худрук Камерного театра Воронежа. Тут есть возможность заявить премьеру единомышленникам: идут спектакли Мастерской Брусникина, актеров Гоголь-центра, команды Жени Беркович, выпускников ГИТИСа, а теперь появилась премьера недавних выпускников Школы-студии МХАТ. И так складывается афиша, что все здесь в хорошем смысле неформат, что сложно представить на академической сцене, то, что рождается вопреки.

Рассказы Павла Селукова, пермского автора, только недавно открытого литературным процессом, из таких. Их можно было бы причислить к новой искренности (так же искренне, «наотмашь» их играют и молодые актеры): в них есть традиционная исповедальность и в то же время остросюжетность, но самое главное – нетривиальная смесь народного «диалекта» и литературной «глазури», дающая совершенно новый авторский язык. «Добыть Тарковского» – цикл трагикомических рассказов, где лирический герой не стесняется своих глубоко провинциальных, даже где-то гопнических замашек жителя пермской окраины, а с остальными ровесниками, также ищущими любви и признания, его роднит чистая нота обескураживающей откровенности.

Режиссер Денис Парамонов располагает персонажей в своеобразном зале ожидания – среди нескольких рядов откидных деревянных кресел, какие раньше стояли в каждом районном ДК – все то ли собираются в кинотеатре посмотреть Тарковского, то ли сидят в ожидании поезда. Среди пустых кресел влюбляются, ссорятся, находят друг друга и снова теряют. И впервые, кажется, современный герой отказывается от навязанного ореола мужественности, признается в собственном малодушии, эгоизме, слабости – всем том, что возникает на пути каждого человека, но не каждым осмысляется. И в этом столько силы и честности, что каждый рассказ врезается в память.

Оригинал статьи
2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024