Режиссер Константин Богомолов выпустил новый спектакль. Для постановки в МХТ им. А. П. Чехова он выбрал пьесу Владимира Набокова «Событие».
Набоков писал «Событие» в 1938-м, когда нацизм набирал обороты. Через каких-то два года после публикации пьесы в парижском журнале «Русские записки» писатель с семьей эмигрировал из Франции в Америку, спасаясь от коричневой чумы.
Для Богомолова исторический контекст «События» важен в первую очередь. Несмотря на то, что на дворе 1937 год, герои мхатовской постановки живут в замкнутом мирке своих страстей, не замечая, как стремительно меняется мир.
Семья русских эмигрантов художник Трощейкин (приглашенный на эту роль из Ленкома Сергей Чонишвили) и его супруга Любовь (Марина Зудина) прозябает в провинциальном немецком городе. Они вяло изменяют друг другу, стараясь лишний раз не вспоминать про смерть ребенка и про крайне неприятный случай, который произошел с ними шесть лет назад. Бывший возлюбленный жены пытался застрелить обоих, за что был осужден. Своим названием пьеса обязана внезапному известию злополучный неудачник-убийца досрочно освобожден и находится в городе.
Опасаясь мести, герои проводят сумасшедший день, во время которого успевают подвести неутешительные итоги своей жизни. Она, как водится в русских пьесах, оказывается проигранной.
За мнимой простотой сюжета скрываются сложные смыслы. В который раз Богомолов исследует механизм разрушения, разложения, возникающий в обществе, как болезнь. В петербургском спектакле «Лир», например, он на все лады обыгрывал образ раковой опухоли, символизирующей тоталитаризм. В прологе «События» обращается к немецкой довоенной хронике.
На сцену проецируются архивные кадры: солнечный день, праздничное шествие, танцевальная площадка с счастливыми парочками, пышущие здоровьем девушки-бегуньи идиллическая картинка, на которую смотришь с содроганием: весь этот праздник жизни разворачивается под фашистскими знаменами, а улыбчивые герои носят повязки со свастикой.
Гости, приходящие в дом Трощейкиных, благодаря страшному гриму напоминают героев картин Эдварда Мунка или Отто Дикса. Предчувствие беды подспудно возникает, и когда вслушиваешься в остроумные набоковские диалоги, и когда наблюдаешь за «негромкой» игрой Марины Зудиной, Игоря Верника, Наташи Швец и жемчужины спектакля Александра Семчева, исполняющего роль матери главной героини, дамской писательницы Антонины Павловны. Но главным героем постановки становится тревожное ожидание, повисшее в воздухе. Вспоминаются праздные герои чеховских «Трех сестер», которым их скучная жизнь показалась бы раем в сравнении с предстоящей революцией.
С виду более строгий, чем «Лир», спектакль «Событие» пример классического реалистического театра. Где бытовая подробность декорации от мебели в стиле модерн до рамочек на стенах (художник Лариса Ломакина) лишь ширма, за которой прячется жутковатая театральная условность. Или истинная правда жизни.