Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Работа с Любшиным — это встречное движение»

Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась премьера «Третий звонок, господа». Спектакль, основанный на прозе Куприна, рассказывает о людях театра, которые доживают свой век вне сцены, при этом стараясь каждую минуту превратить в спектакль. В постановке Кирилла ВЫТОПТОВА заняты корифеи Художественного театра во главе с отметившим в апреле 90-летие Станиславом Любшиным. «Театрал» поговорил с режиссером о том, что он думает о природе «человека играющего».

– Кирилл, расскажите, как появилась идея спектакля в Художественном театре?

– Первоначально идея спектакля по рассказу Александра Куприна «На покое» появилась у Станислава Андреевича Любшина, несколько лет он размышлял над постановкой по этому тексту. В этом сезоне, к его юбилею, эта история воплотилась в жизнь.

– Проза Куприна для создания спектакля послужила лишь отправной точкой, расскажите, как сочинялся спектакль?

– На основе рассказа «На покое» Светланой Савиной и Александром Баргманом была написана инсценировка, но и она в свою очередь послужила отправной точкой для сочинения спектакля. Превращение прозы в драматургию процесс очень непростой, поэтому «живое» сочинение ткани спектакля, которое происходит во время репетиций, было ключевым. Реплики и даже сюжетные повороты придумывались непосредственно во время репетиций, являясь из логики происходящего на сцене. Например, от некоторых персонажей пришлось отказаться, какие-то, наоборот, появлялись.

– Станислав Андреевич охотно соглашался с изменениями, он артист, который идет за режиссером?

– Работа со Станиславом Андреевичем – это абсолютно встречное движение меня как режиссера и его как исполнителя. Каждая репетиция начиналась с того, что он входил в зал и говорил «я тут подумал», и далее шел монолог, парад идей, а я предлагал ему свои режиссерские находки, дальше мы уже решали, что удачно сходится в действии, что не работает, что оставляем. Я думаю, что в дальнейшем спектакль будет еще уточнятся, это естественный процесс.

– В одном из интервью вы обозначили жанр спектакля как «больничное кабаре», почему вы выбрали такой «жанр» для этой истории?

– Название жанра отражает контраст. Контраст атмосферы богадельни, где доживают свой век артисты, и сцены, которой они продолжают жить. Поэтому мы с художником Наной Абдрашитовой придумали такое контрапунктное по отношению к пессимистичной атмосфере рассказа пространство. Поместили героев в современно оснащенную палату клиники, в которую в свою очередь добавили элементы театра: специальные лампочки, световые приборы, эстраду, музыкантов. В спектакле тема угасания живет на эстраде, на сцене, таким образом воедино сошлись несовместимые вещи, от чего пространство приобрело зрелищность. Мы не стали закупоривать нашу постановку в быт XIX века, время действия рассказа Куприна, а, наоборот, распахнули ее в сегодняшний день. Решив это и сценографически, и сюжетно.

– За время работы над постановкой что нового для себя вы поняли про человека театра?

– Поставить спектакль, в котором бы играли только «старики», наши корифеи, у меня возникла задолго до постановки в МХТ, еще во время работы в «Современнике». Мне хотелось понять артистов старшего поколения, понять, каким они видят сегодняшний театр, нашу жизнь, как откликаются на происходящее. И только сейчас космос подарил эту возможность: два желания, Любшина и мое, сошлись в этом спектакле. И глядя на то, как репетирует Станислав Андреевич, я убедился, что перпетуум-мобиле существует. Меня поразило то, сколько в нем энергии, сил, с какой отдачей он готов генерировать идеи. Можно сказать, что это общие слова, но речь идет об артисте, который недавно отметил 90-летний юбилей!

Еще я понял, как важна для артиста тема ухода со сцены, тема того самого «покоя», о котором написал Куприн. Когда настанет та минута, в которую можно красиво «уйти»?! Ведь на самом деле никакого часа, после которого надо уходить «на покой», для человека искусства не существует. И сколько бы лет ни было героям спектакля и артистам вообще, они не готовы оставить театр и, что называется, выйти из игры и поэтому продолжают превращать свою жизнь и вне сцены в спектакль. Невозможно поставить некую точку в своей карьере. К тому же, чем старше артист, тем больше нивелируется граница, отделяющая артиста от человека, на первый план выходит личность.

Я говорю исполнителям в этом спектакле, что уже не надо так много размышлять над тем, чтобы создать какой-то образ, важно помнить, что зритель приходит смотреть именно на вас. Он знает вашу судьбу, знает ваш творческий путь, и кого бы вы ни играли в этом спектакле, он будет думать о вас, как таковых, о личностях, которые стоят за всем известными фамилиями.

– Жизнь артиста на сцене одновременно может быть и его трагедией, и его спасением. Можно ли вообще провести границу между этими понятиями в вашей истории?

– Жизнь и карьера для героев неотделимы. Любой жизненный путь конечен, но творческий путь может завершиться раньше, и в этом трагизм этой истории. Но грустная ирония заключается в том, что артисты и после ухода со сцены продолжают жить будущими ролями, любое появление на людях превращают в спектакль. И на самом деле они спасаются подобной надеждой на встречу с публикой. Так, герои решают поставить спектакль, для чего отправляются на поиск средств. Из их затеи ничего не выходит, но зато каждый успевает прожить какой-то важный кусок своего сценического времени. Каждому артисту думается, что впереди какие-то крупные роли, и чем старше ты становишься, тем, соответственно, должен быть крупнее калибр этой роли. И драма, и спасение в этом ожидании, за которым может ничего и не быть, карьера закончится эпизодом. Но все равно будет выход к публике, а это главное для артиста, не размер роли, а возможность встречи со зрителем.

Оригинал статьи
Пресса
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022
Станислав Любшин: «Любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр!», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.01.2021
Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020
В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020
Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Так закалялся хрусталь, Ирина Корнеева, Российская газета, 24.10.2018
«После революции» думали о высоком, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.04.2018
Мир ловил Любшина, но не поймал, Евгения Коробкова, Комсомольская правда, 6.04.2018
«Это отдельная планета», Татьяна Петренко, Театрал, 6.04.2018
Пять вечеров с Любшиным, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2018
Время — ночь, Ирина Корнеева, Российская газета, 13.02.2018
«Чайки» в свете рампы МХТ, Марина Эратова, Закулисье, 4.11.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
В МХТ отметили 117 день рождения театра, видеосюжет Пятого канала, 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени Чехова прошло чествование Станислава Любшина, видеосюжет телеканала «Культура», 19.04.2013
Станислав Любшин отмечает 80-летие, Вечерняя Москва, 6.04.2013
Актеру Станиславу Любшину исполняется 80 лет, видеосюжет телекомпании «Мир», 6.04.2013
Последний князь, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2013
Он ждал чего-то другого, Независимая газета, 5.04.2013
Застава Любшина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.04.2013
«Позови меня в даль светлую», Станислав Любшин!, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.04.2013
Острова. Станислав Любшин, телеканал «Культура», 3.04.2013
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012
Станислав Любшин в телепроекте «Встречи на Моховой», ТРК «Петербург — Пятый канал», 13.02.2011
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010
С Володиным не расставайтесь!, Ирина Корнеева, Российская газета, 10.02.2009
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Тот самый Янковский. Гостиная Любшина., Ирина Корнеева, Российская газета, 20.02.2004
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997