Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Прекрасная долгая жизнь! Станиславу Любшину исполнилось 90 лет

, 6.04.2023
Социальные сети с необычайной теплотой и любовью поздравляют знаменитого актера и режиссера с юбилеем.

В четверг, 6 апреля выдающемуся актеру Станиславу Любшину исполнилось 90 лет. Поразительно, но в столь почтенном возрасте, Народный артист России до сих пор играет на сцене МХТ им. Чехова. Как пишут в социальных сетях многочисленные поклонники его таланта, он не исполняет роли, он живёт в них — настолько естественны и органичны образы, созданные им. 

Тихий, красивый, напоминающий ангелов Леонардо

Историк-востоковед и философ Владимир Емельянов считает, что загадка Любшина до сих пор не разгадана:

«Всегда хотелось его спросить, кто он такой на самом деле. Потому что в нашем мире Любшин — разведчик. У него нет возраста. Он может сыграть и простого, и сложного. О своих ролях он ничего не говорит. А когда дает интервью, то рассказывает о крестьянском детстве и рабочей юности… Одним словом, шифруется.

Герои Любшина берутся из ниоткуда, буквально из ничего. Что такое Котиков, откуда он взялся? Это ангел, пришедший помочь Сретенскому закончить труд всей жизни. А потом, возможно, он Сретенского возьмет с собой… Кто такие дядя Вова, занудный и склочный бухгалтер Владимир Николаевич? Это варианты Иоганна Вайса, он же разведчик Александр Белов. Персонажи Любшина загадочны даже тогда, когда они социальны, как тот же Ильин из „Пяти вечеров“. Их внешняя мягкость в секунду оборачивается несокрушимой силой, силой очень прямой, очень подавляющей. Вот и тихий чеховский Полознев — казалось бы, дауншифтер — бросает вызов всему обществу своего града и мира. А другой чеховский герой Коврин психически связан с иными мирами и им подчинен, но, несмотря на это, решается на бунт против своей зависимости.

Тартюф Любшина — это совершенно особая история. Я никогда еще не видывал на сцене Тартюфа, который не сдавался бы в конце, не признавал своего поражения. Вместо раскаяния на лице Любшина была самая настоящая улыбка Джоконды. Тартюф Любшина сходил со сцены непобежденным, указ короля был какой-то временной помехой для его вселенского мошенничества. Этот Тартюф тоже был разведчиком, он послан в мир во испытание слабостей и глупостей человечества.

Отдыхая в 1990 году в пансионате „Сестрорецк“, я стал свидетелем проходившей в нашем корпусе съемки фильма „Вечный муж“ по Достоевскому. На деревянной лестнице нашего корпуса стоял Любшин, одетый с иголочки во все дворянское. Оператор суетился, его ассистенты ставили свет то слева, то справа. Потом режиссер в два крика прекратил эти метания, начали играть сцену. Я мог видеть вблизи, как поначалу вкрадчивый, с полуулыбкой герой Любшина, постепенно низводя голос до шепота, становился настолько страшен, что все мы - публика, смотрящая из окон первого этажа — невольно ежились. Этот переход происходил незаметно, и актер превращался в какое-то инфернальное существо, причем никто не сомневался, что этот человек способен убить. Понятно, что потом было переозвучивание, потому что за воротами шли машины и половину слов было не разобрать. Но сама интонация актера вкупе с его мимикой и перепадами состояний еще примерно сутки были предметом разговора обитателей санатория. Я же не забыл их никогда. И, к счастью, фильм это передает полностью. Но от снятой в санатории сцены не осталось на экране даже минуты, хотя снимали до позднего вечера. Видели мы тогда и Костолевского, и Шукшину, и Харатьяна. Но в памяти остался только Любшин. 

Он вот такой. Прошедший все времена и эпохи, тихий, красивый и напоминающий ангелов Леонардо. Всего же более, когда играет, напоминает он леонардовского Иоанна Крестителя. Та же многосмысленная улыбка, не предвещающая ничего хорошего. Ему ничто не повредило, ничто его не упростило и не ухудшило. Любшин прошел сквозь двадцатый век как нож сквозь масло. И продолжает изучать нас в новом столетии, составляя донесения для неведомого Центра».

Дар Любшина неброский, но мощный

Филолог Марина Птушкина совершенно справедливо называет юбиляра «человеком чехвоской глубины»:

«Я так и не видела его ни в одной сильно возрастной роли, с любшинской седой прической, а вот эта фотография продавалась в газетных киосках в 70-е годы, которые стали для актера пиком славы и успеха: всё самое лучшее, точное, цепкое сыграно им в то десятилетие. Фильмы „Слово для защиты“, „Монолог“, „Пять вечеров“; в театре Ермоловой — Шаманов в вампиловской пьесе „Прошлым летом в Чулимске“, как же потрясающе он повторял „Хочу на пенсию“, как понял смысл пьесы и нутро своего героя! И наконец в 1977 году первая режиссерская работа — фильм „Позови меня в даль светлую“ (совместно с Германом Лавровым) — и сразу успех: приз кинопрессы ФИПРЕССИ на кинофестивале в Мангейме, куда его потом приглашали поработать в жюри.

Дар Любшина неброский, но мощный. Даже в ролях второго плана, в малых эпизодах он всегда приковывает взгляд, его способность вжиться в образ уникальна, с кажущейся легкостью Любшин перевоплощается в личность любого свойства, в благородную, страстную, смелую или в подлую и отвратную. Его жених-бухгалтер, алконавт в стадии завязки в фильме „Позови меня в даль светлую“ — это точно схваченный типаж советских никчемных службистов низшего звена, густой замес занудства, злобы, зависти, образованщины и претензии на „культурность“; здесь тот редкий случай, когда актер достал из своей палитры гротесковую краску, в большинстве своих работ он на полутонах, недоговоренностях, подтексте.

Из фильма Басова „Щит и меч“ (1964), с которого и началась известность Любшина, я помню только белокурого арийца Олега Янковского, мерзкую идейную фашистку Аллы Демидовой и молодого красивого Любшина — Вайса-Белова. И единственную сцену: довольно большая группа немецких военных бежит что-то взрывать, и все они — советские разведчики, внедренные в Вермахт. Никогда не пересматривала…

Любой из фильмов 70-х с Любшиным отлично смотрится и сегодня.

Прекрасная долгая жизнь в профессии. Несколько сыгранных чеховских ролей. Любшин и сам человек чеховской глубины в своих лучших работах».

***

Станислав Андреевич Любшин родился 6 апреля 1933 года в селе Владыкино Московской области.
В 1959 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.
С 1959 по 1963 годы — актёр «Современника».
В 1964—1967 годах служил в театре на Таганке.
В 1974—1977 годах — в театре им. М. Н. Ермоловой.
В 1977—1979 годах — актёр театра на Малой Бронной.
С 1981 года и по настоящее время — актёр МХТ им. А. П. Чехова.
Дебютировал в театре «Современник» в спектакле «Пять вечеров» (Славка). Среди его ролей в театрах Москвы: Генрих и Христиан («Голый король»), Глухарь («Два цвета») — «Современник»; Столяр («Добрый человек из Сезуана»), Автор («Герой нашего времени») — Театр на Таганке; Шаманов («Прошлым летом в Чулимске»), Учитель («Дом окнами в поле») — Театр имени М. Н. Ермоловой. В театре на Малой Бронной играл в спектаклях А. Эфроса «Веранда в лесу» (Пахомов), «Конец Дон-Жуана» (Сганарель и Лепорелло).

По опросу журнала «Советский экран» признан лучшим актёром 1968 года (за роль в фильме «Щит и меч») и 1979 года («Пять вечеров»).

В качестве режиссёра-постановщика снял две картины: «Позови меня в даль светлую» (1977) в соавторстве с Германом Лавровым (в 1977 г. фильм был удостоен Гран При и Приза ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале Мангейм — Гейдельберг, ФРГ) и «Три года» (1980) в соавторстве с Дмитрием Долининым.

Спустя 4 года после победы на Международном кинофестивале Мангейм — Хайдельберг был приглашён туда уже в качестве члена жюри.

Оригинал статьи
Пресса
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Станислав Любшин: «Любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр!», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.01.2021
Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Так закалялся хрусталь, Ирина Корнеева, Российская газета, 24.10.2018
«После революции» думали о высоком, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.04.2018
Мир ловил Любшина, но не поймал, Евгения Коробкова, Комсомольская правда, 6.04.2018
«Это отдельная планета», Татьяна Петренко, Театрал, 6.04.2018
Пять вечеров с Любшиным, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2018
Время — ночь, Ирина Корнеева, Российская газета, 13.02.2018
«Чайки» в свете рампы МХТ, Марина Эратова, Закулисье, 4.11.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
В МХТ отметили 117 день рождения театра, видеосюжет Пятого канала, 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени Чехова прошло чествование Станислава Любшина, видеосюжет телеканала «Культура», 19.04.2013
Станислав Любшин отмечает 80-летие, Вечерняя Москва, 6.04.2013
Актеру Станиславу Любшину исполняется 80 лет, видеосюжет телекомпании «Мир», 6.04.2013
Последний князь, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2013
Он ждал чего-то другого, Независимая газета, 5.04.2013
Застава Любшина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.04.2013
«Позови меня в даль светлую», Станислав Любшин!, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.04.2013
Острова. Станислав Любшин, телеканал «Культура», 3.04.2013
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012
Станислав Любшин в телепроекте «Встречи на Моховой», ТРК «Петербург — Пятый канал», 13.02.2011
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010
С Володиным не расставайтесь!, Ирина Корнеева, Российская газета, 10.02.2009
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Тот самый Янковский. Гостиная Любшина., Ирина Корнеева, Российская газета, 20.02.2004
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997