Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Обрыв любовный и социальныйЕлена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В день 140-летия вождя мирового пролетариата МХТ показал спектакль по роману другого уроженца Симбирска Ивана Гончарова. «Обрыв» в постановке Адольфа Шапиро носит ярко выраженный антиреволюционный характер, что вполне соответствует авторскому замыслу.С первого взгляда «Обрыв» это Сергей Бархин. Сценография. Белый фасад с привольной широкой лестницей и оборотная сторона, неприглядная изнанка дома и жизни, путь под откос лестница узкая, темная, кривая. Исходя из этого, всякое движение на сцене возможно либо вверх, либо вниз. Просто по горизонтали, то бишь «секулярно», дороги нет. Для актеров такая декорация создает дополнительные трудности, и восхищения достойно, с какой легкостью Ольга Яковлева пересчитывает ступени туда-обратно. Для спектакля в целом зримая вертикаль, про которую не забудешь (ноги напомнят), практически готовое постановочное решение. Форма, организующая содержание. Красивая в строгости своей мысль: человек не может жить только по горизонтали. Это заблуждение будто от колыбели до могилы, из точки «Р» в точку «С» мы перемещаемся линейно. Каждый шаг либо приподнимает душу, либо подталкивает ее к обрыву. Не возьмусь утверждать, что спектакль Адольфа Шапиро целиком и полностью отвечает этой духовной максиме. Весь первый акт пришлось сделать вводным, что по-человечески понятно: роман велик, а режиссер Шапиро добросовестен. Получилась крайне затянутая экспозиция. Вот, из дальних странствий возвратясь, прибыл в родовое гнездо усадьбу Малиновка молодой человек Борис Райский (Анатолий Белый). А тут его поджидает бабушка Татьяна Марковна Бережкова (как раз таки Ольга Яковлева) с выстраданной годами мудростью: «Всегда будь доволен или хотя бы делай вид, что доволен». А это что за девочки в полотняных платьях? Ага, дальние родственницы. Дальше: встретить блудного внука пирогами-самоварами надо? Надо. Друга Райского по университету Леонтия и жену его лярву и курву публике предъявить следует? Не лишнее. А понагнетать интригу перед явлением нигилиста Марка Волохова? Ну, аск! В итоге первый акт вышел гладким, ровным, хрестоматийным. По определению из одного фильма: «Как лицо актера Щепкина ни усов, ни бороды, уцепиться не за что». Возможно ли исправить положение, не знаю. Но если бы мхатовский «Обрыв» сократили и простую, внятную правду второго акта подтащили поближе к началу, радость прогрессивной публики не подлежала бы описанию даже пером Ивана Александровича Гончарова. Роман, над которым Гончаров мучительно трудился без малого двадцать лет, из-за которого навсегда поссорился с Тургеневым, при зачатии носил имя «Художник». Однако не милый дилетант возглавил готовое произведение. Да, присутствием Райского действие скрепляется, цементируется, и все-таки роль Борису отведена межумочная, почти комическая так посторонний, вмешавшись в уличную драку, принимает на себя тумаки с обеих сторон. Выехал инфантил на пленэр с целью сочинения романа, а настоящие, не придуманные страсти кипят поблизости и затягивают самого Райского в пугающую отвесную темноту. Обаятельный (у Белого вдвойне обаятельный) балабол, крупный «теоретик» вдруг понимает, что пожар на бумаге и в собственном доме это разные вещи. Выбор между целостью теорий и целостью жизни вот тема Райского. Не более того. Райский слаб, а в «Обрыве» борются две силы. Безбожник, соблазнитель, дешевый позер и циничный провокатор Волохов антагонист. Бабушка, Вера и преданный им обеим «медведь» Тушин протагонисты. Шапиро не скрывает, на чьей стороне его симпатии. Как не скрывал когда-то и автор романа. Волохов явился читающей России парой лет раньше Ставрогина и Верховенского. Обрыв это место, где водятся бесы, это муть, кошмар и морок. Гончаров высказался крайне определенно, и волоховы отомстили ему в полной мере. Роман был оплеван критикой как, скажем, сегодня «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Алексей К. Толстой по этому поводу (не по поводу «Предстояния») удивлялся: «Отчего люди начинают кричать: пожар! как скоро выводится на сцену какой-нибудь мерзавец? Ведь это называется на воре шапка горит!» Сам же Гончаров (словно создатель «Предстояния») в письме к знакомой заметил: «О неверующих здесь нет речи. Что мне и Вам до них за дело?.. Я знаю, что они давно надо мной смеются. Один из новых людей в лицо обозвал меня и Веру (героиню Обрыва“) неразвитыми. Пусть! Ведь не веровать легче всего. Неверие ни к чему не обязывает, ничего не налагает, никакого долга, никакой работы над собою Таково большинство шалопаев, лентяев, недоучек». Прав председатель палаты (в спектакле МХТ Николай Чиндяйкин), когда характеризует прелюдию распада: «Начинается не с мужиков. Сначала к обедне перестают ходить » Хотя председатель лицо в романе и в спектакле отрицательное. Груб, бестактен, молодящуюся нимфоманку Крицкую обидел (а как ее обидели Шапиро и Дарья Юрская, выставив патентованной идиоткой и лишив надежды на сочувствие. ..). Но что поделаешь, так и было: старого тупого служаку гнали из дома брезгливо. «Новых людей» волоховых, напротив, поили жженкой, развлекались ночной с ними дискуссией; бабушки, жалеючи, предлагали им перины, девицы натурально падали в овраг Марк яблоки таскает, ему говорят: на здоровье! Деньги занимает без отдачи говорят: возьмите еще! А потом стихия, подзуженная волоховыми, сметет все эти райские усадьбы, разлюли-Малиновки с лица земли. «Обрыв» можно трактовать как роман любовный, можно как социальный. Шапиро удается второе. Любовная линия возникает в спектакле ниоткуда, у этой реки нет истока. Вдобавок причины безумной страсти Райского не очень понятны. Наталья Кудряшова, приглашенная на роль Веры из «Школы драматического искусства», в полном соответствии с заветами Анатолия Васильева играет пасмурно, смутно, замкнуто. Полюбить такую девушку при ближайшем рассмотрении и подробном знакомстве, разумеется, можно. Вспыхнуть в одночасье, сгореть от мужского хотения синим пламенем вряд ли Чем ближе к финалу, тем менее интересны гормональные потасовки Райского с Верой. Гораздо сильнее волнуют крайние точки вертикали. Впадает в ничтожество волосатик Марк (Артем Быстров, схожий внешне с художником Крамским). Поднимается до трагических высот старшая Бережкова. Моменты буффонадного шутовства, как и интонации Медеи у Ольги Яковлевой, ни глаз, ни ухо не режут: крах и взлет заданы вертикалью. К тому же Татьяна Марковна для Гончарова образ России. Сама покаялась, других простила, умирала от горя, однако выжила и радоваться не разучилась. Снова пакует чемоданы безобидное перекати-поле Борис. Дальше по свету несет свою заразу Волохов. Остаются бабушка, Вера, Тушин (здесь Михаил Хомяков). Крепкие корни, не утраченная вера, беззаветная любовь именно они наследуют землю на волжском берегу. Эх, была бы это для нас типичная, то есть обыкновенная история. .. Пресса Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 Мхатовские пятницы online: Артём Быстров, Вадим Верник, 12.06.2020 Артём Быстров в программе Татьяны Устиновой «Мой герой», телеканал ТВ-Центр, 9.06.2020 Видеомарафон к 160-летию А.П. Чехова, 29.01.2020 Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019 Артём Быстров и Екатерина Половцева в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 16.10.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Встреча Майкла Добсона с артистами и режиссёром спектакля"Венецианский купец. Фото Екатерины Цветковой, 30.06.2019 «Венецианский купец». Неклассическая премьера в МХТ, Мария Куликовская, LOCALDRAMAQUEEN, 20.06.2019 В МХТ имени Чехова новый спектакль «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019 Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019 Язык твой враг твой, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 20.11.2018 Артём Быстров: «Гамлет не предел моих мечтаний», Анна Позина, Известия, 19.11.2018 Чешуя к чешуе, Анастасия Вильчи, index-art, 17.11.2018 Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018 Мама, я боюсь человека из рыбы, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 25.09.2018 «А вы ноктюрн сыграть могли бы
», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018 Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018 Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018 Нужна санобработка, Анастасия Паукер-Бравина, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018 Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Артём Быстров: «У меня лицо от сохи, зато фактурное», Елена Грибкова, WomanHIT.ru, 23.05.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Интервью с Артёмом Быстровым, LinkMuse, 28.12.2017 «Светлый путь. 19.17», или чудовище Ленин в театре Табакова, Анна Балуева, Собеседник, 14.11.2017 Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017 Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017 МХТ Светлый путь. 19.17: Паулина Андреева, Игорь Верник, Артем Быстров, видеосюжет телеканала «О2ТВ», 7.11.2017 Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017 Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017 «Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017 Ленин как Мефистофель, Советский Союз как Апокалипсис: как в МХТ отметили юбилей революции, видеосюжет телеканала «Дождь», 2.11.2017 Александр Молочников представляет спектакль «Светлый путь.19.17», видеосюжет телеканала «Культура», 2.11.2017 В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 «Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016 Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016 Бунтари. Громкий спектакль, после которого хочется помолчать, Анастасия Вильчи, Index-art, 18.01.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари». МХТ. Фоторепортаж Сергея Милицкого, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Галины Фесенко, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015 Невеселые песни кабаре «19.14», Елена Вилле, Мир 24, 3.03.2015 Артём Быстров в программе Вадима Верника «Кто там
», телеканал «Культура», 1.03.2015 Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015 15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015 Пятёрка премьер нового сезона, Татьяна Власова, Театрал, 19.02.2015 Русский миф: «Деревня дураков» в МХТ имени Чехова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 12.02.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Картотека Buro 24/7: Артем Быстров, Бюро 24/7, 6.02.2015 Using Cabaret to Take Satirical, Sly Look at WWI, Джон Фридман, The Moscow News, 21.01.2015 Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015 Кабаре «19.14», Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.12.2014 Артём Быстров: «Если актёр собой доволен, у него какие-то проблемы», Натела Поцхверия, Interview, 11.12.2014 «19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014 На Восточном фронте без перемен, Ольга Фукс, Экран и сцена, 30.11.2014 Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014 «19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014 Война окликает войну, Ольга Егошина, Новые известия, 17.11.2014 19.14: Красный смех, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 3.11.2014 Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014 В Художественном театре сыграли спектакль о Первой мировой войне с видом на Третью, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.10.2014 Битва стереотипов и немного абсурда: «19.14» на сцене МХТ имени Чехова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 17.10.2014 В репертуаре МХТ имени Чехова появился спектакль о Первой мировой войне, видеосюжет телеканала «Культура», 9.10.2014 Режиссер-дебютант превратил МХТ в кабаре, видеосюжет телеканала «Мир 24», 6.10.2014 «19.14» в фотографиях Галины Фесенко, 5.10.2014 «19.14» фоторепортаж Дмитрия Рухлецкого, Вечерняя Москва, 5.10.2014 «19.14» в фотографиях Олега Черноуса, 4.10.2014 «Война ж совсем не фейерверк
», Столичный информационный портал, 4.10.2014 Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014 В Локарно подвел итоги Международный кинофестиваль, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014 Лауреат кинофестиваля в Локарно Артем Быстров: «Мой герой дурак. На таких дураках мир держится», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 17.08.2014 Актера Артема Быстрова наградили на кинофестивале в Локарно, РИА Новости, 16.08.2014 Артем Быстров получил премию за лучшую мужскую роль Международного кинофестиваля в Локарно, ИТАР-ТАСС, 16.08.2014 МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013 В МХТ им. А. П. Чехова прошел генеральный прогон концерта, посвященного 9 мая, видеосюжет телеканала «Звезда», 7.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть I), телеканал «Театр», 29.04.2013 Известные артисты посвятили вечер современной поэзии, видеосюжет МТРК «Мир», 9.03.2013 Телеканал «Дождь» о вечере «Все поколения», 5.03.2013 Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013 Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012 «Белоснежка и семь гномов». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 8.12.2011 В МХТ поставили сказку для всей семьи «Белоснежка и семь гномов», РИА-Новости, 4.11.2011 Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011 Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011 «Шинель» дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 |