Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву

Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Первая премьера в МХТ имени Чехова — «Новая Оптимистическая» — в минувшие выходные произвела в театральной Москве эффект разорвавшейся бомбы. И не только потому, что приглашенный в главный драмтеатр страны Константин Богомолов известен как провокатор, чьи постановки делают кассу. Его «Новая Оптимистическая» стала мощным откликом почти на все болевые проблемы искусства и жизни. Досталось всем. Не пожалел никого. Всё и все узнаваемы. Было и больно, и адски смешно.

Известный мастер вскрывать современность посредством классики на этот раз обратился к литературе огненных 20–30-х годов — «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского про женщину-комиссара, засланную в отряд матросов-анархистов и сумевшую превратить их в революционный отряд. В МХТ от Вишневского не осталось даже знаменитой фразы «Кто еще хочет комиссарского тела?». Разве что играют в три акта, как и написано у автора.

В зале даже сняли часть мест, чтобы по центру установить небольшой подиум с красной ковровой дорожкой и деревянным столом, видом своим отсылающим к партийным собраниям советского периода. Чтобы найти свое место в зале, зрители спокойно топчут дорожку, опираются на стол — все разрешено. Да и сам постановщик в модном пальто из вельвета в крупный рубчик то и дело наступает на часть декорации. После третьего звонка на уровне первого ряда, встав спиной к сцене, обращается к почтенной публике.

— «Новая Оптимистическая»… Хотя это здесь вряд ли поможет, но в любом случае… Спектакль идет три с половиной часа, но это не страшно, поскольку три акта, и каждый по 50 минут. Попрошу вас выключить свои телефоны, понимаю, что сейчас вы снимаете сторис. Но когда вы отснимете и будете их сохранять, размещать, вы забудете выключить звонки. Пожалуйста, выключите.

Поблагодарил МХТ, куда вернулся и где у него, между прочим, не хухры-мухры — 10 постановок. А также выразил надежду, что новым спектаклем внес свою скромную лепту в художественное дело МХТ. И, не дожидаясь аплодисментов, без перехода, как какой-нибудь артист, объявил: «Бунин. „Темные аллеи“. К поклонам приготовиться Ленскому, Онегину, Губину, Алешину, Александру Моисеевичу».

Простите, а где же матросы, где анархия — мать порядка?

Но уже пошла музыка, а по центру сцены, под декорационным мостом (он же — эстрада, художник Лариса Ломакина) точно перед прыжком в неизведанное, застыл тот самый Александр Моисеевич (Игорь Верник), возбужденно читающий: «Когда мальчик с полным кувшином взбежал по лестнице в верхние комнаты, я лежал на кровати уже совсем раздетый. В светлом лунном сумраке пронзительно чернели его птичьи глаза, чернела маленькая короткостриженая голова, белела длинная рубаха, торчали большие голые ступни…» Градус страсти к мальчику у рассказчика зашкаливал.

Началось, подумала я, судорожно вспоминая Бунина. У него вроде не мальчик, а девочка вызывала приступ страсти. И еще подумала: «Узнаю „брата“ Колю, то есть Костю, он любит гендерные и прочие приколы на сцене». А из кулис, будто подтверждая мою мысль, бодро, на каблучках уже, вышли четыре артиста в платьицах в мелкий цветочек. Их выход сопровождал советский хит «Мой дельтаплан» в исполнении Валерия Леонтьева. Помните: «Наивно это и смешно, но как легко моим плечам./ Меня зовет, уже зовет мой дельтаплан, мой дельта-а-а-план!»

Публика аплодирует, а рядом сидящая со мной блондинка, тоже в вельвете крупного рубчика, радостно подпевает советскому хиту, по возрасту намного старше ее. Все-таки умели писать шлягеры советские композиторы.

Цитатник из советских песен, которыми Богомолов так любит разогревать свои спектакли, на этот раз он сократил, оставив вместо всей песни в лучшем случае пару куплетов. Чтобы не ломать ритм действия. А он нарастает. Даже в те моменты, где, кажется, должна быть многозначительная пауза. Вот, например, сразу после советского «Дельтаплана» сценические «барышни» обнаруживают, что их режиссер, их гуру по фамилии Глотов, который в позе лотоса устроился прямо на режиссерском столе, неожиданно и тихо… помер.

Режиссер помер в театре — это же катастрофа. Это слом всего: репертуара, актерских жизней, их психики. Всё! Жизнь остановилась. Кто придет в театр? В федеральный, судя по тому, что этот вопрос совместно с Министерством культуры решает суровый представитель ФСБ. И представитель силовиков, и чиновница от культуры очень узнаваемы. Оба сидят прямо в зрительном зале — их разделяет только проход — и весьма озабочены ситуацией в подведомственном учреждении, так некстати к нынешним обстоятельствам, когда всё и везде не так, не то, куча недовольных. Либералы, патриоты — выбор небольшой, нюансов масса.

— Что если, что если… — начинает силовик с усталым лицом (Игорь Миркурбанов). — Некого ставить туда. Поставь либерала, будет всё то же, что при Глотове. Поставь патриота, будет бездарное унылое …, на которое никто ходить не будет.

— Зато свой, — возражает блондинка с аккуратно уложенной головой (Ольга Воронина).

— Нет, нельзя так. Нам нельзя дать им право говорить, что мы уничтожили театр. Что на место неправильного, но яркого и талантливого, пришел правильный и занудный.

— Неужели нет никого из патриотов, кто был бы современным, ярким, привлекательным?

— Нет, нет.

— А что же делать?

— Воспитывать!!! Вообще патовая ситуация — с этим … либеральным каши не сваришь. А на патриотических наших деятелей культуры без слез не взглянешь.

Всё начиная с первой сцены, с первых реплик узнаваемо. Всё это происходит здесь и сейчас. Буквально на каждом шагу, а не только в театре. А театр, особенно наш, советско-российский — как зеркало, как лакмусовая бумажка, как мерило и диагноз всему происходящему в обществе. В происходящем сам черт не разберется, ногу сломит, прежде чем разложит по полочкам, что да как. А вот Богомолов разложил то, что кипит в адском котле. Но как!!!

Это прежний и совсем неожиданный Богомолов. Его высказывание не абстрактно, не вообще, а конкретно и узнаваемо. Впрямую не назван театр, потерявший лидера, но по всему однозначно читается, что речь идет о «Гоголь-центре» и Кирилле Серебренникове, который, слава богу, жив, а не помер, в отличие от своего сценического прототипа, и теперь бороздит европейские театральные просторы.

— Вы не артист. Вы — …, — грубо называет представителей нетрадиционной ориентации режиссерша, которую волевым решением властных структур назначили на место Глотова. Выпускница ГИТИСа и Академии ФСБ. Воевала, была ранена. Боевой офицер закинут в культуру. Как в «Оптимистической трагедии» у Вишневского: у него комиссар — на флоте, к бузящим морякам, у Богомолова — в театр, к артистам определенной ориентации. И где она ставит диагноз и культуре, и ее деятелям. Диагноз неутешительный — та же грубость.

Такого количества употребления этого слова я давно не слышала ни с экрана, ни тем более с подмостков, более разборчивых в выражениях.

Что это? Богомолов объявил войну всем нетрадиционно ориентированным? Топит за традиционные ценности в духе современной риторики официальной власти? Вангует о тотальной подконтрольности культуры силовикам? В том-то вся и новизна, и прелесть его мхатовской «Новой Оптимистической», что он, с одной стороны, довольно жестко, как хирург-практик, режет, вскрывает и показывает, а с другой — остроумно-цинично и умело играет, как с огнем, с каждой из противоборствующих сторон. Каждому вмазал, каждому от него досталось. С кем вы, мастера культуры, — вопрос не для него. Он над схваткой, и остается только гадать, до какой степени это игра лично для него?

— Никто не находит своему содержанию новую интересную форму, — продолжение диалога силовика с чиновницей. Далеким фоном звучит песня «С чего начинается Родина». — …Нацисты создали идеологию и эстетику. Идеология мертва, эстетика осталась. Именно эстетика нацизма сохраняет энергию через десятилетия. А что выдают с точки зрения формы наши художники?

— Почему же? Либералы создали привлекательный контент.

— Просто воруют (со сцены звучит более грубое слово) у Запада все что можно. И покойный Глотов воровал (снова грубо), берут готовые лекала и наполняют своим (то же самое) контентом.

Богомолов идет ва-банк, думаю, отдавая себе отчет в том, что огребет и с либеральной, и с патриотической стороны. Он видится таким дерзким нахалом на серфе меж крутых волн, которые вот-вот схлестнутся и первым накроют нахала, дерзнувшего потешаться над той и другой. А он хохочет и наблюдающих за ним заставляет хохотать. Хохот в мхатовском зале стоит постоянно — от узнавания, от игры мысли, сюжетных поворотов.

Похоже, что этой постановкой Константин решил от теории перейти к практике: свой манифест, адресованный Европе еще два года назад и возмутивший либеральную общественность, обвинившую его в продажности, он теперь перевел на сцену, и «Новая Оптимистическая» тому доказательство. И здесь он не выбирает выражений, не держит фигу в кармане, кокетливо выступая в известной роли демократа от культуры.

Но его сценический манифест (с расчетом или искренне?), отданный именно МХАТу, а не собственной «Бронке», объемен, несмотря на специфичность предложенной истории. История, помещенная им в рамки театра и как будто рассказывающая только о нем (чье нутро хорошо известно профессиональной публике), на самом деле и про культуру с литературными пересечениями, и про людей с их скелетами в шкафу. И что особенно ценно, эти исповеди Богомолов тонко, практически незаметно отсылает к большой литературе и переводит в литературные цитаты.

Поступки его героев как отражение пороков героев Достоевского, страстей Бунина. Нити настоящего тянутся в прошлое и возвращаются в настоящее. В эти моменты кончается смех и наступает тишина. Приходит час расплаты за некогда совершенный грех и очищение. Как у корифея старой школы Карла Багратионовича в исполнении Александра Семчева или Александра Моисеевича в исполнении Игоря Верника.

— Плачьте, господа, плачьте, — говорит, идя по проходу, Семчев. — Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.

Его герой так и не застрелился, как Свидригайлов у Достоевского: когда-то поддавшись страсти, соблазнив невинное дитя. А теперь эта девочка явилась к нему в виде боевого офицера и спросила: «И ты решил на мне порепетировать?»

— Я актер старой школы. Москвин великий, когда играл отца, у которого ребенок умер, снял мерки со своего ребенка, сколотил гробик, ездил с этим гробиком по Москве и обливался горючими слезами — нас так учили. Ты не понимаешь? Это мхатовская школа! Проверять всё собой, идти от себя.

— Почему я?

— Ну а кто? Мы же дружили с твоими родителями, ты мне как родная была.

Богомолов любит артистов. Практически каждому дал монолог: Кирилл Трубецкой, Евгений Перевалов, Павел Ващилин, Данил Стеклов, Артем Соколов, Лера Горин. .. Отдельная работа у режиссера с экраном, которая особым образом выстроена, где даже складка на историческом мхатовском занавесе с чайкой имеет значение. Три камеры периодически фиксируют психологическое состояние героев и даже вписывают их фигуры в крупный план.

На мхатовской сцене впервые дебютировала Василиса Перелыгина, новая звезда Константина Богомолова с «Бронной». Она играет комиссара, то есть режиссера-офицера, присланного в либерально ориентированный театр. Она хороша. Она без грима. Она точна в оценках происходящего. Пожалуй, ей режиссер отдал право если не выносить приговор, то ставить диагноз. Только он порой посильнее любого приговора.

— Бесы прекрасно играют святость. Потому что святому играть не нужно, а бесам надо прикидываться святыми, чтобы не распознали их. Это ведь вопрос жизни и смерти для них, для чертей. Бесы очень хорошо играют благородство, святость, героизм.

Или: «Покоем в искусстве не откроешь новых территорий. А искусство — это ведь вечное путешествие… Мир искусства в отличие от земного мира бесконечен, и живет искусство бесконечным поиском новых территорий, нарушением границ. А Глотов не занимался этим, он торговал этим. Он быстро понял, что авангард, нарушение границ, провокация такой же товар, и начал этим торговать. Он ничего не искал, а лишь воспроизводил. .. Он не был Малевичем, Кандинским, Хлебниковым, Введенским. Он был дешевой шлюхой русского авангарда и сделал шлюхами вас. Он развратил вас и вместе с вами развратил публику, дав ей ощущение, что она причастна к прорывам. А на самом деле его театр давно уже был пылью и тленом. Он умер до смерти, а труп его разлагался и смердел.

— Ишь как пафосно!
— Наверное, но честно.

Оригинал статьи
Пресса
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Это мой город: актер Александр Семчев, Алина Комская, Москвич, 21.02.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
«Толстяк — в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019
Константин Богомолов не стал устраивать провокаций, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 20.06.2018
Раскрась сам, Светлана Наборщикова, Известия, 13.06.2018
Все равно! «Три сестры» в Московском Художественном театре, Татьяна Филиппова, Культуромания, 6.06.2018
Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018
Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018
Старосветские помещики в Старом Осколе, видеосюжет информационного портала города Старый Оскол, 21.03.2018
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
8 вопросов для Александра Семчева, Пресс-служба МХТ, 29.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
Александр Семчев: «Мне запретили говорить о еде», Анна Балуева, Комсомольская правда, 15.04.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Александр Семчев: Кому выгоден такой пасьянс?, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 1.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Ружье не выстрелило, Ольга Галахова, Независимая газета, 6.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Не все спокойно в датском застеколье, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 17.06.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Он и летчик, и герой, «новый русский» молодой, Алия Зиганшина, Вечерняя Казань, 22.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол