Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Кирилл Вытоптов поставил спектакль к юбилею Станислава Любшина

Екатерина Белова, Ok!, 17.04.2023
22 и 23 апреля на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова – премьера спектакля «Третий звонок, господа!» по повести Александра Куприна «На покое». Премьера приурочена к юбилею Станислава Андреевича Любшина, которому в апреле исполнилось 90 лет. Постановка Кирилла Вытоптова рассказывает об актерах, переживших свою славу. Коротая дни в доме призрения, они живут прошлыми успехами и давними обидами и привычно превращают быт в то, без чего не могут дышать, – в театр. Кроме Любшина в спектакле заняты артисты Евгений Киндинов, Николай Чиндяйкин, Владимир Краснов, Владимир Тимофеев, Виктор Кулюxин, Вячеслав Жолобов, Александр Семчев, Сергей Беляев, а также студенты мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина в Школе-студии МХАТ. 

Кирилл, вы много ставили в Москве, Петербурге и других городах, но в МХТ работаете впервые. Как ощущаете в себя в этих стенах?

Стены тут особые, с этим не поспоришь. Они дышат, они пропитаны тем, что происходит здесь ежедневно: репетициями, выпусками спектаклей. Вот, например, мы недавно поменялись репетиционными залами с Анатолием Александровичем Васильевым, который ставит в МХТ пьесу Кольтеса «Западная пристань». Анатолий Александрович любезно предоставил нам тот зал, в котором длительное время занимался тренингом с артистами. И мы чувствуем, насколько намолено это пространство, насколько оно наполнено его репетиционными токами. Происходит такая передача энергии – мне это очень важно.Что касается наших репетиций, то у нас сложились прекрасные отношения со артистами старшего поколения МХТ. Они очень доброжелательны, всегда заряжены на работу.

Текст инсценировки «Третий звонок, господа!» составлен из нескольких произведений Александра Куприна, в нем также присутствуют цитаты из Шекспира. Почему вы взялись за этот сложный текст? Что вам было интересно в нем?

Начнем с того, что эта работа пришла ко мне случайно, как и все прекрасное в жизни. Это не тот замысел, с которым я проводил долгие зимние ночи. Так сложились обстоятельства, что возникла необходимость включиться в уже придуманный другими людьми проект. Когда ты включаешься, то, естественно, начинаешь пересобирать его заново, поэтому инсценировка, написанная Светланой Савиной и Александром Баргманом, в процессе репетиций претерпела изменения. Сейчас уже сложно вспомнить, что было на старте, и что пришло сейчас. Возникает некое единое пространство спектакля, в котором остается все, что удачно работает. Это история про пожилых артистов, поэтому в ней уместны любые цитаты. Актер ведь весь состоит из цитат, из того, что он играл, что он делал. На самом деле, «Третий звонок, господа!» – это не одна повесть, а сочинение, которое питается очень многими источниками.

Текст инсценировки грустный, но с очень хорошими шутками. Каким будет основное настроение вашего спектакля?

Сейчас на репетициях рождается очень много юмора. Причем разного. Какие-то шутки намеренно грубоватые, практически площадные, какие-то более интеллектуальные. Естественно, мы никуда не денемся и от лирической ноты. И, надеюсь, даже на высоты трагические спектакль взлетит на некоторое время.
Для меня спектакль это всегда баланс эмоций. Преобладающего настроения нет: с одной стороны, речь идет о старости, о том, что закончился профессиональный путь, – в этом, конечно, ничего смешного нет. Но если взглянуть с другой стороны, то заметишь, что именно в этом состоянии таятся огромные резервы комического, абсурдного, гротескного. Такова жизнь.

Станислав Андреевич Любшин играет в этой истории негласного лидера, бывшего трагика Меркурия Славянова-Райского. Его персонаж чем-то напоминает его самого?

В спектакле речь идет о человеке с большой биографией, которого знает вся страна. В этом они совпадают. А отличает их в том, что персонаж Куприна – хулиган, алкоголик, в чем-то беспринципный человек. Любшин тоже по-своему хулиган, но в процессе репетиций стало понятно, насколько он внутренне целомудрен. Какие-то вещи, я думал, ему будет сделать легко, а они для него оказываются сложными, вызывают в нем вихрь этических сомнений, вопросов. Там, где я говорю: «Плюньте на всех этих людей, махните на них рукой и сыграйте как эгоист», он отвечает: «Я не могу, это мои товарищи, я о них переживаю».

Чему можно научиться у старшего поколения артистов МХТ?

Мне кажется, что у старшего поколения ты учишься процессу слушанья. Нужно прислушиваться к тому, что им удобно, а что нет. Они дают подсказки, которые важно грамотно считать. У меня нет цели сделать бенефисный спектакль, в котором всем будет легко и комфортно. Мне кажется, этот спектакль должен стать для них интересным творческим испытанием. При этом нельзя ломать людей, делать так, чтобы они ощущали себя плохо. Поэтому иногда ты наступаешь своей песне на горло (смеется). Отказываешься от каких-то предложений просто потому, что понимаешь, что они не попадают в природу выбранного артиста.

Вы часто делаете спектакли вместе с женой – художником Наной Абдрашитовой. Вот и эту постановку тоже. Каково это – работать с близким человеком, с членом семьи?

Нана всегда помогает раскрутить изначальную идею, которая приходит мне в голову, сделать замысел более структурно определенным. В этом одно из главных достоинств нашей плотной совместной работы. Нам не нужно перед новым замыслом бесконечно друг на друга настраиваться. Мы в чем-то друг друга знаем, а в чем-то стараемся оставить элемент загадки (смеется).
Плюс я всегда достаточно свободно смотрю на те предложения, которые она вносит как художник. Дело в том, что среда, в которой живет будущий спектакль, должна быть перпендикулярна режиссерскому замыслу. Если это будет параллельное существование, по принципу сходства, то энергии в нем окажется не много. То, что предлагает Нана, часто просто сшибает меня с ног! Я думаю: «Как же так, зачем же?..» Но в результате я научился тому, чтобы не паниковать в первую же минуту, а впустить в себя это предложение. И, как правило, изначальная идея становится глубже и интереснее.
Нана достаточно жесткий человек в том, что касается профессии. Она всегда ищет смыслообразующую ноту в новой работе. Мне, честно говоря, иногда достаточно некоего настроения, дуновения ветерка, чтобы за него зацепиться и куда-то побежать. Нана в этом смысле дочь своего отца (кинорежиссера Вадима Абдрашитова – прим. Е. Б. ), который к драматургии относился дисциплинировано. Он всегда выстраивал четкую внешнюю сетку истории, внутри которой уже легко жила поэзия. Вот и Нана мне помогает мои «облачка», как я это называю, заключить в каркас.

Какие темы вам важны в спектакле «Третий звонок, господа!»? О чём должен задуматься зритель?

Одна из тем, которая меня цепляет, – это тема продолжения. Что заставляет человека продолжать? Что не дает ему успокаиваться? В пьесе всё время звучат рефреном слова «надо вовремя уйти», но вместе с тем ты видишь, что уйти вовремя очень сложно. Ты не знаешь, что за внутренний голос тебе должен сказать, что пора уходить. Что-то внутри тебя до последнего верит в то, что ты еще нужен, что тебя ждут, что еще не все потеряно. Такая иррациональная, ни на чем основанная история. 

Наверное, мысль, которая заставляет людей что-то делать, это надежда?

Надежда, слепая вера, может быть. А может, страх забвения. Это у кого как. Есть какие-то вещи, которые не дают нам сложить лапки и сказать всем: до свидания, с понедельника я на сцену больше не выхожу, я устал, я ухожу.

Оригинал статьи
Пресса
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Станислав Любшин: «Любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр!», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.01.2021
Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Так закалялся хрусталь, Ирина Корнеева, Российская газета, 24.10.2018
«После революции» думали о высоком, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.04.2018
Мир ловил Любшина, но не поймал, Евгения Коробкова, Комсомольская правда, 6.04.2018
«Это отдельная планета», Татьяна Петренко, Театрал, 6.04.2018
Пять вечеров с Любшиным, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2018
Время — ночь, Ирина Корнеева, Российская газета, 13.02.2018
«Чайки» в свете рампы МХТ, Марина Эратова, Закулисье, 4.11.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
В МХТ отметили 117 день рождения театра, видеосюжет Пятого канала, 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени Чехова прошло чествование Станислава Любшина, видеосюжет телеканала «Культура», 19.04.2013
Станислав Любшин отмечает 80-летие, Вечерняя Москва, 6.04.2013
Актеру Станиславу Любшину исполняется 80 лет, видеосюжет телекомпании «Мир», 6.04.2013
Последний князь, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2013
Он ждал чего-то другого, Независимая газета, 5.04.2013
Застава Любшина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.04.2013
«Позови меня в даль светлую», Станислав Любшин!, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.04.2013
Острова. Станислав Любшин, телеканал «Культура», 3.04.2013
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012
Станислав Любшин в телепроекте «Встречи на Моховой», ТРК «Петербург — Пятый канал», 13.02.2011
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010
С Володиным не расставайтесь!, Ирина Корнеева, Российская газета, 10.02.2009
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Тот самый Янковский. Гостиная Любшина., Ирина Корнеева, Российская газета, 20.02.2004
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997