Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Все враздробь

Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Уже второй спектакль в амбициозном проекте МХАТа и «Табакерки» «Весь Вампилов» Табаков поручает поставить Александру Марину. Чем, кроме любви к одному из своих первых учеников, объяснить такое постоянство, ума не приложу. Известно, что Марин, один из лучших актеров первого табаковского призыва, уехал в Канаду, там стал режиссером и имел успех. Но поскольку Канада в театральном смысле — поле непаханое и нам не узнать, чего по российским меркам стоили те успехи, то судить о Марине приходится по спектаклям, которые он исправно ставит последние года три на сцене «Табакерки» и МХАТа. А они заурядны и провинциальны. В нынешней постановке «Утиной охоты» — пьесы замечательной и еще ни разу адекватно не поставленной — Марин снова рассыпает перед зрителями свои тривиальные и пошлые режиссерские приемы. Лишь герой сказал: «Я тебя люблю», грянул романтический вальс, закружилась сцена, замигали цветные лампочки, и захотелось бежать из зала «как Мопассан бежал от Эйфелевой башни».

На сцене три с половиной часа актеры стараются кто во что горазд. Как говаривал Фирс, «все враздробь»: длинная Александра Скачкова (Валерия), как всегда, выступает клоунессой, юная Ольга Красько (Ирина) изображает искренность и чистоту глуповатой школьницы, Марина Зудина в роли жены Зилова так фальшива, скучна и праведна, что непонятно, как с ней герой и шесть-то лет прожил. Впрочем, как всегда, обаятелен толстяк Семчев, играющий Саяпина — слабого, трусоватого, ненадежного. А играющий равнодушного и железного жлоба-официанта Пореченков, напротив, смело отказывается от своего знаменитого, но неуместного здесь обаяния. Но главное, конечно, — Хабенский в роли Зилова.

Зилов — одна из лучших ролей советского репертуара. Это прямой наследник Печорина, живущий в мелком, жуликоватом времени советского застоя и достойный его. Герой, которого позже растащили на подобия попроще, вроде Сергея Макарова из «Полетов во сне и наяву». Друг и предатель, талант и бездельник, умелый соблазнитель женщин, вдохновенный врун перед начальством, пьяница, скандалист и прочее, среди однообразной итээровской жизни мечтающий только об одном — утиной охоте в сентябре.

Бывало, играли Зилова усталым притворщиком, разыгрывающим спектакли перед всеми — женой, понравившейся девочкой, ворчливым шефом. Хабенский — другой. В отличие от своих «полупрохладных» друзей он мгновенно загорается, и горит по-настоящему, хоть недолго, но ярко. В нем есть нерв и страстность. Неудивительно, что его так любят женщины. Только что-то придумал и вот уже сам в это поверил, распалил себя, увлекся — до исступления, до слез. Он живет интенсивно, лихорадочно, но ничто не способно занять его надолго. Загорелся — достиг — потух. Да и утиная охота, о которой он так мечтает, притягивает его именно тем, что не дается. Он ведь всегда мажет. Нервничает.

Хабенский хорош. Не супер, до Олега Даля в этой роли пока не дотягивает, но хорош. И благодаря ему «Утиную охоту», длящуюся три с половиной часа, смотреть все-таки не скучно. Если, конечно, не замечать бесконечную карусель и мигающие лампочки.
Пресса
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Попали под трамвай, Елена Сизенко, Итоги, 20.11.2006
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
Аркадия, Афиша, 17.04.2003
Романтические тайны Сидли-парка, Алиса Никольская, Аргументы и факты, 9.04.2003
Игры разума, Александр Соколянский, Ведомости, 4.04.2003
Утраченный рай, Ирина Алпатова, Культура, 27.03.2003
Табаков тянется к знаниям, Мария Львова, Вечерний клуб, 25.03.2003
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003
Мокрые формулы, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 17.03.2003
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Триллер эпохи Просвещения, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.12.2000
Люди и манекены, Елена Ямпольская, Новые Известия, 26.12.2000
Триллер имени Гофмана, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2000
Князь Мышкин и его женщины, Алексей Филиппов, Известия, 3.02.1999
Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, 19.06.1997
О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997
Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, 1997