Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино»

Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
В дни гастролей МХТ в столице Башкирии худрук театра Константин Хабенский пообщался с творческой молодежью Уфы. Более полутора часов актер отвечал на вопросы будущих коллег. Встреча с Хабенским продлилась значительно дольше, чем планировалась. Константин даже предупредил собравшихся, чтобы они не тратили время на аплодисменты.

 — Давайте по сути: я не теоретик, не театровед. Спрашиваете о профессии, о практике — про себя, не про меня, — заранее предупредил Хабенский. — Сегодня здесь собрались студенты, молодые актёры и воспитанники творческой студии «Хахачу». Те, кто ещё не понял, чего они хотят в жизни, кому мерещится, что так все красиво вокруг профессии, а на самом деле… Приготовьтесь, может быть, кто-то из вас после нашей встречи поймёт, что правильнее и проще идти другими профессиями и не портить себе жизнь. Вы, может быть, думали, что я буду рассказывать истории какие-нибудь, комические случаи, свои планы на жизнь? У меня есть планы, есть истории, но я ими делюсь со своими друзьями, — заметил артист.

- Что делать, чтобы в театральных студиях не ломать детям психику, и почему вы против создания школьных театров в учебных заведениях?

 — Я говорил, что я против повального, принудительного навязывания в каждую школу театров. Я против этого, потому что нужно сначала понять, что это такое, как с этим работать, как работать с детьми, а потом уже почковаться и расходиться по школам, по республикам и так далее. Мои коллеги не дадут мне соврать, как мы детально, тщательно собирали коллектив педагогов в студию «Хахачу». В студию мы приглашали всех, кто хотел — мальчишек, девчонок. Но коллектив педагогический собирали очень тщательно. На это был потрачен не один год, я смотрел, как все работает. У нас каждый год были фестивали для того, чтобы определить, какие ошибки, какие плюсы в нашей работе, от чего оказываемся, куда идём дальше. Я уже говорил и снова могу повторить: не навреди, потому что я очень много вижу детей с покалеченной психикой. Психика покалечена из-за того, что педагоги в разных коллективах форсируют события и пропускают первые ступени. А эти первые три ступени, когда молодой человек освобождается, когда он может уже позволить себе выйти, посмеяться, что-то сказать, пофантазировать, необходимы для того, чтобы перейти к четвертой и пятой ступени — к созданию какого-то продукта. Назовём этот продукт спектакль, акция, уличное шоу и так далее. Для этого нужно очень хорошо детей размять, обратить в свою театральную веру единомышленников, и только после этого мы можем что-то делать. Я против повального, я за то, чтобы делать штучное, делиться опытом, находить единомышленников и дальше развиваться.

- Как быть, если дети 12-13 лет в театральной студии не хотят играть определенные роли? Нужно прислушаться к их мнению или заставлять?

 — Это уже серьёзный возраст, подростковый. Мне кажется, что здесь два пути. Они могут предложить вам что-то более интересное, тогда прислушаться к ним. В приказном порядке ничего не получится. Можно заразить их своей идеей, и тогда они скажут, что это действительно очень круто. То, что дети хотят серьезных ролей, это нормально — юношеский максимализм.

- Как объяснить родителям, которые отдают в театральные кружки детей, но у них нет к этому таланта?

 — Мы проходили через это неоднократно, подобные вопросы были. Если хотите, проконсультируйтесь в уфимской студии «Хахачу». Тут нужен индивидуальный подход. У нас в Питере мама спрашивала, почему ее сын уже так долго занимается, а до сих пор играет пенька? Мы показали на практике во время упражнений, что мальчик не смог поймать мячик. Из пяти раз только два поймал. И, кстати, мама такая же оказалась — из пяти раз она один раз поймала.

- Возможно ли студентам стать волонтёрами вашего благотворительного фонда?

 — Волонтёрам — будь это студенты, школьники или пенсионеры — добро пожаловать. Я представляю фонд, который занимается помощью детям и взрослым с опухолями головного и спинного мозга. Вы можете также выйти на другие фонды — написать, как можете помочь. Главное — желание, максимум через три дня вам ответят. Ехать особо никуда не надо, поверьте, в Уфе тоже есть кому помогать. Тем более я знаю, что здесь не так давно открылся хоспис. Их не так много в стране и там лежат разного возраста люди, которые нуждаются в поддержке.

«Валить зрителя — самое последнее дело»

 — Надо ли исправлять юношеский максимализм?


 — Конечно, юношеский максимализм и энергию никогда нельзя отменять, нельзя причёсывать, нельзя делиться своим опытом, потому что вы уже отбегали и сейчас созерцаете тихую, прекрасную картину, а эти ещё не отбегали. Дайте им возможность сделать это. Возьмите в команду, скажем так, переходящее звено молодых наставников, которые будут с ними бегать, а вы уже будете изюминки вкладывать в эту прекрасную беготню. По-другому никак. Делать из детей молодых философов рано еще. Пускай у них будет своя философия прекрасная.

- Что делать, если кажется, что ты занимаешься уже не профессией, а какой-то ерундой? Вроде бы все делаешь верно, а веры нет?

 — Вас не устраивает зритель? Все очень просто — зритель всегда прав. Значит, вы выбрали ту площадку, того автора или того режиссёра, который делает не то, что сейчас хочет зритель. Зритель голосует рублём. Наша профессия состоит в том, чтобы окунуть его в нашу историю, аккуратно заставить поверить в то, что происходящее на сцене — это честно, от всего сердца, и это история, которая заслуживает внимания и которая, скажем так, очень похожа на многие истории людей, сидящих в зале. Если этого не происходит, значит, неправильно выбран режиссёр или драматург. Зритель всегда прав, валить зрителя — самое последнее дело, покопайтесь в себе. Относиться к зрителю, как к человеку, который мешает вам, это неправильно.

- Если зритель всегда прав, нужно ли идти на поводу у него, ведь порой люди любят и матерные частушки?

 — Я не говорю о том, что частушки нужны пять раз в неделю. Но и зритель вас не поймет, если вы сразу ему предложите послушать сложное сочинение Шнитке. Если вы считаете, что миссия вашего театрального коллектива — поднимать зрителя выше, тогда нужно понимать, как делать правильно микс. Затем от чего-то отказываться и нарабатывать свою зрительскую паству, которая приходила бы к вам и ждала все время чего-то большего. Другой путь — в сложном материале найти правильные, человеческие ноты и интонации для того, чтобы зритель не чувствовал себя дураком. Зритель не хочет переглядываться и задавать вопросы «а что здесь происходит, почему я здесь?». Зритель должен кайфовать и видеть главные темы.

- Как быть если роли, которые получаешь, тяжело даются из-за того, что не можешь ассоциировать себя с героем? Я не герой-любовник, а приходится такие роли играть.

 — У нас профессия, к сожалению, такая, что нужно иногда честно отвечать. Скажем, если вы ощущаете себя комиком, что я приветствую, значит, вам подвластны по большому счёту все жанры и все амплуа. Подумайте о том, какой герой-любовник, на которого вас толкнули. Это герой-любовник, не имеющий никакого опыта, который постоянно терпит неудачи, но считающий себя мачо. Посмотрите вокруг: таких людей много, они считают, что они мачо, а на самом деле… Они идут сомнительной дорожкой: если отойти в сторону и приглядеться, то это такой мачо за три копейки. А когда заканчивается эта сумма, он превращается во что-то унылое. Разберите просто тот материал, который вам дают, и найдите его самые слабые стороны, относящиеся к герою-любовнику. Тогда вам будет легче. Тогда тот комик, который внутри сидит, очень хорошо войдёт в истории героя-любовника, и герой будет не однозначным, а человеком сомневающимся. Мы, когда сомневаемся, отходим в сторону и начинаем сомневаться, хотя, выходя на люди, достаточно серьёзны и убедительны, но это не означает, что, когда все закончится, я не выйду и не подумаю «какой бред я нес». Ищите, как говорил Станиславский, в плохом хорошего, в хорошем плохого. Но ни в коем случае не уходите в амплуа героя-любовника, это гибельный путь.

- Как быть, если ты чувствуешь в себе большой потенциал, пытаешься его раскрыть, но не получается?

 — Не торопитесь, все получится. Просто не торопитесь, поймите школу и способы существования входа в роль. Как прочитать роль, как к ней подойти, как об этом думать — то, что вам будут предлагать ваши мастера. У вас будут ключики, образно говоря. Инструментарий, который дадут вам педагоги, вы будете понимать на 3-4 курсе, будете понимать, как можно самовыразиться. Для этого, наверное, и есть театральный курс в школе искусств, где педагоги делятся своим опытом, предлагают идти определенным путем.

«Я никому не советую идти в актёры»

 — Стоит ли бросать педагогический вуз и идти в театральный? Вдруг это мимолетное желание после участия в народном театре?


 — Я вам скажу то, что всегда говорю. Я никому не советую идти в профессию актёра, потому что сам не понаслышке знаю, что это такое. Если у вас есть возможность оставаться педагогом и работать в народном театре, если ваши выходы на сцену народного театра помогают вам в педагогике, это прекрасно. Но я никому не советую идти дорогой актера, потому что не понаслышке знаю, как это тяжело, как это непросто и как много трагических судеб сплошь и рядом. Хочется — идите, не буду вас удерживать, но я вас предупредил. 

- Как быть, если не любишь репетировать и вдохновение появляется только на спектаклях? Как заставить себя полюбить репетиции?

 — А как с вами работать режиссёру? Мы проводим лучшее время нашей жизни в театре, как ни крути. Последние два года я вообще не вылезал оттуда — и на репетиционной площадке, и в кабинете. Давайте делать так, чтобы нам было хорошо, чтобы нам в театре было весело, чтобы мы не боялись глупости. Ведь репетиции для того, чтобы проверить какую-то глупость — свою, режиссёрскую, драматургическую. Надо проверять, надо хохотать, надо делать это с удовольствием, а иначе шесть часов вашей жизни коту под хвост. И только два с половиной часика закулисья и сцены вам в радость. Просто постарайтесь поменять вектор. Репетиции — для дуракаваляния и для повторов. Через это дуракаваляние, через самые простые, глупые вопросы «почему так, а не вот так» можно закрутить себя, затормошить, чтобы поставить в тупик режиссёра не заумными вопросами, а простыми и даже дурацкими. Это поможет понять, что вы делаете на пути к той или иной героине. Либо вам ещё чуть-чуть надо пострадать на репетициях и потом щёлкнет само и будет радостно, либо попробуйте сами все это раскачать. Не надо бояться. Я просто сейчас разбираюсь с той самой небезызвестной пьесой «Чайка», которая уже превратилась в какой-то Александрийский столп. Все ходят и молятся на нее, а там очень простые вещи и простые вопросы.

- Что делать если перестали гореть глаза?

 — Когда какое-то большое дело сделано, нужно выдохнуть, взять паузу и подключить немножко другой фрагмент души. Нельзя все время бежать, когда-то нужно останавливаться и радоваться за то, какие плоды приносит ваше детище.

- Как найти баланс между ролями, если хочется играть и положительных персонажей, и характерные роли?

 — У меня небольшой опыт руководства театром, но достаточно насыщенный за эти два года с копеечками общения с моими коллегами. Я вам скажу одно: на вас, девочек, не угодишь. Это все, что я могу сказать.

- Как не выглядеть глупо, когда твой партнёр на сцене потерялся, и не дать почувствовать зрителю этот момент?

 — Ели ваш партнёр каждый спектакль выходит и путается, тогда, наверное, можно какой-то алгоритм действий уже придумать. По крайней мере два-три варианта пути развития. Но так как эта история индивидуальная, вы должны знать текст, чтобы не подвести партнера, если он забудется. Мне кажется, в этом и есть прелесть театра, когда зритель в какой-то момент видит, что не так все идет чисто и гладко. Актёр «колется», забывает текст, есть отношения между актерами в этот момент.

- А если хочется наподдать ему?

 — Заприте коллегу где-нибудь, чтобы он вообще не выходил, сыграйте одну сцену за него. У меня тоже такое было в одном спектакле. Мы долго-долго репетировали и в результате я сыграл за всех одну сцену. Более-менее сносно получилось, и мы взяли это за основу. Это стало ходом в спектакле, где мой герой обыгрывает всех, кто находится в этот момент. А, возможно, у человека просто не хватает темперамента, а вам все кажется. Может быть, он действует, наоборот, правильно, а вы слишком многого хотите. Тут нужно понять, кто из вас прав. В этом случае, наверное, если есть возможность, обратитесь к режиссёру. Если мы не договорились с режиссёром о конкретных вещах, делать замечания партнёру не совсем этично, как мне кажется. Вот тут и крутитесь.

«В профессию не поздно прийти в любом возрасте»

 — Есть мнение, что работа артистов в кино легче, чем в театре. При этом в кино могут снимать события не в том хронологическом порядке, который будет происходить на экране. Как держать эту линию и образ? Выходит, в театре работать проще?


 — Очень просто — быть готовым. Это абсолютно разные подходы, несмотря на то, что в театре тоже все бывает не линейно, например, на репетиции. Это не означает, что вы должны начать репетировать сцену из третьего или четвертого акта, если вас разбудить. Но вы будьте готовы к этой сцене и должны знать, что происходило до этого. То же самое в кино. Другое дело, что это абсолютно разные подходы в моментах сосредоточения. У меня было такое, что я неделю ждал выхода своего. Всю неделю — ночные смены в кино. Я приезжал, переодевался, сидел, ждал своего выхода и не выходил на съемочную площадку. Это тоже, конечно же, портит нервы и характер и не всегда в лучшую сторону закаляет. Вот поэтому кино и театр — этот абсолютно разные способы существования. Единственный закон, который их объединяет, вам желательно знать текст. Ну или хотя бы понимать то, о чем ты говоришь. Желательно говорить друг за дружкой, чтобы создавался диалог и желательно не сбивать декорации. Все остальное — разное, поэтому это все вопросы практики и готовности.

- В каком возрасте не поздно прийти в профессию и можно ли это сделать из другой профессии?

 — В любом возрасте не поздно прийти. Можно из другой профессии, примеров очень много. Огромное количество режиссёров, которые из другой профессии приходили в режиссуру. Для актеров желательно иметь актерскую школу, хотя есть и самородки прекрасные. Для чего существуют актёрские школы? Для того, чтобы была база — тот самый язык, инструментарий, с помощью которого мы договариваемся. Актёры разных школ договариваются, что они будут делать на площадке, о чем они будут говорить. Если у вас нет этого инструментария, то нам придётся затратить намного больше времени, чтобы договориться. Вот и все, поэтому желательно иметь все-таки актёрскую школу. Про возраст не знаю, честно вам скажу. В юном возрасте рвутся, потому что еще не понимают, что это такое, а потом получаем искалеченные судьбы, профессия становится в тягость и уже не видишь свет в конце тоннеля. Более взрослый человек понимает, что он хочет заниматься именно этим, поэтому ему может быть даже и легче. Ведь он знает, что не все так просто, потому что уже пожил и многое понимает.

- Возможно ли после долгого перерыва вернуться в профессию?

 — Ну, тренинг важен, конечно. Микки Рурк довольно большую паузу взял в своё время и вернулся в мировой кинематограф. И прекрасно себя чувствует, немножко в другом амплуа, но все равно. Это возможно, если вам это нужно, а не кому-то другому. Себе вопрос задайте — мне это нужно? Главное, чтобы работа была, чтобы возвращаться на роль.

- Как подготовить своё внутреннее состояние перед выходом на сцену?

 — Ну, во-первых, неплохо бы текст повторить в начале. Так лишнее волнение, возможно, уйдет. А может быть вы для себя, как это ни смешно, откроете смысл того или иного предложения, которое уже у вас забалтывается, а сегодня пришли, посмотрели и поняли, о чем это. И потом идите спокойно на площадку, проверять именно об этом текст или нет. Вы не можете наполнить всю роль глобальным смыслом, но вы можете, выходя на сцену, брать зрителя, соединяться с партнёром и проверять какие-то новые смыслы в том тексте, который уже сказан не один раз.

- Как найти своих людей, с горящими глазами, с которыми ты понимаешь, что готов искренне работать?

 — Создать вокруг себя такой климат, чтобы к вам потянулись те самые люди. Для чего были созданы студии творческого развития «Оперение»? Для того, чтобы через некоторое время вы подросли, вышли в большую жизнь и мы с вами могли спокойно говорить на одном языке. Именно поэтому выпускники студии из Уфы, Москвы и других городов теперь наставники и педагоги в таких же студиях. Они создают вокруг себя коллектив, наполняют его желающими учиться в студии и идти дальше.

«В „Гамлете“ я бился за каждую реплику»

 — Как создать спектакль с режиссёром, с которым не совпали по энергетике?


 — Вы знаете, у меня произошла такая история с Юрием Грымовым. Я был весь в делах, съемках и так далее. Юрий приглашал меня на определённую роль, времени у меня было мало для встречи — всего час. Мы сели, начали разговаривать, и я подумал, что у нас совершенно разное чувство юмора, и мы разошлись. Позже я просмотрел премьеру этого спектакля и задал себе вопрос как так случилось, что мы не нашли с ним общего языка. Ведь то, что он делает, это мой театр. Судьба потом распорядилась по-другому, и я пришёл в этот спектакль, то есть все-таки круг замкнулся. Также у меня было пару раз в кино — не совпадало, но потом мы находили общий язык. Наверное, если есть возможность, дайте время режиссёру найти общий язык, а себе дайте возможность понять, почему это не происходит. Может быть, режиссёр предлагает вам что-то чуть больше, чем вы понимаете, а может быть, вы чуть больше понимаете, чем режиссёр. У нас зависимая профессия. Сейчас отказалась, потом ещё раз не пошла, а потом и не пригласили. Так что, мне кажется, надо биться. Помню, что, когда мы репетировали с режиссёром «Гамлета», я бился за каждую реплику.

- Как артисту не сломаться под тяжестью известности и популярности?

 — Я теорией не занимаюсь: дойдёте до этого сами и сами поймёте как. Главное, чтобы рядом были вменяемые люди, которые бы сказали вам: «Милочка моя, ты безобразно себя ведёшь».

- Востребована ли национальная внешность при приеме абитуриентов, а также в московских и питерских театрах?

 — У команды педагогов и у каждого мастера при приеме абитуриентов есть свой план. Иногда план конкретный по постановкам, иногда они отталкиваются от талантливых абитуриентов и план зарождается прямо во время смотра. Подходы совершенно разные. Можно быть мегаталантливым, но не попасть в распределении просто по внешнему виду, а можно пойти на курс просто потому, что от вас оттолкнулись и придумали историю. Что касается национальности и внешних проявлений, то в художественном театре есть актёры из Казахстана, с Украины, Белоруссии и это ярко выражено. Тем не менее этим не злоупотребляют. Думаю, что скорее с такой внешностью нужно идти в кино. Скорее всего, камера вас очень полюбит. Но это не означает, что не надо пробовать себя в театре.

- Как понять актеру, хороший ли спектакль или не очень?

 — В первую очередь отвечайте за себя — что вы делаете на сцене, знаете ли вы текст, соблюдаете ли мизансцены, попадаете ли вы в свет, работаете ли с партнёром, с залом. Отвечайте в первую очередь за свою линию. Вы отработали честно и дальше спрашивайте у зрителей, слушайте, как зритель с вами дышит. Это может быть ложным ощущением, потому что зритель может затаить дыхание и слушать, сопереживать с вами, а в конце выдать весь аванс и гонорар в виде аплодисментов. И это не всегда понятно на премьерных спектаклях. После десятого спектакля уже идёт примерное понимание того, что вы там нагородили вместе с режиссёром. У меня внутреннее ощущение того, что происходит во время спектакля, только сейчас чуть-чуть стало совпадать с тем, что происходит в зрительном зале. Обычно не совпадает, у меня своя какая-то планка.

- Должна ли я как зритель считывать главную мысль режиссера или хотя бы тему?

 — Серьёзный вопрос. Мы в художественном театре, чтобы зрителям было легче, в программках или в куар-кодах всегда даем высказывание режиссёра. Тогда зрителю проще: он понимает главную линию, которую поднял режиссёр.

«Если начинаю выгорать — переключаюсь на другое»

 — Не может ли случиться так, что визуальная часть актерского мастерства будет заменена искусственным интеллектом и тогда живые актеры останутся лишь в театре?


 — Биться с этим бесполезно. Может быть любой сценарий развития искусственного интеллекта. Все нормально, пока мы можем это контролировать, пока мы можем находиться с искусственным интеллектом в диалоге и предлагать ему совершенно неожиданные предложения, пока мы умнее и неординарнее. Пускай у нас нет столько знаний, но у нас есть фантазия, которая позволяет нам бросать туда-сюда этого огромного кита знаний и заставляет его крутиться, чтобы ему было неудобно. Вот пока у нас это есть — мы непобедимы. Как только мы перестанем пользоваться своей фантазией для диалога с этим непонятно кем, нас сожрут. Возможно, театр — это спасение, потому что туда люди приходят совсем за другим. 

- Для актеров важно, как выглядят зрители в зале театра? Есть ли для вас разница — пришли люди в красивых платьях или в джинсах?

 — Энергетика — это наша задача. Она состоит в том, чтобы уловить вашу энергетику. Скажем так, совпасть с вашей энергетикой в начале и потом перевести нашу энергетику в вашу таким образом, чтобы вы успокоились, перестали дёргаться и вошли в нашу историю. Если вы придёте в каком-то элегантном платье, конечно, это будет очень приятно и на вас будут обращать внимание. Я видел некоторые мероприятия под названием концерт или спектакль, где люди приходят в дресс-коде. Конечно, это дорогого стоит. Но давайте все-таки будем реалистами. Вы можете в чем угодно приходить, но желательно без перьев для того, чтобы не мешать тем, кто сидит сзади.

- Как сочетаются чувства и эмоции в творчестве и сухой холодный менеджмент в управлении?

 — Первая область — это вы выходите на сцену, ведете роль, работаете с партнёром и опережаете зал. Обязательно: не отстаёте от зала, а опережаете. Хотя бы на полшажочка, но впереди. Другая область — это ваш расчет, бумаги, план, команда, с которой вы занимаетесь менеджментом. Одно с другим, наверное, мешать нельзя. Просто надо чётко разделять.

- Как вы спасаетесь от выгорания и усталости?

 — Вы знаете, у меня так много объектов интереса. На сегодняшний день это театр, кино, репетиции, менеджмент, гастрольная деятельность и много-много всего, поэтому если где-то начинаю выгорать, тут же переключаюсь на другое. Просто чуть-чуть отдохнуть в той теме, в которой я либо вошёл в тупик, либо почему-то мне стало неинтересно. Я чуть-чуть отодвигаю эту тему, чтобы заниматься другими делами, потом возвращаюсь и понимаю, что самое правильное было просто выдохнуть на какое-то время. Если у вас только одна тема, тогда, наверное, нужно менять материал. Я даже по-другому не могу вам подсказать, потому что да, бывает тупик и выгорание. Это примерно одно и то же, как мне кажется. А продолжать биться — это на один раз, дальше это не будет работать.

- А как вы вживаетесь в роль?

 — Просто задаю дурацкие вопросы для того, чтобы попытаться найти на них ответы на сцене.

- Насколько часто вас критиковали и как вы справлялись с этим?

 — Не сломали. Вы знаете, когда есть люди, которые критикуют и рассматривают дело, а не себя родимого по отношению к тому, что он увидел, это хорошо. Люди, которые говорят о том, какие, на их взгляд, есть ошибки — это дорогого стоит. Конечно, есть огромное количество критиков, особенно блогеров, которые считают, что они мегапрофи. Они превращаются в какие-то памятники просто потому, что много всего смотрят и пишут всякую дребедень. Но это было, есть и будет. В этом случае нужно познакомиться, сказать спасибо и идти дальше. Надо просто иметь какой-то внутренний стержень, базу коллег и критиков, которые занимаются делом и опираться на них. 

Оригинал статьи
Пресса
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002