Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

On-line форум с Дмитрием Куличковым

Здравствуйте, очень тронут Вашим участием, интересом, спасибо за искренние вопросы. Это для меня очень важно. Впервые для меня общение со зрителями проходит для меня в таком качестве.

Театр — это процесс обоюдного творчества: взаимообмен энергией, эмоцией, пониманием. Хороший, удачный спектакль или роль состоятся тогда, когда случится между нами прежде всего человеческий контакт. Когда нам есть, что друг другу дать. Не буду заниматься теорией, а скажу только, что вы принимаете участие в судьбе спектаклей, вы на них очень влияете, корректируете и наполняете. Одним словом, мы вместе делаем театр!

 — Во всех Ваших ролях чувствуется хорошая доля иронии, и даже самоиронии. А чем Вы руководствуетесь в игре — задачей выполнить роль, воплотить режиссерский замысел или же каждый раз сыграть новую черту в характере героя?

 — В роли мне нужно понять, что хочет режиссер, оттолкнуться от его замысла и разбора. Тогда уже вместе найти оптимальный вариант движения к роли, подхватить режиссерскую идею и наполнить своими эмоциями, качествами своего характера. Игра должна рождаться от смысла, от идеи. Если этого нет, или я не до конца врубаюсь, недопонимаю, не чувствую, то происходит самое ужасное — получается игра ради игры, то есть пустота. Черты характера любого персонажа — это же мои чувства и проявления, которые я ищу в себе. В идеале — каждый раз находить новые черты в персонаже. Из этого строится роль.
Это все моя «кухня». Это все вам скучно, наверное. А руководствуюсь в игре задачей донести до зрителя смысл, который в роли заложен. Иначе все вхолостую.

 — Мне кажется, настоящая роль, характер строится на постоянном поиске, и это мы всегда ощущаем — в этот раз было сыграно так-то, а сегодня — вот так-то! Это потрясающее зрительское и просто человеческое счастье, когда происходит совпадение в эмоциональном отношении. 
Скажите, а мы, зрители, меняемся в Вашем представлении? Вы ощущаете атмосферу зала?

 — Конечно. Если не ощущаю, то не происходит между нами контакта. Это сразу влияет на игру, сразу начинается беспокойство и тревога: почему что-то не так? почему нас не воспринимают? Это может исходить и от меня, может и от зала.
Сейчас меня радует, что зритель меняется, очень много ходит молодых, моих сверстников. Для меня большое открытие в том, что наше поколение очень активно включается, сопереживает, чувствует, понимает. Мне это дает силы и надежды на будущее.

 — Как Вам работается в Театре Табакова: нравится ли, появились ли друзья, и, вообще, как ощущения? :)

 — В театр Табакова мне очень уютно. Есть перспективный, хороший коллектив. Кажется, прижился. Есть приятели и замечательные коллеги по работе.

 — Нашли ли Вы в театре Табакова близких Вам людей или у Вас чисто профессиональные отношения?

 — Для меня наш театр — это дом. Помимо профессиональных отношений необходима душевная теплота. Чтобы в театре было комфортно и уютно всем. Как не крути — это своего рода семья. Когда это возникает — тогда я чувствую себя на подъеме. А остальные театральные дрязги мне неинтересны.

 — Вы сыграли две яркие роли в спектаклях Миндаугаса Карбаускиса планирует ли Вы продолжать участвовать в его постановках, если да то в каких и как Вы оцениваете уровень профессионализма молодых режиссеров, кого могли бы назвать «надеждой русской сцены», если таковые для Вас есть?

 — Работа с Миндаугасом Карбаускисом проходит не гладко — вот уж с кем от ненависти до любви один шаг. Но я считаю его одним из лучших современных режиссеров. А совместную работу в данном случае может планировать он, а я с огромным удовольствием работал бы с ним еще.
Хочу отметить еще двух молодых выпускников Гинкаса — Алену Анохину и Максима Кальсина.

 — А Вы сами часто ходите на спектакли других театров? Что Вам наиболее интересно и близко?

 — По мере возможности посещаю другие театры. Очень люблю смотреть, но только если наверняка знаю, что это стоящий спектакль. «Лишь бы» не пойду. Люблю театр Фоменко, Додина, мастерскую Женовача. Из последнего, что понравилось — это «Мальчики» и «Ехай». Мне вообще нравится их труппа, у них потрясающий коллектив. Я им в хорошем смысле завидую. Еще очень люблю смотреть дипломные спектакли.

 — У Вас сейчас успешная полоса в актерской жизни и, наверняка, есть еще какая-то работа — преподавание, к примеру, или занятие дизайном. Расскажите об этом. А чем Вы заполняете пустоту в периоды вынужденных простоев?

 — Кроме театра есть иногда кино. Недавно снялся в двух фильмах — «Кремень» и «Иное» — играл отъявленных злодеев. В будущем, если наберусь определенного опыта, уровня, хотел бы поработать со студентами. Безумно интересно. К счастью, простоев пока нет, тьфу-тьфу-тьфу. Все время уходит на театр. А если будет время, с удовольствием попробовал бы что-нибудь новое, неизвестное, но об этом пока не думаю.

 — Что Вам запомнилось в работе с Тадаси Сузуки? Готовы ли Вы сегодня вновь окунуться в подобную систему тренингов?

 — Кстати, о Сузуки. В декабре мы полетим в Токио, чтобы сыграть 3 спектакля «Лира». Перед этим он будет мучить нас своим тренингом :) Но мне кажется, его система для нас неприемлема и скучновата. Это интересно как эксперимент, не более.

 — Какие роли Вам бы хотелось сыграть? Есть ли стремление ставить самому?

 — Сыграть хочется что-то трогательное, может даже сентиментальное. Каких-нибудь шукшинских «чудиков», что-то трагикомическое. А по поводу того, что ставить? Хочу сделать сказку. Но об этом сказать подробнее, надеюсь, смогу чуть позже.

 — Вам ближе трагедия или комедия?

 — Трагикомедия. 

 — А какими новыми ролями порадуете?

 — Сейчас репетирую в МХТ в новой работе. Есть пара интересных предложений на будущее. Но об этом пока говорить рано.

 — Видел все Ваши театральные работы. Самое неизгладимое впечатление оставила роль в «Живи и помни». Рискну предположить, что это самая дорогая для Вас роль на настоящий момент, это так? И верно ли, что Ваш любимый напиток чай?

 — Вы правы, самая сложная и дорогая для меня роль — в «Живи и помни». А чай не самый любимый напиток. Иногда во мне по утрам просыпается аристократ? :)

 — А какие женщины вам нравятся? Извините, за банальный вопрос. Но я думаю, что талантливые люди необыкновенны во всем, даже в выборе дам своего сердца.

 — Буду банален, в женщинах мне нравится загадка и странность.

 — Дмитрий, мы все родом из детства, а каким Вы были в детстве? Озорником, небось? Расскажите свои яркие впечатления из этой поры. Где Вы выросли? Кто повлиял на Вас в детстве? :)

 — Я был не просто озорник, а хулиган. Срывал уроки, учился из рук вон. Просто делал, что хотел. То занимался в драмкружке с приличными ребятами, то после репетиций гонялся со шпаной. Был неуправляемый хулиган.
Кстати, с этого же драмкружка начинал и Табаков. Наверное, атмосфера, творческая свобода в этой студии — первая роль, первая любовь, первый успех — и повлияли на мои желания и стремления. 

 — Расскажите немного о своём поступлении. 

 — Я поступал три раза и два раза учился. Окончил в Саратовской консерватории актерский факультет — 4 года — и школу-студию МХАТ. В Саратове в 17 лет пробовал поступить в студию при ТЮЗе, со второго тура слетел. Через год после окончания школы случайно узнал от знакомой, что на театральный факультет объявлен дополнительный набор мальчиков. Это после того, как курс уже набран, все пережили вступительные экзамены, месяц все проучились, и тут пришел пацан, который рассказал хреново одну басенку, дурацкий стишок и под пианино вместо танцев показал какие-то судороги, и в один вечер поступил один из группы абитуриентов. Дуракам везет! В театральный зачастую поступаю случайно, не готовясь, безответственно. Шли мимо и? А те, кто много читали, учили целые программы, занимались с педагогами — почему то нет.

После окончания Саратовской консерватории был приглашен в Самару, Уфу, Красноярск, Белгород, но захотелось еще учиться и поахал в Москву. Душа лежала почему-то только к школе-студии. Я опоздал, туры давно закончились, все были давно на каникулах, дополнительный набор уже прошел. Сказали, что иногда заходит мастер второго курса, некий Каменькович. Я стал его караулить каждый день. Силы уходили, терпение иссякало, подходило отчаяние и надежда покидала. И вдруг поздним вечером охранники сказали, что Каменькович здесь. Меня затрясло, голоса не было, и когда мастер вышел, я из последних сил, из темноты прорычал хриплым и сиплым голосам: «Евгений Борисович, послушайте, я из Саратова». Он испугался. Я не дал ему опомниться. Поэтому, я думаю, он от неожиданности и страха согласился меня послушать. Потом он говорил, что в тот момент он увидел какого-то запойного алкаша, а я был просто доведен до точки. Так я поступил сразу на второй курс во МХАТ, получил второе высшее образования. И я не знаю, что такое вступительные экзамены.

 — Ну и, как говорится, о погоде: расскажите о своих пристрастиях, хобби, какая музыка Вам нравится, какие фильмы Вы смотрите?
 —

Мое пристрастие — это лошади. Обожаю лошадей. Из-за погоды и частых гастролей пока не получается заниматься этим часто.
Музыка — это часть моей жизни. И не потому, что я такой музыкально образованный. Нет. В театре и кино все строится на музыке, поэтому удается слушать много самой разной — от этнической и фольклорной до рока и джаза, классики. Я всеядный. Если Вы мне что-то посоветуете, я с удовольствием послушаю :)
И жадный до фильмов. Хороших стараюсь не пропускать.

 — Мне очень понравились сольные концерты актрисы театра п/р Камбуровой Ирины Евдокимовой. Сходите при случае на «P. S. Грезы» или «Абсент». Не пожалеете! :)

 — Спасибо, я очень люблю Елену Камбурову. С удовольствием схожу на спектакли Ирины Евдокимовой. Если бы знать, когда… :)

 — Дмитрий, спасибо! Удачи Вами и хорошего настроения! Мы Вас очень любим!

 — Спасибо вВам! До новых встреч, друзья!
Пресса
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003