Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино»

Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
В дни гастролей МХТ в столице Башкирии худрук театра Константин Хабенский пообщался с творческой молодежью Уфы. Более полутора часов актер отвечал на вопросы будущих коллег. Встреча с Хабенским продлилась значительно дольше, чем планировалась. Константин даже предупредил собравшихся, чтобы они не тратили время на аплодисменты.

 — Давайте по сути: я не теоретик, не театровед. Спрашиваете о профессии, о практике — про себя, не про меня, — заранее предупредил Хабенский. — Сегодня здесь собрались студенты, молодые актёры и воспитанники творческой студии «Хахачу». Те, кто ещё не понял, чего они хотят в жизни, кому мерещится, что так все красиво вокруг профессии, а на самом деле… Приготовьтесь, может быть, кто-то из вас после нашей встречи поймёт, что правильнее и проще идти другими профессиями и не портить себе жизнь. Вы, может быть, думали, что я буду рассказывать истории какие-нибудь, комические случаи, свои планы на жизнь? У меня есть планы, есть истории, но я ими делюсь со своими друзьями, — заметил артист.

- Что делать, чтобы в театральных студиях не ломать детям психику, и почему вы против создания школьных театров в учебных заведениях?

 — Я говорил, что я против повального, принудительного навязывания в каждую школу театров. Я против этого, потому что нужно сначала понять, что это такое, как с этим работать, как работать с детьми, а потом уже почковаться и расходиться по школам, по республикам и так далее. Мои коллеги не дадут мне соврать, как мы детально, тщательно собирали коллектив педагогов в студию «Хахачу». В студию мы приглашали всех, кто хотел — мальчишек, девчонок. Но коллектив педагогический собирали очень тщательно. На это был потрачен не один год, я смотрел, как все работает. У нас каждый год были фестивали для того, чтобы определить, какие ошибки, какие плюсы в нашей работе, от чего оказываемся, куда идём дальше. Я уже говорил и снова могу повторить: не навреди, потому что я очень много вижу детей с покалеченной психикой. Психика покалечена из-за того, что педагоги в разных коллективах форсируют события и пропускают первые ступени. А эти первые три ступени, когда молодой человек освобождается, когда он может уже позволить себе выйти, посмеяться, что-то сказать, пофантазировать, необходимы для того, чтобы перейти к четвертой и пятой ступени — к созданию какого-то продукта. Назовём этот продукт спектакль, акция, уличное шоу и так далее. Для этого нужно очень хорошо детей размять, обратить в свою театральную веру единомышленников, и только после этого мы можем что-то делать. Я против повального, я за то, чтобы делать штучное, делиться опытом, находить единомышленников и дальше развиваться.

- Как быть, если дети 12-13 лет в театральной студии не хотят играть определенные роли? Нужно прислушаться к их мнению или заставлять?

 — Это уже серьёзный возраст, подростковый. Мне кажется, что здесь два пути. Они могут предложить вам что-то более интересное, тогда прислушаться к ним. В приказном порядке ничего не получится. Можно заразить их своей идеей, и тогда они скажут, что это действительно очень круто. То, что дети хотят серьезных ролей, это нормально — юношеский максимализм.

- Как объяснить родителям, которые отдают в театральные кружки детей, но у них нет к этому таланта?

 — Мы проходили через это неоднократно, подобные вопросы были. Если хотите, проконсультируйтесь в уфимской студии «Хахачу». Тут нужен индивидуальный подход. У нас в Питере мама спрашивала, почему ее сын уже так долго занимается, а до сих пор играет пенька? Мы показали на практике во время упражнений, что мальчик не смог поймать мячик. Из пяти раз только два поймал. И, кстати, мама такая же оказалась — из пяти раз она один раз поймала.

- Возможно ли студентам стать волонтёрами вашего благотворительного фонда?

 — Волонтёрам — будь это студенты, школьники или пенсионеры — добро пожаловать. Я представляю фонд, который занимается помощью детям и взрослым с опухолями головного и спинного мозга. Вы можете также выйти на другие фонды — написать, как можете помочь. Главное — желание, максимум через три дня вам ответят. Ехать особо никуда не надо, поверьте, в Уфе тоже есть кому помогать. Тем более я знаю, что здесь не так давно открылся хоспис. Их не так много в стране и там лежат разного возраста люди, которые нуждаются в поддержке.

«Валить зрителя — самое последнее дело»

 — Надо ли исправлять юношеский максимализм?


 — Конечно, юношеский максимализм и энергию никогда нельзя отменять, нельзя причёсывать, нельзя делиться своим опытом, потому что вы уже отбегали и сейчас созерцаете тихую, прекрасную картину, а эти ещё не отбегали. Дайте им возможность сделать это. Возьмите в команду, скажем так, переходящее звено молодых наставников, которые будут с ними бегать, а вы уже будете изюминки вкладывать в эту прекрасную беготню. По-другому никак. Делать из детей молодых философов рано еще. Пускай у них будет своя философия прекрасная.

- Что делать, если кажется, что ты занимаешься уже не профессией, а какой-то ерундой? Вроде бы все делаешь верно, а веры нет?

 — Вас не устраивает зритель? Все очень просто — зритель всегда прав. Значит, вы выбрали ту площадку, того автора или того режиссёра, который делает не то, что сейчас хочет зритель. Зритель голосует рублём. Наша профессия состоит в том, чтобы окунуть его в нашу историю, аккуратно заставить поверить в то, что происходящее на сцене — это честно, от всего сердца, и это история, которая заслуживает внимания и которая, скажем так, очень похожа на многие истории людей, сидящих в зале. Если этого не происходит, значит, неправильно выбран режиссёр или драматург. Зритель всегда прав, валить зрителя — самое последнее дело, покопайтесь в себе. Относиться к зрителю, как к человеку, который мешает вам, это неправильно.

- Если зритель всегда прав, нужно ли идти на поводу у него, ведь порой люди любят и матерные частушки?

 — Я не говорю о том, что частушки нужны пять раз в неделю. Но и зритель вас не поймет, если вы сразу ему предложите послушать сложное сочинение Шнитке. Если вы считаете, что миссия вашего театрального коллектива — поднимать зрителя выше, тогда нужно понимать, как делать правильно микс. Затем от чего-то отказываться и нарабатывать свою зрительскую паству, которая приходила бы к вам и ждала все время чего-то большего. Другой путь — в сложном материале найти правильные, человеческие ноты и интонации для того, чтобы зритель не чувствовал себя дураком. Зритель не хочет переглядываться и задавать вопросы «а что здесь происходит, почему я здесь?». Зритель должен кайфовать и видеть главные темы.

- Как быть если роли, которые получаешь, тяжело даются из-за того, что не можешь ассоциировать себя с героем? Я не герой-любовник, а приходится такие роли играть.

 — У нас профессия, к сожалению, такая, что нужно иногда честно отвечать. Скажем, если вы ощущаете себя комиком, что я приветствую, значит, вам подвластны по большому счёту все жанры и все амплуа. Подумайте о том, какой герой-любовник, на которого вас толкнули. Это герой-любовник, не имеющий никакого опыта, который постоянно терпит неудачи, но считающий себя мачо. Посмотрите вокруг: таких людей много, они считают, что они мачо, а на самом деле… Они идут сомнительной дорожкой: если отойти в сторону и приглядеться, то это такой мачо за три копейки. А когда заканчивается эта сумма, он превращается во что-то унылое. Разберите просто тот материал, который вам дают, и найдите его самые слабые стороны, относящиеся к герою-любовнику. Тогда вам будет легче. Тогда тот комик, который внутри сидит, очень хорошо войдёт в истории героя-любовника, и герой будет не однозначным, а человеком сомневающимся. Мы, когда сомневаемся, отходим в сторону и начинаем сомневаться, хотя, выходя на люди, достаточно серьёзны и убедительны, но это не означает, что, когда все закончится, я не выйду и не подумаю «какой бред я нес». Ищите, как говорил Станиславский, в плохом хорошего, в хорошем плохого. Но ни в коем случае не уходите в амплуа героя-любовника, это гибельный путь.

- Как быть, если ты чувствуешь в себе большой потенциал, пытаешься его раскрыть, но не получается?

 — Не торопитесь, все получится. Просто не торопитесь, поймите школу и способы существования входа в роль. Как прочитать роль, как к ней подойти, как об этом думать — то, что вам будут предлагать ваши мастера. У вас будут ключики, образно говоря. Инструментарий, который дадут вам педагоги, вы будете понимать на 3-4 курсе, будете понимать, как можно самовыразиться. Для этого, наверное, и есть театральный курс в школе искусств, где педагоги делятся своим опытом, предлагают идти определенным путем.

«Я никому не советую идти в актёры»

 — Стоит ли бросать педагогический вуз и идти в театральный? Вдруг это мимолетное желание после участия в народном театре?


 — Я вам скажу то, что всегда говорю. Я никому не советую идти в профессию актёра, потому что сам не понаслышке знаю, что это такое. Если у вас есть возможность оставаться педагогом и работать в народном театре, если ваши выходы на сцену народного театра помогают вам в педагогике, это прекрасно. Но я никому не советую идти дорогой актера, потому что не понаслышке знаю, как это тяжело, как это непросто и как много трагических судеб сплошь и рядом. Хочется — идите, не буду вас удерживать, но я вас предупредил. 

- Как быть, если не любишь репетировать и вдохновение появляется только на спектаклях? Как заставить себя полюбить репетиции?

 — А как с вами работать режиссёру? Мы проводим лучшее время нашей жизни в театре, как ни крути. Последние два года я вообще не вылезал оттуда — и на репетиционной площадке, и в кабинете. Давайте делать так, чтобы нам было хорошо, чтобы нам в театре было весело, чтобы мы не боялись глупости. Ведь репетиции для того, чтобы проверить какую-то глупость — свою, режиссёрскую, драматургическую. Надо проверять, надо хохотать, надо делать это с удовольствием, а иначе шесть часов вашей жизни коту под хвост. И только два с половиной часика закулисья и сцены вам в радость. Просто постарайтесь поменять вектор. Репетиции — для дуракаваляния и для повторов. Через это дуракаваляние, через самые простые, глупые вопросы «почему так, а не вот так» можно закрутить себя, затормошить, чтобы поставить в тупик режиссёра не заумными вопросами, а простыми и даже дурацкими. Это поможет понять, что вы делаете на пути к той или иной героине. Либо вам ещё чуть-чуть надо пострадать на репетициях и потом щёлкнет само и будет радостно, либо попробуйте сами все это раскачать. Не надо бояться. Я просто сейчас разбираюсь с той самой небезызвестной пьесой «Чайка», которая уже превратилась в какой-то Александрийский столп. Все ходят и молятся на нее, а там очень простые вещи и простые вопросы.

- Что делать если перестали гореть глаза?

 — Когда какое-то большое дело сделано, нужно выдохнуть, взять паузу и подключить немножко другой фрагмент души. Нельзя все время бежать, когда-то нужно останавливаться и радоваться за то, какие плоды приносит ваше детище.

- Как найти баланс между ролями, если хочется играть и положительных персонажей, и характерные роли?

 — У меня небольшой опыт руководства театром, но достаточно насыщенный за эти два года с копеечками общения с моими коллегами. Я вам скажу одно: на вас, девочек, не угодишь. Это все, что я могу сказать.

- Как не выглядеть глупо, когда твой партнёр на сцене потерялся, и не дать почувствовать зрителю этот момент?

 — Ели ваш партнёр каждый спектакль выходит и путается, тогда, наверное, можно какой-то алгоритм действий уже придумать. По крайней мере два-три варианта пути развития. Но так как эта история индивидуальная, вы должны знать текст, чтобы не подвести партнера, если он забудется. Мне кажется, в этом и есть прелесть театра, когда зритель в какой-то момент видит, что не так все идет чисто и гладко. Актёр «колется», забывает текст, есть отношения между актерами в этот момент.

- А если хочется наподдать ему?

 — Заприте коллегу где-нибудь, чтобы он вообще не выходил, сыграйте одну сцену за него. У меня тоже такое было в одном спектакле. Мы долго-долго репетировали и в результате я сыграл за всех одну сцену. Более-менее сносно получилось, и мы взяли это за основу. Это стало ходом в спектакле, где мой герой обыгрывает всех, кто находится в этот момент. А, возможно, у человека просто не хватает темперамента, а вам все кажется. Может быть, он действует, наоборот, правильно, а вы слишком многого хотите. Тут нужно понять, кто из вас прав. В этом случае, наверное, если есть возможность, обратитесь к режиссёру. Если мы не договорились с режиссёром о конкретных вещах, делать замечания партнёру не совсем этично, как мне кажется. Вот тут и крутитесь.

«В профессию не поздно прийти в любом возрасте»

 — Есть мнение, что работа артистов в кино легче, чем в театре. При этом в кино могут снимать события не в том хронологическом порядке, который будет происходить на экране. Как держать эту линию и образ? Выходит, в театре работать проще?


 — Очень просто — быть готовым. Это абсолютно разные подходы, несмотря на то, что в театре тоже все бывает не линейно, например, на репетиции. Это не означает, что вы должны начать репетировать сцену из третьего или четвертого акта, если вас разбудить. Но вы будьте готовы к этой сцене и должны знать, что происходило до этого. То же самое в кино. Другое дело, что это абсолютно разные подходы в моментах сосредоточения. У меня было такое, что я неделю ждал выхода своего. Всю неделю — ночные смены в кино. Я приезжал, переодевался, сидел, ждал своего выхода и не выходил на съемочную площадку. Это тоже, конечно же, портит нервы и характер и не всегда в лучшую сторону закаляет. Вот поэтому кино и театр — этот абсолютно разные способы существования. Единственный закон, который их объединяет, вам желательно знать текст. Ну или хотя бы понимать то, о чем ты говоришь. Желательно говорить друг за дружкой, чтобы создавался диалог и желательно не сбивать декорации. Все остальное — разное, поэтому это все вопросы практики и готовности.

- В каком возрасте не поздно прийти в профессию и можно ли это сделать из другой профессии?

 — В любом возрасте не поздно прийти. Можно из другой профессии, примеров очень много. Огромное количество режиссёров, которые из другой профессии приходили в режиссуру. Для актеров желательно иметь актерскую школу, хотя есть и самородки прекрасные. Для чего существуют актёрские школы? Для того, чтобы была база — тот самый язык, инструментарий, с помощью которого мы договариваемся. Актёры разных школ договариваются, что они будут делать на площадке, о чем они будут говорить. Если у вас нет этого инструментария, то нам придётся затратить намного больше времени, чтобы договориться. Вот и все, поэтому желательно иметь все-таки актёрскую школу. Про возраст не знаю, честно вам скажу. В юном возрасте рвутся, потому что еще не понимают, что это такое, а потом получаем искалеченные судьбы, профессия становится в тягость и уже не видишь свет в конце тоннеля. Более взрослый человек понимает, что он хочет заниматься именно этим, поэтому ему может быть даже и легче. Ведь он знает, что не все так просто, потому что уже пожил и многое понимает.

- Возможно ли после долгого перерыва вернуться в профессию?

 — Ну, тренинг важен, конечно. Микки Рурк довольно большую паузу взял в своё время и вернулся в мировой кинематограф. И прекрасно себя чувствует, немножко в другом амплуа, но все равно. Это возможно, если вам это нужно, а не кому-то другому. Себе вопрос задайте — мне это нужно? Главное, чтобы работа была, чтобы возвращаться на роль.

- Как подготовить своё внутреннее состояние перед выходом на сцену?

 — Ну, во-первых, неплохо бы текст повторить в начале. Так лишнее волнение, возможно, уйдет. А может быть вы для себя, как это ни смешно, откроете смысл того или иного предложения, которое уже у вас забалтывается, а сегодня пришли, посмотрели и поняли, о чем это. И потом идите спокойно на площадку, проверять именно об этом текст или нет. Вы не можете наполнить всю роль глобальным смыслом, но вы можете, выходя на сцену, брать зрителя, соединяться с партнёром и проверять какие-то новые смыслы в том тексте, который уже сказан не один раз.

- Как найти своих людей, с горящими глазами, с которыми ты понимаешь, что готов искренне работать?

 — Создать вокруг себя такой климат, чтобы к вам потянулись те самые люди. Для чего были созданы студии творческого развития «Оперение»? Для того, чтобы через некоторое время вы подросли, вышли в большую жизнь и мы с вами могли спокойно говорить на одном языке. Именно поэтому выпускники студии из Уфы, Москвы и других городов теперь наставники и педагоги в таких же студиях. Они создают вокруг себя коллектив, наполняют его желающими учиться в студии и идти дальше.

«В „Гамлете“ я бился за каждую реплику»

 — Как создать спектакль с режиссёром, с которым не совпали по энергетике?


 — Вы знаете, у меня произошла такая история с Юрием Грымовым. Я был весь в делах, съемках и так далее. Юрий приглашал меня на определённую роль, времени у меня было мало для встречи — всего час. Мы сели, начали разговаривать, и я подумал, что у нас совершенно разное чувство юмора, и мы разошлись. Позже я просмотрел премьеру этого спектакля и задал себе вопрос как так случилось, что мы не нашли с ним общего языка. Ведь то, что он делает, это мой театр. Судьба потом распорядилась по-другому, и я пришёл в этот спектакль, то есть все-таки круг замкнулся. Также у меня было пару раз в кино — не совпадало, но потом мы находили общий язык. Наверное, если есть возможность, дайте время режиссёру найти общий язык, а себе дайте возможность понять, почему это не происходит. Может быть, режиссёр предлагает вам что-то чуть больше, чем вы понимаете, а может быть, вы чуть больше понимаете, чем режиссёр. У нас зависимая профессия. Сейчас отказалась, потом ещё раз не пошла, а потом и не пригласили. Так что, мне кажется, надо биться. Помню, что, когда мы репетировали с режиссёром «Гамлета», я бился за каждую реплику.

- Как артисту не сломаться под тяжестью известности и популярности?

 — Я теорией не занимаюсь: дойдёте до этого сами и сами поймёте как. Главное, чтобы рядом были вменяемые люди, которые бы сказали вам: «Милочка моя, ты безобразно себя ведёшь».

- Востребована ли национальная внешность при приеме абитуриентов, а также в московских и питерских театрах?

 — У команды педагогов и у каждого мастера при приеме абитуриентов есть свой план. Иногда план конкретный по постановкам, иногда они отталкиваются от талантливых абитуриентов и план зарождается прямо во время смотра. Подходы совершенно разные. Можно быть мегаталантливым, но не попасть в распределении просто по внешнему виду, а можно пойти на курс просто потому, что от вас оттолкнулись и придумали историю. Что касается национальности и внешних проявлений, то в художественном театре есть актёры из Казахстана, с Украины, Белоруссии и это ярко выражено. Тем не менее этим не злоупотребляют. Думаю, что скорее с такой внешностью нужно идти в кино. Скорее всего, камера вас очень полюбит. Но это не означает, что не надо пробовать себя в театре.

- Как понять актеру, хороший ли спектакль или не очень?

 — В первую очередь отвечайте за себя — что вы делаете на сцене, знаете ли вы текст, соблюдаете ли мизансцены, попадаете ли вы в свет, работаете ли с партнёром, с залом. Отвечайте в первую очередь за свою линию. Вы отработали честно и дальше спрашивайте у зрителей, слушайте, как зритель с вами дышит. Это может быть ложным ощущением, потому что зритель может затаить дыхание и слушать, сопереживать с вами, а в конце выдать весь аванс и гонорар в виде аплодисментов. И это не всегда понятно на премьерных спектаклях. После десятого спектакля уже идёт примерное понимание того, что вы там нагородили вместе с режиссёром. У меня внутреннее ощущение того, что происходит во время спектакля, только сейчас чуть-чуть стало совпадать с тем, что происходит в зрительном зале. Обычно не совпадает, у меня своя какая-то планка.

- Должна ли я как зритель считывать главную мысль режиссера или хотя бы тему?

 — Серьёзный вопрос. Мы в художественном театре, чтобы зрителям было легче, в программках или в куар-кодах всегда даем высказывание режиссёра. Тогда зрителю проще: он понимает главную линию, которую поднял режиссёр.

«Если начинаю выгорать — переключаюсь на другое»

 — Не может ли случиться так, что визуальная часть актерского мастерства будет заменена искусственным интеллектом и тогда живые актеры останутся лишь в театре?


 — Биться с этим бесполезно. Может быть любой сценарий развития искусственного интеллекта. Все нормально, пока мы можем это контролировать, пока мы можем находиться с искусственным интеллектом в диалоге и предлагать ему совершенно неожиданные предложения, пока мы умнее и неординарнее. Пускай у нас нет столько знаний, но у нас есть фантазия, которая позволяет нам бросать туда-сюда этого огромного кита знаний и заставляет его крутиться, чтобы ему было неудобно. Вот пока у нас это есть — мы непобедимы. Как только мы перестанем пользоваться своей фантазией для диалога с этим непонятно кем, нас сожрут. Возможно, театр — это спасение, потому что туда люди приходят совсем за другим. 

- Для актеров важно, как выглядят зрители в зале театра? Есть ли для вас разница — пришли люди в красивых платьях или в джинсах?

 — Энергетика — это наша задача. Она состоит в том, чтобы уловить вашу энергетику. Скажем так, совпасть с вашей энергетикой в начале и потом перевести нашу энергетику в вашу таким образом, чтобы вы успокоились, перестали дёргаться и вошли в нашу историю. Если вы придёте в каком-то элегантном платье, конечно, это будет очень приятно и на вас будут обращать внимание. Я видел некоторые мероприятия под названием концерт или спектакль, где люди приходят в дресс-коде. Конечно, это дорогого стоит. Но давайте все-таки будем реалистами. Вы можете в чем угодно приходить, но желательно без перьев для того, чтобы не мешать тем, кто сидит сзади.

- Как сочетаются чувства и эмоции в творчестве и сухой холодный менеджмент в управлении?

 — Первая область — это вы выходите на сцену, ведете роль, работаете с партнёром и опережаете зал. Обязательно: не отстаёте от зала, а опережаете. Хотя бы на полшажочка, но впереди. Другая область — это ваш расчет, бумаги, план, команда, с которой вы занимаетесь менеджментом. Одно с другим, наверное, мешать нельзя. Просто надо чётко разделять.

- Как вы спасаетесь от выгорания и усталости?

 — Вы знаете, у меня так много объектов интереса. На сегодняшний день это театр, кино, репетиции, менеджмент, гастрольная деятельность и много-много всего, поэтому если где-то начинаю выгорать, тут же переключаюсь на другое. Просто чуть-чуть отдохнуть в той теме, в которой я либо вошёл в тупик, либо почему-то мне стало неинтересно. Я чуть-чуть отодвигаю эту тему, чтобы заниматься другими делами, потом возвращаюсь и понимаю, что самое правильное было просто выдохнуть на какое-то время. Если у вас только одна тема, тогда, наверное, нужно менять материал. Я даже по-другому не могу вам подсказать, потому что да, бывает тупик и выгорание. Это примерно одно и то же, как мне кажется. А продолжать биться — это на один раз, дальше это не будет работать.

- А как вы вживаетесь в роль?

 — Просто задаю дурацкие вопросы для того, чтобы попытаться найти на них ответы на сцене.

- Насколько часто вас критиковали и как вы справлялись с этим?

 — Не сломали. Вы знаете, когда есть люди, которые критикуют и рассматривают дело, а не себя родимого по отношению к тому, что он увидел, это хорошо. Люди, которые говорят о том, какие, на их взгляд, есть ошибки — это дорогого стоит. Конечно, есть огромное количество критиков, особенно блогеров, которые считают, что они мегапрофи. Они превращаются в какие-то памятники просто потому, что много всего смотрят и пишут всякую дребедень. Но это было, есть и будет. В этом случае нужно познакомиться, сказать спасибо и идти дальше. Надо просто иметь какой-то внутренний стержень, базу коллег и критиков, которые занимаются делом и опираться на них. 

Оригинал статьи
2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024