Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ имени Чехова премьера спектакля «8 разгневанных женщин»

, 7.03.2025
Пьеса французского драматурга Робера Тома часто решается в театрах в жанре водевиля. Но режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова взглянула на нее иначе и рассказала эту историю в форме криминальной драмы.

«8 женщин» — одна из самых известных пьес Робера Тома. По сюжету они, собравшись в загородном доме в канун Рождества, пытаются выяснить, кто из них виновен в смерти дорогого им всем мужчины — мужа, брата, отца, зятя и дяди. Пьеса написана по лекалам классического детектива: место действия отрезано от внешнего мира, под подозрением все присутствующие, мотив для убийства есть у каждой.

Ее не раз экранизировали, в частности, Франсуа Озон. В театрах эту пьесу тоже очень любят, Москва — не исключение. Известны они под названием «Восемь любящих женщин». Режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова решила убрать из материала присущие ему водевильность и легковесность, чтобы поговорить о взаимоотношениях мужского и женского миров:

Алла Сигалова
режиссер-постановщик и хореограф
«Материал-то достаточно плоский. А вот что в него можно вложить, какие смыслы туда можно спрятать и вскрыть — вот это самое главное. Я прочитала благодаря этому материалу такое количество потрясающих работ научно-исследовательских по взаимоотношению полов. О том, что мы, бедные женщины, всегда немножечко на заднем плане. Это некое несовпадение, неравномерность, она присутствует всегда, к сожалению».

От водевильности остались разве что танцы, но и они решены в необычной гротесковой форме. В коротком этюде каждая героиня рассказывают свою историю, продолжает актриса Мария Фомина:

Мария Фомина
актриса
«Было сложно, потому что я не очень люблю танцевать, не очень привыкла существовать в такой манере — прямо игровой форме. Танец сделан под каждую героиню, учитывая ее какую-то драму личную. Что очень важно, Алла Михайловна очень отталкивалась от индивидуальности каждой актрисы, что выгоднее где подчеркнуть, что лучше получается. Каждая героиня — это собирательный образ таких узнаваемых женских качеств. В каждой можно найти что-то свое».

Почему «любящие» женщины стали «разгневанными», авторы отвечают, что одно вытекает из другого: ведь и гнев, и ненависть — это все остывшая любовь. И им было важно подчеркнуть именно последнее. Сама «восьмерка» намеренно прописана цифрой, символизируя знак бесконечности. А чего конкретно — каждый решит сам. Актриса Александра Ребенок сформулировала для себя это как «классическое вечное женское»: когда женщины вместо того, чтобы сплотиться, хотят конкурировать, даже в горе, и часто от этого и возникают сложности:

Александра Ребенок
актриса
«Вообще восемь женщин в одном пространстве — это достаточно жуткая история. Женщины, находящиеся в степени отчаяния, и каждая сама за себя. Моя героиня в третьем акте говорит: „Если бы все женщины были заодно, они бы правили этим миром“. А пока мы порознь, этим миром управляют мужчины — они-то между собой солидарны. В принципе, наш мир диктует нам новые обстоятельства, мы наравне с мужчинами. Но все-таки я верю в то, что женская сила в ее слабости».

Особое внимание в спектакле уделено декорациям и костюмам, которые меняются вместе с ходом повествования. За это отвечает Мария Трегубова. Перед началом сцена стилизована под глянцевый журнал. И это своего рода иллюзия. А разбивается она чаще всего в момент трагедии. Так и здесь. Декорации глянца резко сменяются на красные — символ боли и гнева. Во втором акте — на зеленые: героини вместе со зрителем погружаются в дикий мир природы, где раскрывается их интуиция. Третий акт — пустая сцена: женщины начинают четко видеть мир, какой он на самом деле. Продолжает актриса Дарья Мороз:

Дарья Мороз
актриса
«Для меня эта история про то, как вскрывается сущность человека в экстремальных обстоятельствах. В итоге непонятно, что более ценно: то, какую маску надевал человек, или тот, какой он настоящий. Наверное, иногда маска — это единственная возможность сохранить спокойствие в доме, а настоящесть может это разрушить, так и наоборот. В спектакле „8 разгневанных женщин“, безусловно, мужчину убивает правда, когда он видит то настоящее, что вылезает из женщин, которые его окружают. Когда они все были запахнуты, с этим можно было сосуществовать, хотя иногда это расстраивало и так далее. А когда он это все увидел, конечно же, это его убило».

А для актрисы Юлии Чебаковой это в первую очередь история про женщин, которые любят слишком сильно:

Юлия Чебакова
актриса
«Когда мы любим сильно, мы создаем иллюзию, мы не видим правду. И моя героиня как раз про это, она стала жить не своей жизнью. Только в конце она понимает эту фразу: „20 лет служишь в доме, начинаешь верить, что это твой дом и твои дети“. Я бы в преддверии 8 Марта сказала бы: женщины, любите себя настоящей. Только тогда мы сможем увидеть настоящего мужчину, какой он есть, и без трагедий, без каких-то кошмаров, которые, конечно, присутствуют в жизни, но без этого видеть реальность и получать любовь, и дарить мужчинам».

Также среди разгневанных женщин — Софья Шидловская, Софья Эрнст и Аня Чиповская. Премьера намечена на 8 марта, что довольно-таки символично. Билетов уже нет, как и на ближайшие показы в марте и апреле.

Оригинал статьи
Пресса
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993