«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом

Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
Он мог быть врачом и даже священником. Но стал артистом, которого сегодня знает вся страна. 16 апреля уроженцу Вышнего Волочка Александру Семчеву исполняется 55 лет. Буквально за пару недель до дня рождения ему присвоили звание «Народный артист Российской Федерации». Для актёров это высшее почётное звание, которое существует в нашей стране. Но путь к нему у Александра Семчева растянулся на годы…
В преддверии юбилея мы поговорили с Александром Львовичем про награду, актёрский труд, а также поинтересовались, чем он гордится и жалеет ли о чём-либо в жизни.

Зритель не простит

Екатерина Евсеева, tver.aif.ru:
Александр Львович, что для вас значит быть народным артистом страны?

Александр Семчев: В первую очередь это ответственность, потому что теперь люди будут по-другому смотреть на качество работы. И какие-то вещи зрители уже не простят и не спустят с рук. Но в целом я отношусь к своему новому статусу спокойно. Я уже в том возрасте, когда люди не теряют голову из-за того, что получили звание. Хотя, конечно, это приятно. Это оценка твоей работы, признание зрителей и коллег.

– Насколько знаю, МХТ им. Чехова подавал документы на присвоение вам звания «Народный артист» ещё в то время, когда театром руководил Олег Табаков. Но уже и Олега Павловича нет с нами шесть лет… Почему путь к званию оказался таким долгим?

– Действительно, это была инициатива Олега Павловича. Но существуют определённые правила, по которым присваивают это почётное звание. Решение не принимается с кондачка. Театр подаёт документы с послужным списком актёра, затем это рассматривает экспертный совет при Министерстве культуры РФ, проходит голосование. При присвоении звания учитывают вклад артиста в культуру, выслугу лет, количество и качество сыгранных ролей, медийность и т.д. Так что всё непросто и небыстро. Но я очень благодарен всем, кто приложил к этому руку.

– Есть профессии, про которые раньше говорили только с уважением: учителя, актеры и т.д. А каково быть актёром сегодня?

– Труд у артистов сложнейший. Но уж если ты выбрал эту профессию, будь добр, соответствуй. Хотя не все одинаково поцелованы Богом в нашем ремесле. К сожалению, сегодня актёрский труд нивелируется, принижается. Очень легко сказать: «Ах, раз ты артист, ну давай что-нибудь покажи!» А вообще-то каждый выход на сцену требует от тебя особых усилий, внимания, затрат нервной системы. Когда-то актёр был главным человеком в театре, но сейчас, когда популярны разные стендап-шоу и другие низкопробные передачи, театральное искусство в принципе отходит на второй план. Никого не хочу обидеть, но сегодня людям, смотрящим в экран, хватает того, что там показывают. Хотя, как писал Островский в «Бесприданнице», кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик. Так что это момент вкусовщины. С другой стороны, и жизнь стала сложной. Большинство населения больше озабочены тем, как прокормить семью, а не вопросами культурного обогащения. 

«Не боюсь казаться смешным»

– Вы актёр театра и кино. Но что вам больше нравится: сцена или экран, отрицательные или положительные роли?


– Актёр театра и актёр кино – одна профессия, просто разные технологии. И там, и там можно себя реализовать. При этом в театре сложнее играть, а в кино даже необязательно иметь актёрское образование. Там важнее, попадаешь ли ты под нужный типаж: герой, бабник, стерва и т.д. Что касается ролей, здесь, как и в каждом человеке, всегда намешано очень много проявлений – от каких-то низменных до самых высоких. Хороший артист может сыграть всё. Мне тоже приходилось играть самые разные роли. Я не боюсь казаться смешным или даже нелепым, если это находит отклик в сердцах зрителей.

– Несколько лет назад вы похудели на 100 кг, но после этого СМИ писали, что у вас стало меньше ролей. Мол, всем нужно было прежнее амплуа. Как пережили этот момент? Как сейчас с ролями?

– Что вы! Мне грех жаловаться на отсутствие ролей. Я, к счастью, востребованный актёр. Сейчас я играю в МХТ им. Чехова, получил предложения в Театре наций, Театре на Бронной и в Театре Гоголя. Плюс ещё есть коммерческие проекты. Да и в тот период я никак особо не переживал. Моё похудение было целенаправленным. Это было нужно для здоровья, для качества жизни. Потому что это самое важное. Всё остальное можно сделать, вернуть и даже купить, в конце концов. А здоровье нельзя. Естественно, после похудения я стал другим, у меня поменялось амплуа. Комедийность никуда не ушла, но прибавилась драматичность, стало больше глубоких и серьёзных ролей. Возможно, в кино такой типаж не всегда угоден, но в театре с этим проблем нет. То, что ты стареешь, взрослеешь и как-то меняешься внешне, приводит просто к тому, что ты приобретаешь другое качество ролей.

На родину – за звёздами

– Актёрская профессия не из лёгких. А как вы обычно предпочитаете отдыхать?


– Спать, ездить в Вышний Волочёк, возвращаться и работать дальше.

– Вы родились в Тверской области. Несколько лет назад возглавляли тверское отделение Союза театральных деятелей. А что для вас Верхневолжье?

– Это моя малая родина. Я поддерживаю отношения с близкими мне людьми, которые остались в Вышнем Волочке, и приезжаю сюда, чтобы сменить обстановку. Мне нравится здесь неспешный уклад жизни. В Москве ведь совершенно другие ритмы и другие задачи. А здесь я имею возможность расслабиться, переключить голову от работы, сходить в лес и даже просто посмотреть на звёздное небо.

– Вы уже много лет живёте в Москве, а какие проблемы видите в провинциальной культуре?

– Помню, когда Ксения Олеговна Лаврова-Глинка возглавила Министерство культуры Тверской области, я ей сказал: «Послушай, ты же взваливаешь на себя определённую ответственность и ношу». Но она ответила, что хочет помочь. И я ей очень признателен за то, что она взяла на себя этот груз. Очень надеюсь, что с её приходом в регионе будет что-то меняться. Вот был как раз не так давно в Волочке, смотрю – драматический театр одели в леса. И это уже хорошо. А уж наполнение театров труппой и зрителями в Волочке, Кимрах или Твери, а также вопросы, какого уровня продукцию они выпускают, – это уже задачи не власти, а руководства театров.

– Что бы посоветовали актёрам, которые начинают свой путь в провинции? Стоит ли сразу рваться в столицу?

– Уверен, что совершенству нет предела. Если актёра всё устраивает или так сложились жизненные обстоятельства, значит, проблем нет и его место там. Но если у человека другие амбиции или его что-то не устраивает, надо идти дальше. У меня тоже была возможность остаться в Вышнем Волочке и служить в местном театре, но я решил уехать. На самом деле везде можно выходить на сцену. Вопрос – в каком качестве? К сожалению, актёрская профессия зависима от очень многих обстоятельств. Люди начинают оседать в силу разных причин, а какие-то вещи превращаются в болото. Это очень сложный разговор, но в любом случае выбор за человеком. Главное – никогда не почивать на лаврах и идти дальше. При этом надо понимать, что в провинциальных театрах много талантливых актёров, которые постоянно совершенствуют профессиональное мастерство, занимаются собой и не останавливаются на достигнутом.

– У вас впереди день рождения. А день рождения – повод подвести некий итог. Чем больше всего гордитесь, а о чём, напротив, сожалеете?

– Сожалеть о чём-либо – это глупо. Как говорится, что сделано, то сделано. А что касается гордыни, это вообще смертный грех.

– В каких проектах в театре и кино увидим вас в ближайшее время?

– Недавно вышел короткий сериал на Первом канале «По зову сердца» (12+) о московском ополчении 41-го года. Скоро будем снимать следующий сезон «Истории большой страны» (12+) для телеканала «Россия». Есть и другие предложения, которые буду рассматривать.

Досье
Александр Семчев родился в 1969 г. в Вышнем Волочке. В 1997 г. окончил театральное училище им. Щукина. Российский актёр театра, кино, телевидения, озвучивания и дубляжа. Заслуженный артист России. Народный артист Российской Федерации. 

Оригинал статьи
2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024