Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Драма идейГригорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Рассказывают, как однажды группа специалистов из Англии попала на «Вишневый сад» в один не самый популярный московский театр. Проскучав в зале добрых четыре часа, все были в восторге, ибо полагали, что скука непременная составляющая хорошего спектакля по классической пьесе. На новой «Антигоне», премьеру которой сыграли во МХАТе имени А. П. Чехова, тоже бывает скучно. Но в данном конкретном это обстоятельство не позволяет отозваться о спектакле пренебрежительно. Наоборот, он замечателен. И хорош как для критиков, так и для тех, кто перед началом спектакля, теребя программку, шутил, толкая в бок соседа: «Ничего себе фамилия Невинный!» Что ж, по нынешним временам, это тоже в плюс: Табаков заставил интересоваться театром тех, для кого Невинный новое имя в искусстве. На премьере «Антигоны» эти «новички» чувствовали и переживали «симметрично» бывалым театралам: скучали, когда Жан Ануй совершенно удалялся в область чистых слов. Напрягались, когда пружинил и сам сюжет. Стеснялись или совсем не стеснялись слез, когда набегали слезы
Трагедия тот самый жанр, который должен вызывать слезы. Из программки можно узнать, что «Антигона» Ануя написана в 40-е, в числе других трагедий сам драматург включил ее в цикл «новых черных пьес». Впервые поставленная в 43-м в парижском театре «Ателье», «Антигона» Ануя была прочитана в контексте тогдашней политической жизни: «бескорыстный бунт Антигоны против Креона, против установленного порядка был, по мнению Андре Моруа, также бунтом плененной фашистами Франции». Спустя почти 60 лет, в пореформенной России текст «Антигоны» звучит также злободневно. Но акценты сместились. То, что казалось «белым» уже не выглядит таким же чистым и правильным, то, что виделось однозначным злом, теперь вообще смотрится совсем иначе. Логика Антигоны (Марина Зудина), которая готова принять смерть, лишь бы против воли правителя Фив похоронить убитого под городскими стенами брата, уже не кажется непреложной, как прежде. А усталый фиванский царь Креон, которого в спектакле Темура Чхеидзе играет народный артист СССР Отар Мегвинетухуцеси, стал и вовсе, скорее, положительным героем. Умудренный опытом жизни и опытом власти, он знает то, чего не знает и не могла знать Антигона. С этим знанием придет конец страданиям, что выпали на долю нескольких поколений фиванских жителей. И потому неважно, кто именно из двух братьев покоится сейчас среди героев, а который оставлен без погребения под стенами Фив (этого не ведает и сам Креон). Главное, чтобы у народа были свои герои и отщепенцы Короче говоря, «шапка Мономаха» тяжела даже тогда, когда ее не тяжелят видения «кровавых мальчиков», вот о чем ведет свою речь правитель Фив. Когда уже все кончено, и в довершение всего ему «докладывают» о смерти еще и Эвридики, он спрашивает лишь: «И она тоже?.. Ну, что ж, тяжелый выдался день». Конец трагедии. Евгений Киндинов один играет за весь античный Хор (так зовут его героя), страстность комментариев которого «уравновешена» тем, что он бессилен что-либо изменить, а в эпизодической роли Кормилицы занята еще одна замечательная мхатовская актриса Наталья Егорова. Но первые здесь они, Марина Зудина и Отар Мегвинетухуцеси. Для Отара Мегвинетухуцеси это первая роль на российской сцене, проще говоря первая роль, которую он играет по-русски. Мерная и чуть сдержанная грузинским аристократическим акцентом, как будто раздумчивая речь Мегвинетухуцеси соразмерна его неторопливым движениям, царственной пластике и стати. Сосредоточенности слов как будто сопутствует сосредоточенность и выношенность, выстраданность каждой мысли. Впечатляющий голос, взгляд, одновременно полный достоинства и безнадежности (отчего и родится подлинно трагический накал), и какая-то особенная, запоминающаяся и не менее впечатляющая внешняя простота убеждают, что он один из великих. Он точно из тех, кто знает силу слов и цену каждому. И потому слова, слетающие с его уст, звучат как заклинание. Даже странно, почему Антигона не хочет слышать Креона. Но она его не слышит. Как камикадзе, она вознамерилась умереть за идею. Ведь похоронить Полиника все равно не удастся, и потому смерть ее это смерть за идею погребения. В спектакле Чхеидзе все одеты «по-домашнему» (художник Георгий Алекси-Месхишвили). Марина Зудина выходит на сцену в джинсах и свитере (когда-то в таком же «костюме» она, по собственным ее словам, пришла поступать в ГИТИС). Мегвинетухуцеси одет в длиннополую вязаную кофту. Он, переигравший в своей жизни многих «театральных» царей. Она, которой так часто предлагали играть «наших современниц». Прав был Табаков, однажды посчитавший, что время ее романтических героинь прошло и настала пора играть сильных женщин. Таких, как Антигона. Крупные слезы, бегущие одна за другой, не способны поколебать ее решимости. «Перелистав» все знакомые ей чувства, радость, грусть, любовь, ненависть Антигона выбирает смерть «во имя». Креон не в силах ей помешать. Их дуэт временами дуэт равных. Дуэт, которому часто мешают вторжения других, посторонних. Пока Креон растолковывает ей «подоплеки», Антигоне приходится слушать. И в этих долгих паузах молчаливого противостояния Зудина содержательна и интересна. Во МХАТе имени Чехова «Антигону» (перевод Валентина Дмитриева) играют в одном действии, два с половиной часа без антракта. Тяжело, но иначе нельзя: когда играют трагедию, легко не бывает. Пресса Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» (фоторепортаж Екатерины Цветковой), Ok!, 27.10.2024 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 22 августа — день рождения актрисы Натальи Егоровой, телеканал «Культура», 22.08.2020 Актриса МХТ Наталия Егорова отмечает юбилей, Валерия Новокрещенова, Театрал, 22.08.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014 Олег Табаков: «Кто много и хорошо… тот и получает!», Анна Балуева, Комсомольская правда, 1.11.2014 В МХТ сегодня вручали «Чаек», телеканал «Культура», 30.10.2014 Фоторепортаж: В Саратовском ТЮЗе начались гастроли МХТ им. Чехова, ИА «Версия» (Саратов), 25.02.2014 Наталья Егорова: «Всё хорошее и плохое во мне из Сибири», Алёна Корк, конкурент (Иркутск), 10.09.2013 Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013 Театральное лето продолжается спектаклями легендарного МХТ. Вечер первый «Дворянское гнездо», сайт Хабаровского краевого театра драмы и комедии, 30.06.2012 МХТ имени Чехова продолжает «несентиментальное путешествие» в 1970-е, видеосюжет телеканала «Культура», 28.05.2012 Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012 Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010 Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009 В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009 На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Наталия Егорова ест «жареные гвозди», Наталья Петушкова, Вечерний Новосибирск, 17.01.2000 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |