Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Константин Хабенский: «Выше идти — тяжело, но радостно; ниже — легко, но грустно»

Алина Циопа, Фонтанка.ру, 29.03.2022
В Петербурге на основной сцене Александринского театра до 1 апреля идут гастроли МХТ им. А. П. Чехова, которым руководит Константин Хабенский. В Петербург приехали три последних премьеры театра, в одной главную роль сыграл сам худрук. На одну из премьер, самую свежую, еще можно попасть 31 марта и 1 апреля — это спектакль «Сирано де Бержерак» в постановке главного режиссера РАМТа Егора Перегудова, где главные роли играют Юрий Чурсин, Паулина Андреева, Игорь Золотовицкий и Кузьма Котрелев. В разгар гастролей «Фонтанка» встретилась с Константином Хабенским и поговорила о том, в чем суть театра, как искать в творчестве сверхидею и почему кризис в обществе всегда приводит к аншлагам в театрах.

— Константин Юрьевич, вы сейчас в родном городе на гастролях, а спектакли МХТ «примеряют» другую сцену. Есть такое понятие — «дух театра». У Александринки и МХТ они, наверное, различаются. Как бы вы их сравнили?
— Даже в одном городе у каждого театра, который из себя что-то представляет как театральное явление и периодически «выстреливает» теми или иными удачными постановками, разный зритель. И этот зритель, по большому счету, помогает: создает, направляет, оберегает этот дух театра, который присутствует на театральных подмостках. И всегда очень сложно честно работать на другой площадке, не подстраиваясь под ее зрителя.

— Вот как? Именно «не подстраиваясь»?
— Не подстраиваясь. Всегда очень сложно честно показывать свой материал. Бывают удачные шутки или неудачные, долгие паузы или короткие, очень трагичная постановка или среднетрагичная. И показать именно то, как ты делаешь это дома, со своим зрителем, зрителю другого театра — очень важно. Если зритель это принимает — предположим, зритель Александринки (я понимаю, что на гастролях он более смешанный, но всё равно зритель Александринки так или иначе приходит смотреть), — значит, дух един. Мне тяжело заходить в театр и подстраиваться под личности, которые здесь работали, создавали. Так у меня ничего не получится. Поэтому при всем уважении и понимании значимости людей, которые служили в том или ином театре, мы всё равно приходим со своим языком, своим настроением, своей театральной правдой.

— Вы выходите на сцену в спектакле «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», и вы же — соавтор спектакля. Почему вы переписали пьесу Горина, известную по фильму «Тот самый Мюнхгаузен»? Что вы хотели добавить как автор?
— Мы вообще ничего менять в горинской пьесе не собирались. Из фильма мы взяли только имена, для того чтобы зрителю было понятно: кто есть кто, кто кому друг, кто кому враг. Причем я еще раз скажу: взяли только имена, не характеры. Это важно: характеры — наши, придуманные. И все истории сочинены по рассказам Распе и по разным историческим документам, связанным с тем самым бароном Мюнхгаузеном: по историческим справкам, судебным и так далее — того времени. Поэтому мы к пьесе Горина даже не приступали. Мы, естественно, ее прочитали и поняли, что она была настолько хороша для того времени — прозрачная, неоднозначная, как тогда и возможно было снимать и ставить, — что сегодня она бы, наверное, так мощно и ярко не прозвучала, как прозвучала тогда. И мы с Виктором Моисеевичем Крамером решили, что напишем свою историю, самостоятельную, со своей интригой и сюжетом. И вот мы ее привезли.

— А какая-то сверхидея, которую хотелось донести до зрителя, тоже, наверное, теперь другая?
— Сверхидеи приходят уже в процессе создания, фантазии, в процессе репетиций, а иногда даже уже и после премьеры. Вдруг неожиданно приходит сверхидея, о которой ты даже и не думал. Что значит «завещание» в названии этого спектакля? «Завещание» — это или нотариальный документ, или что нам завещал человек: как жить, любить, фантазировать. Наверное, в нашем спектакле есть обе части. Когда мы говорим о персонажах с приземленной фантазией, для них эта история — о завещании нотариальном. А сверхидея спектакля — это завещание, как жить. Как жить в этом мире с постоянно меняющимися обстоятельствами, с этим опытом — сладким, горьким, радостным, трагическим, который каждый из нас несет по жизни. Как можно жить в таких условиях? Нужно создавать свои миры!

— А было ли в роли барона Мюнхгаузена что-то новое для вас, и приходилось ли делать что-то такое, чего не приходилось раньше?
— Знаете, если делать всё то, что делал раньше, и никуда не заходить — выше, правее, ниже, тогда не надо и приступать. Каждая роль — в кино или театре — это всегда что-то новое. Я уже не говорю про новый текст — я говорю про новые смыслы. Вот, например, один наш коллега заметил, что в спектакле «Калигула», который я работал здесь в Театре Ленсовета, герой очень хотел Луну. А сейчас мой герой говорит: «Нет, на Луну мы всегда успеем, летим дальше, летим на Юпитер!» Вроде бы просто текст, но если не суетиться и какие-то вещи рассматривать как знаковые — в твоей судьбе или твоих товарищей, — тоже открывается что-то новое.

— Для чего театру гастроли? Понятно, что это удобно для зрителей, а какую пользу получают театр и артисты?
— Вообще театр изначально придумывался как повозка, которая ездила по деревням, по городам, по ярмаркам, и актеры устраивали представления. Веселили, скабрезные шутки, довольно актуальные, «выплевывали» в народ. Такова структура и правда театра. В разные места ездили — желательно, чтобы единый язык был, но иногда не получалось: если заезжали в какие-то племена людоедов, то их съедали. А если вдруг играли хорошо, то их превращали в богов или полубогов, и на них молились. Изначально театр таким был. Поэтому театр на гастролях — мобилизуется, обогащается, отдыхает или, наоборот, страдает от непонимания. Ему это необходимо, как глоток воздуха, потому что «вариться» всё время со своим зрителем на своей площадке, даже выпуская премьеры, — немножко однообразно. Поэтому, в первую очередь, гастроли и нужны. И мы, кстати, с Валерием Владимировичем Фокиным уже договорились, что будем приезжать каждый год в течение пяти лет.

— То есть вас через год можно ждать?
— Конечно. Сейчас нужно просто четко обозначить сроки, количество спектаклей и что еще мы здесь делаем. Это же не просто гастроли, когда привезли спектакли и увезли. Это еще и проба привезти некую экспозицию музея МХАТ. Мы сначала хотели, чтобы это были реальные экспонаты, но потом поняли, что слишком мало времени для подготовки, и создали выставку в виртуальном формате, посмотреть которую можно по QR-коду в программке к каждому спектаклю. Поэтому зритель, который придет в Александринку, сможет «побродить» — до спектакля или в антракте — по основным вехам Московского художественного театра и понять, какова его история. Кроме того, мы проводим встречи закрытого типа со студентами с Моховой. Это четыре творческих встречи часа на полтора-два — их ведем я, Игорь Верник, Дмитрий Назаров и Игорь Золотовицкий, у каждого своя тема. Разговаривать со студентами, а точнее с будущими коллегами, о профессии, о жизни — полезно и тем и другим. Сейчас проверим, как это работает. Если работает хорошо, на следующий год, как говорил один наш лидер, «углубим и обострим». А то, что касается программы нынешних гастролей, — тут мне даже не за что отводить глаза, потому что мы привезли три премьеры именно этого сезона. И последняя премьера — «Сирано де Бержерак» — состоялась неделю назад. То есть еще и москвичи практически не успели посмотреть, а мы уже сюда привезли.

— Представляете, какую планку вы себе задали на следующий год?!
— Это нормально. Главное, чтобы она реализовалась в этом году. А выше идти — тяжело, но радостно; ниже идти — легко, но грустно.

— Вы разговором о студентах предвосхитили мой следующий вопрос. Вы же из «фильштов» — Вениамин Михайлович [Фильштинский] придет на ваши спектакли? Заходит ли он к вам обычно в гримерку, советует ли что-нибудь?
— Он всё время приходит, и в этот раз тоже. Обязательно заходит, общаемся, разговариваем.

— Пришлось ли из-за вынужденной замены спектакля с Литвиновой на «Сирано» срочно что-то перестраивать, срочно отправлять грузовики с декорациями, снимать артистов с других постановок или, может быть, съемок?
— Нет, так как сейчас «пандемийное» время, непростое, и много замен, переносов, отмен, мы были готовы к тому, что в Александринке состоится не всё, что мы анонсировали. У нас был готов план, и план шикарный: привезти премьеру, свежую-свежую — прямо «из печи»! Нас пандемия научила: ты себе строишь план «А», потом корректируешь в план «В», а жизнь тебе устраивает план «С». И, мне кажется, этот довольно серьезный опыт чему-то нас да научил. Поэтому у нас всегда есть и план «А», и план «В».

— Почему в такую трудную пору театр решил обратиться к такому эскапическому сочинению о любви, как «Сирано де Бержерак»?
— У меня даже вопросов не возникает по этому поводу, потому что настолько шикарный материал — его можно просто слушать! А еще и правильная сценография сделана, я люблю такую: многофункциональную, лаконичную, красивую. И Юра Чурсин в главной роли — прекрасный, блестящий. И сейчас постановка с каждым спектаклем всё больше и больше набирает поэзии. Вы знаете, в любое время рассказ о любви, если он честный, рассказ о смерти, о дружбе — всегда нужен. Иногда делают вид, что не нужен. Но если ты «попадаешь» точным рассказом в зрителя — он «поднимает руки». Какие бы видеопроекции или новые формы ни придумывались, какие бы иммерсивные, мобильные новые театры ни создавались: если они не говорят о человеке, если они не говорят про тебя — они не так хороши, как театр, который говорит про человека.

— А вы сами когда-нибудь писали стихи?
— Ну да, по-моему, в юности.

— Вам тогда было хорошо или плохо? От счастья они рождались или от боли?
— Молодые люди, насколько я успел заметить, всегда пишут трагические стихи. И молодые актеры, студенты, всегда выбирают себе очень драматические роли. Но это не болезнь, это такой период юношества, прекрасного, когда ты очень драматичен по отношению к миру и к себе.

— Классический романтический герой.
— Да, да. Потом это проходит. Потом ты хочешь играть комических старух.

— О, это уже ко мне!
— Ну, и ко мне тоже. Так что это был трагический период в моей жизни, или я себя осознавал как недопонятый человек в этом мире. Но это нормально.

— В спектакле «Сирано де Бержерак» задействованы студенты Школы-студии МХАТ, на сайте театра говорится, что спектакль «прорастает зонгами» — будут ли это сюжетно современные вставки?
— Да, это современные вставки, там живая музыка, живые инструменты, совершенно разножанровые зонги — и рэп, и романсы, и всё в поэзию Ростана вплетается. Даже стихи Евтушенко туда очень удачно встали, они сейчас очень «про нас». Но это не «перевешивает», на мой взгляд: было бы неправильно туда «напихать» и зонги, и поэзию других авторов, и тем самым заслонить само произведение. Там соблюден тонкий баланс, который работает и делает нашего «Сирано», МХТ-шного, — «Сирано» разных эпох. Это и костюмами, кстати, тоже показано — там они разного времени, что подводит разговор к тому, что будь то «Сирано» 2022 года, «Сирано» XIX века или «Сирано», условно, Каменного века, — всегда были такие люди, не приемлющие нелюбовь к жизни. Это не всегда приятные люди — и в пьесе это видно. Не всегда удобные люди. Но они являются камертоном для тех, кто хочет попробовать так жить. Это больно, это страшно, но это история больших поэтов. Они были, они есть, они будут. А большой поэт, как и большой музыкант, зачастую очень неудобный. Потому что у него нет границ в мироощущении. У него есть музыка, есть поэзия, есть что-то большее, чем обычные столбы, которые маркируют границу между государствами или между людьми. Это история большого поэта.

— Хочется, чтобы выходили спектакли, в которых те молодые люди, которые сейчас так горят за будущее нашей страны и общества, узнали себя, услышали мысли, созвучные своим. 
— Я понимаю.

— И в анонсе говорилось, что режиссер спектакля Егор Перегудов хотел привнести энергию, в том числе протестную, молодого нового мира. Есть там такое?
— Предостаточно. Дело же не в том, молодой ты или не молодой. Дело в том, как ты внутри себя чувствуешь. Ещё со времён тургеневского романа «Отцы и дети» обозначился этот извечный вопрос, когда молодежь не согласна с тем, как живут уже состоявшиеся поколения. Может быть, это и есть двигатель театра, литературы, музыки и всего-всего — протестное состояние молодежи, входящей в сферу искусства.

— Ну, это мы, конечно, любим себе говорить, но на самом деле, на практике, мы уже… не то чтобы «уставшие», но… более аккуратные, что ли.
— Более аккуратные. Но то, что ты почувствуешь, придя в театр, как ты к увиденному «подключишься», не зависит от того, молодежь на сцене или «жгут» старики. Тут же важна интонации, энергия. Может быть, где-то недосказанность, а где-то — очень мощное и яркое слово. Поэтому если говорить о том, что сейчас все переживают (по-разному, но переживают, я это прекрасно понимаю), то каким-то объединяющим местом должен стать театр. Театр — это то, что происходит вживую и только сейчас. Завтра будет по-другому, вчера было по-другому. И это такой обмен энергией, который был, есть и будет, в отличие от телевизора, от киноэкрана. Это такая сегодняшняя правда. Пускай сказанная другими текстами, другими авторами — современными ли или уже ставшими классиками, по сей день воспринимаемыми как современные. Не все театры могут похвастаться этой живой правдой — это нормально. Но недаром в любые кризисные времена наблюдается большой аншлаг в театрах, именно в театры идут люди. С чем это связано? Наверное, с тем, что очень хочется два-три-четыре часа побыть, может быть, с самим собой, а может быть, с какой-то правдой, которая витает в пространстве зрительного зала. Потому что такого уже не повторится. Завтра будет то же название, но уже другой зритель, другая энергия, что-то другое.

Оригинал статьи
Пресса
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002