Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Игорь Верник: «Я таким беззащитным никогда не был на сцене»

Татьяна Власова, Театрал, 29.04.2024
Игорь Верник вышел на пик актерской востребованности – и в театре, где недавно сыграл, пожалуй, лучшую свою роль в спектакле Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами», и в кино. В перерывах между бесконечными съемками поговорили о «Первой любви», «Мастере и Маргарите» и, конечно, перипетиях актерской жизни в МХТ. 

– Игорь, вы сейчас часто ускользаете из Москвы на съемки. В каких проектах снимаетесь?

– Только что закончил сниматься с Биковичем и Толстогановой в «Даешь шоу», сериале про закулисную жизнь ТВ. Параллельно снимаюсь с Цыгановым в сериале «Первый номер» о том, как создается новый мужской журнал, и в комедийном сериале с Леной Лядовой. Для меня это большое актерское удовольствие. Давно мечтал попартнерствовать с ней. Эта история – очень ироничная, дерзкая, с нетипично длинным названием «Что делать женщине, если… у нее два любовника, а выбрать нужно одного».

– Как у вас складываются отношения с авторским кино?

– До определенного момента я был зрителем и не более. Но недавно у меня случилась встреча с режиссером Светланой Проскуриной. Мы познакомились в стенах МХТ: она пришла на юбилей Марины Брусникиной, в какой-то момент в её пристальном взгляде я увидел интерес и одновременно некоторое опасение. 
Дело в том, что Проскуриной рассказывали, что человек я абсолютно мейнстримовский, сижу на 10 стульях. Ну, где Верник и где авторское кино? И все-таки через несколько дней она позвонила, предложила встретиться – мы проговорили часа три в МХТ, в репетиционном зале. Говорили о том, как всё случайно и не случайно, о природе отношений между мужчиной и женщиной, о том, как твой личный сюжет вплетается в тот или иной художественный материал. А потом Светлана Николаевна рассказала мне, что, когда писала сценарий картины «Первая любовь», то думая о герое, думала обо мне, но после встречи на юбилее Брусникиной желание позвать меня сильно поубавилось. Я показался ей слишком звонким, многословным – словом, не тем, кого она предполагала увидеть…
Но в этот раз при личной встрече у нас случился контакт, химия. .. Через день мы встретились еще раз. Проскурина передала мне тетрадь, где расписала ощущение от каждой сцены. Там были строчки стихов, цитаты из произведений Толстого и Достоевского, фотографии Марлона Брандо из «Последнего танго в Париже» – словом, что-то, что работало на образ моего героя, будило фантазию, давало объем и глубину…
Наконец, мы заговорили о сроках съемок. И вот тут случилось ужасное. Они планировались в то же время, что и выпуск в МХТ спектакля «Вальпургиева ночь», в котором я репетировал главную роль – диктатора Прохорова. Когда я сказал Светлане Николаевне об этом, то увидел, как зрачок у неё потух, как она закрылась и словно выставила руку между нами – «осторожно, двери закрываются». Ну, потому что кино – это производство, и я ей нужен был именно в это время. Осень, и герой, который находит свою женщину и с первой же минуты начинает терять её. И застывший холодный пейзаж вокруг. И он, который любит и не понимает природу этой любви – когда чувство больше, чем ты сам…
Но знаете, как это происходит: если ты действительно очень чего-то хочешь, вселенная начинает подстраиваться. По каким-то причинам съемки перенеслись. Через несколько месяцев меня вызвали на «Мосфильм», и я сделал, как сказала потом Проскурина, такую бесстрашную пробу, что она приняла решение отказать артисту, который уже к тому времени был утвержден на эту роль.
И вот мы поехали в «пустынь», в туберкулезный санаторий, часах в пяти от Москвы, поселились среди странных пожилых людей, выкинутых из жизни или, наоборот, живущих какой-то своей отдельной жизнью. И начали снимать. «Вы мне нужны весь, не разменянный на другие дела и мысли…» Это был уникальный опыт работы с потрясающим режиссером, с оператором Олегом Лукичевым. Очень важное мое обретение, человеческое и творческое. Даже не про результат говорю. Хотя недавно получил награду за эту картину от гильдии критиков.

– Выход в прокат фильма «Первая любовь» совпал с премьерой «Маскарад с закрытыми глазами». Эта работа – тоже ваш «личный сюжет»? Кажется, что режиссеру Шерешевскому тут была важна именно ваша личность, ваши внутренние корреляции с Арбениным.

– Однажды Константин Юрьевич Хабенский зашел ко мне в гримерку и говорит: «Как тебе такая идея – „Маскарад“, Арбенин?» – я говорю: «Потрясающе! Конечно! Спасибо, Костя!» В тот же вечер перечитал пьесу. И потом, во время репетиций, и когда начали играть спектакль, я сотни раз сказал Косте «спасибо» за такую уникальную возможность. В институте и потом в околотеатральных разговорах я слышал о легендарных актерах, о великих мастерах, играющих Арбенина, о гениальной драме, приравненной к шекспировскому «Отелло», но своего сопряжения с этим героем у меня не было. Мне почему-то он казался гораздо старше. И теперь, когда перечитывал «Маскарад», мне показалось, что Арбенин, который начал гореть на огне ревности, самолюбия, всех своих страхов, он крутится и крутится в бесконечных переживаниях, как на вертеле, и час, и два – я уже хочу, чтобы он двинулся дальше, а он всё крутится…
На первой репетиции Шерешевский сказал, что мы будем сочинять спектакль, соединяя лермонтовские тексты со Шницлером, добавляя другие, которые будут рождаться из наших импровизаций. И сразу в маленьком закрытом пространстве репзала стало много воздуха. И появилась смелость, свобода, диалог с лермонтовскими героями, со временем, с собой.

– Копаться в лермонтовском Арбенине вы не стали – придумали нового: харизматичный преподаватель, любимец всех студенток…

– Что значит «копаться»? Я, честно говоря, покопался в воспоминаниях и понял, что ни разу не видел «Маскарад» на сцене – не с чем было сравнивать. Да и вообще, когда репетировал, например, «Бег», роль Корзухина, я специально не пересматривал фильм с Евстигнеевым, чтобы его рисунок не довлел; или когда Тригорина репетировал в «Чайке», старался забыть, «развидеть» всё, что уже видел, Калягина, например, в спектакле Олега Ефремова.
Шерешевский предложил «соткать» эту историю из нас сегодняшних, из меня – в моем возрасте, с моей историей реализованности и нереализованности, с моими ошибками, уязвленным самолюбием, знанием, что значит терять женщину и однажды найти свою, с моим эго, – «сшивая» это, естественно, с лермонтовским персонажем. Я зацепился за Петину мысль, когда он сказал: «Не странно ли, что взрослый уже мужчина бесконечно мается и бесконечно говорит о любви? Да, безусловно, Арбенин зациклен сейчас, он, как игрок, всё поставил на эту женщину. Но не может же быть, что ничего другого в его жизни нет, что она состоит только из Нины…»
И мы стали расширять его жизнь – сочинять историю… Это были два счастливых месяца, фантазийных, радостных. Поразительно – репетируя драму, разбирая сложнейшие внутренние процессы, исследуя психологию Арбенина, пытаясь проникнуть в его сознание, где бесы водят свой страшный хоровод, мы все-таки делали это очень легко, свободно, по-хорошему безответственно и даже весело. Хулигански. Знаете, как говорил Табаков, у которого я впрямую не учился, однако считаю своим учителем: «Театр – дело веселенькое».
Это сейчас, пожалуй, моя самая любимая роль в МХТ. Я живу от спектакля к спектаклю, всё время возвращаюсь к этому герою, к этой истории. «Маскарад с закрытыми глазами», эта работа – ещё и тот редчайший случай, когда никому ничего не надо было доказывать. Хотя в нашей профессии своё место и своё право доказывать надо всегда. Нет никакого «вчера», и ничего из того, что ты уже когда-то сделал, не обеспечивает тебе очередного результата, успеха, нового предложения…

– Арбенин заглядывает в бездну своего эго. Но останавливается на краю, отравленное мороженое жене не приносит… Почему вы решили отказаться от трагического финала?

– В то время, когда всё шатается, хочется – важно – на что-то опереться. Мы решили, что цивилизованный человек сегодня, он все-таки справляется с демонами, которые вползают в сознание и пытаются утащить в бездну. Он все-таки останавливается. Не мстит, несмотря на адскую обиду, «раненое» эго – у каждого свои границы, своя черта, за которую он не может переступить. Наш Арбенин понимает, что может разрушить свою жизнь, но распоряжаться чужой не может. Поэтому говорит жене: «Не бойся. Я не буду тебя травить». А лермонтовский Арбенин не смог совладать с собой. Он так любил себя, так любил в себе эту любовь к Нине, что ему показалось – он имеет право отобрать у неё жизнь.

– Зачем вам с Шерешевским понадобился почти спектакль в спектакле – семинар со студентами? Что здесь хотели разобрать, разъяснить, разложить по полочкам – как лермонтоведы?

– Мой Арбенин преподаватель. Он изучает Лермонтова. И знаменитую сцену с пощечиной мы заменили на семинарское занятие, где поднимается вопрос чести, преподаватель и студенты обсуждают «Маскарад», а зритель видит, как история, описанная Лермонтовым, рифмуется, ложится калькой на жизнь наших персонажей. Мы долго думали, что сегодня может быть соразмерно пощечине, которую Арбенин замышляет как высшую месть, как оскорбление, от которого не отмыться. Что сейчас, в XXI веке? Что может сделать Арбенин, педагог, профессор филологического факультета? Мы не нашли ничего. Кодекс чести, который объединял или разъединял людей, размыт, а порог допустимого запредельно высокий. ..
Осталось только одно мерило – твое личное «я», ты такой, какой есть, не прикрытый ни должностью, ни авторитетом, ни умениями, ни знаниями, ни опытом. Знаете, я таким беззащитным, как в момент, когда студент Звездич говорит: «Я расскажу, что с вашей женой…», – никогда не был на сцене. Может быть, и в жизни никогда не был…

– Шерешевского называют «Богомоловым для бедных». Насколько это правомочно? Вы-то как раз на экспертном уровне можете их сравнивать, как главный богомоловский артист.

– Это неправомерная постановка вопроса. Я вообще считаю, что сравнения всегда неуместны. Как можно сравнивать двух художников? Они по-разному заходят на материал, по-разному работают с артистом, со сценическим пространством, в том числе с видеорядом.
Богомолов всегда единоличный сочинитель и владелец пространства. Он – во всём. Но он выбрал тебя. И если ты, как актёр, доверяешь ему абсолютно, если отдаёшься полностью, то, скорее всего, не потеряешься в сложнейшем лабиринте его сознания и сочинения – и в результате выиграешь. А Шерешевский очень во многом отталкивается от актера. Он не натягивает свое знание на тебя, и тебя не натягивает на свое знание. И ты благодарен за интерес к себе, за возможность себя предъявить.
Шерешевский дает тебе свободу, но и, конечно, её регламентирует, с «ножницами» наготове. Но внутри этой свободы у тебя появляется такой ресурс, что тебе не надо цепляться за привычное, у тебя нет страхов, нет зажима. И в этой свободе ты можешь так глубоко нырять – в себя, в материал, в обстоятельства – что делаешь вещи совсем неожиданные. И Пётр тут же фиксирует их, отбирает. Вот мне говорят: «Мы не знали, не видели вас таким, как в Арбенине». Знал ли я? Знал. Доставал ли из себя это? На сцене, пожалуй, нет.

– Кажется, никто так много не играл у Богомолова, как вы, еще с «Процесса» в «Табакерке», когда и фамилию этого режиссера никто не знал…

– Да-да, мне Олег Павлович как-то позвонил: «Зайди, Игоряш. Тут в моем маленьком театрике будет Костя Богомолов ставить „Процесс“ Кафки. Встреться с ним». Мне было приятно и важно, что Табаков сделал мне предложение. Это потом, после того как мы выпустили премьеру «№ 13D», у нас с Олегом Павловичем началась новая веха отношений, близких и доверительных. То есть они в принципе всегда были вроде как хорошие – но при этом никакие. Табаков меня как артиста не видел или не очень мне верил, а вернее сказать – не знал. Но и не хотел знать. Когда пришел Машков и сказал, что хочет репетировать со мной, Табаков, который до того на разные предложения режиссеров – и Женовача с «Белой гвардией», и Шапиро с «Вишневым садом», и Писарева с «Пиквикским клубом» – говорил: «Не нужно Вернику это играть», – не смог ему отказать: так он любил Машкова и так хотел, чтобы «№ 13D» был в театре. Вечером после премьеры, когда мы отмечали, он поднялся и говорит: «Сегодня родился артист Игорь Верник». Ну, я ему ответил, что считаю дату своего рождения несколько иной…
Но, понимаете, можно сколько угодно знать про себя, на что ты способен, но при этом сидеть на своей кухне и горевать, что никому это не нужно, или в дальнем углу репетиционного зала – и смотреть, как репетируют другие, жрать себя поедом: «Почему не я?» Но так и не получить шанс… Чёрт возьми, всё должно сложиться: и материал, и режиссер, и твои умения, и много чего ещё: «воздух» за окном, твоя «температура», твой возраст, все эти неслучайные случайности… И вот когда всё это соединилось, Табаков, наконец, увидел во мне актера. Тем более, что обожал комедию и считал её сложнейшим жанром. «На комедии проверяется артист», – говорил Олег Павлович. Я до сих пор помню его большую руку в своей руке, наши поклоны на «№ 13D». Раз за разом он приходил на спектакль, сидел в ложе или в зале, а потом в конце выходил с нами на сцену.
Любил поклоны. Это тоже была часть его спектакля, его диалога со зрителем, со сценой. И он был всегда ироничен в этом. Знаете, есть артисты, которые кланяются так, будто они горы только что свернули или ответили на главный вопрос человечества. А Табаков всегда выходил на сцену с внутренней улыбкой.

– И потом вы партнерствовали в богомоловском «Драконе»…

– Да, я играл Дракона, Табаков – бургомистра, и это был последний спектакль, который он сыграл на мхатовской сцене. После спектакля мы всегда шли вместе до его гримерки, и у меня до сих пор в ушах его фраза: «Видишь, Игоряша, кое-что можем…»

– А в чем вы совпали с Богомоловым?

– Когда в моей актерской судьбе появился Богомолов, наступил важнейший, мощнейший период жизни с теми превращениями, с теми изменениями, которые претерпевал и сам Константин Юрьевич, и я вместе с ним – проходил от одного способа вскрытия материала до другого: то, понимаете ли, топором, то тончайшим скальпелем. Но даже «топор» был из стали высочайшей пробы.
Богомолов меня научил такому способу существования на сцене, такой несуетности в работе, что мне это очень помогает и на съемочной площадке.
Хоть режиссеры и говорят, что им нужен материал, из которого можно лепить, я уверен, что глина никому не нужна. Интересна твоя актерская природа, совершенно «отдельная», с которой происходит личное сопряжение. Знаете, как в спорте: когда играешь с сильным партнером, игра сложнее, изобретательнее. Не тыцтыц, с одного края на другой мяч перебрасывают, а разыгрывают десятки комбинаций. Одним словом, его величество партнер.
Богомолов ведет тебя, использует, да, но он работает с твоей личностью, с твоими сильными сторонами и с твоими слабостями, изъянами, «болячками». Ты каждый раз как заново входишь в темную, глубокую, ледяную воду. И эта бездна тебя манит. Каждый раз ты висишь на кончике волоса, но это всегда безумно интересно.

– Не могу не спросить про «Новую оптимистическую» (по сути, новый «Театральный роман»). Вы играете здесь актера, премьера модного столичного театра. Какие противоречия его раздирают? Он же очень противоречивый…

– Тут речь идет о природе актерского безумия, когда вся твоя жизнь, вообще всё, что ты собой являешь, принадлежит сцене. В этом есть и драматическая беспощадная интонация, и, конечно, величайшее глумление. Ну, потому что граница между истовостью служения театру и игрой в это служение – довольно размытая. Актер хочет играть, неважно что – лишь бы все время выходить на сцену? Или разогнанное эго требует главных ролей? Ты умираешь на сцене или ты умираешь в аплодисментах? Что важнее: жизнь человеческого духа в тебе или твоя бесконечная жизнь на людях? Что тебе необходимо – проживать судьбы множества героев или, выходя к зрителю, множиться в тысячах глаз? Такие вот «весы», на которых колеблется актерская сущность. Я иногда задаю себе вопрос: «Что ж это за профессия такая – ты любишь то, что ежедневно портит тебе кровь».
В «Новой оптимистической» исследуются все формы актерской зависимости. Даже со статусом и успехом в кармане актер – бесконечно зависимое существо. Потому что все время лезешь из кожи вон, чтобы оказаться на сцене. Знаете, Олег Николаевич Ефремов как-то раз сказал при мне об одной актрисе: «Все черты лица переродились от вранья». Но она же нелепа и смешна, эта зависимость. Жизнь намного сложнее. И вот это так жестко, иронично, так афористично Богомолов показал в «Новой оптимистической».

– В фильме «Мастер и Маргарита» вы тоже сыграли актера. Какие «токсины» актерской профессии он в себе концентрирует?

– А вы знаете, что в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» я играл Иуду? А в новой картине у меня три образа. Но если говорить про Бенгальского, это конферансье, который прекрасно чувствует себя на сцене, упивается со - бой, своей властью над зрителями – и неожиданно оказывается один на один с некой дьявольской силой, перед которой все его лицедейство и власть смехотворно ничтожны.
В МХТ, кстати, я тоже играл Бенгальского. Эта короткая сцена в книге у нас в спектакле длилась порой минут 30. Она была очень импровизационной, пародийной, предельно эксцентричной. Актеры, участвовавшие в спектакле, часто приходили за кулисы, чтобы посмотреть, что я выкину сегодня.
В картине «Мастер и Маргарита», напротив, это очень тревожная, нервная, даже мрачная сцена. Там это страшное наказание Бенгальскому и вообще всем псевдолицедеям, ненастоящим художникам.
Кстати, когда Янош Сас ставил в МХТ «Мастера и Маргариту» и меня распределили на эту роль, я пришел к нему: «Послушайте, я не хочу его играть…» Довольно долгий период своей жизни я вел разные шоу на телевидении и не только. Но театр себе оставлял как пространство для совсем другого. Мне это было крайне важно. Очень долгое время во мне, в душе, была огромная дыра, дырища, потому что я не получал той реализации, о которой мечтал… Хотел играть Коровьева. Но Олег Палыч не видел меня и в этой роли. Тогда не видел. А вот приди Машков на 20 лет раньше к Табакову с идеей обо мне, и всё могло бы сложиться совсем по-другому… Но в истории, как известно, нет сослагательного наклонения. 

– Вы недавно выпустили книгу «Брошенные тексты». Почему выбрали это название, какие смыслы сюда вписали?

– Я, как Царь Кощей, над своим «златом» не чах никогда. Понимаете, когда можешь и одно, и другое, и третье, и это не требует от тебя вроде как никакого сверхусилия, то ты и относишься к этому легко, спокойно, без дрожи в коленях, без надутых щек. Ну, написал стихи, ну, понравились они друзьям, коллегам… и остались в каком-то дневнике, на какой-то программке театральной, на каком-нибудь бумажном пакете, которые раньше выдавали в самолете, если вдруг затошнит. Потом стал писать в телефоне. В заметки. Терял телефоны. Терял эти тексты.
В общем были они брошенные, но тут как-то вдруг начали прекрасным образом собираться. На балконе в родительской квартире стояла «каланча» (она с позором переместилась туда, когда папа с мамой по дичайшему блату купили себе красную кухню, которую подсмотрели в гостях у Павла Петровича Кадочникова, замечательного артиста, к которому папа ездил в Ленинград договориться о том, чтобы записать с ним главы «Повести о настоящем человеке»). Ну и вот стояла она много лет на балконе, пылилась, на ней лежали наши лыжи детские, ковер, который папе подарили на 50-летие, наслаивались остатки прошлого. Короче, я открыл это «хранилище» – и оттуда, сверху, прямо на меня упала коробка, а в ней – мои дневники… Когда пандемия заперла в домашнее пространство, всё сложилось – и обстоятельства, и внутреннее ощущение. И тексты эти – мне выброшенные, мною заброшенные, разбросанные – я решил собрать.

– Внутренний сюжет сложился?

– Да, там есть и мой личный внутренний сюжет, и мой диалог с родителями, со своей юностью. Эта книга лирична, иронична. Но если бы писал сейчас, то сделал бы всё более дерзко.

– А место МХТ нашлось в этой книге?

– Да, конечно, там есть мои истории общения с Ефремовым, Смоктуновским, Табаковым, с Богомоловым, с другими людьми, с которыми мне повезло встретиться. Но это не актерские байки. Это кусок моего пространства, которое я готов предъявить и на которое мне интересно посмотреть со стороны. У меня сейчас довольно много авторских вечеров, где я читаю свои стихи, иногда пою песни – и каждый раз, когда в конце ко мне подходят люди с моей книгой, просят подписать, я думаю: «Не пора ли опять на балкон, за новым материалом?..»

Оригинал статьи
Пресса
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022
Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022
Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021
Вся палата травится, Наталья Стеркина, Независимая газета, 15.12.2021
На территории хаоса, Александра Машукова, Театр, 26.11.2021
Вадим Верник рассказал о последних днях отца: готовились к худшему, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.04.2021
Игорь Верник: «Я всю жизнь себя разбрасываю», Валерия Хващевская, Вечерний Саранск, 23.03.2021
Вышла в свет книга Игоря Верника «Брошенные тексты», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Игорь Верник: «Мы можем прожить вторую жизнь», Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.04.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Игорь Верник: Внутренняя свобода не знает возраста, Елена Булова, Южные горизонты, 13.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Игорь Верник сыграет Тригорина в новой «Чайке» литовского режиссера, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 6.02.2020
МХТ имени А. П. Чехова привёз в Екатеринбург спектакль «№ 13D», видеосюжет телеканала «Россия» («Вести. Урал»), 21.01.2020
МХТ имени Чехова привёз в Екатеринбург знаменитую постановку «№ 13D», видеосюжет Свердловского областного телевидения, 20.01.2020
«В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019
Високосный год театра: сезон начинался с дурного знака, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.07.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Йобсен, бабабаба и жизнь в подтексте, Лина Гончарская, Culbyt.com, 13.06.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019
Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018
В Екатеринбурге покажут спектакль по оскароносной истории Вуди Аллена, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.10.2018
Игорь Верник: «Театр и есть моя жизнь», Анна Позина, Известия, 15.10.2018
Братья Верники отметили юбилей в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2018
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2018
Игорь Верник: «Никогда не стестнялся своих слез», Александра Мартынова, StarHit.ru, 11.10.2018
55-летие актер и шоумен Игорь Верник встретит с юмором, Екатерина Шитикова, Амурская правда, 11.10.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
В столице состоялась премьера уникального спектакля о Горьком, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 29.03.2018
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Порожденная революцией, или «А где жиды?», Анна Банасюкевич, Театр, 7.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
«Люблю тебя…и больше ничего!», Лариса Каневская, Мнение, 6.11.2017
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Светлый путь. 19.17», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.11.2017
«Свидетель обвинения» от МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 24.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Игорь Верник в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 18.09.2017
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
«Мужья и жены»: бег по кругу, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.06.2017
Фестиваль «Черешневый лес» вручил премии им. Олега Янковского, Сусанна Альперина, Российская газета, 29.05.2017
Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017
Игорь Верник: «Я жил, как мой Дракон, словно под маской», Елена Левинская, Театральная афиша, 21.04.2017
В остывший след дракона, Елена Дьякова, Новая газета, 19.04.2017
Игорь Верник в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.04.2017
«Дракон»: утомлённые солнцем, Екатерина Нечитайло, Субкультура, 11.04.2017
«Дракон», выйди вон, Светлана Наборщикова, Известия, 31.03.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
«Человек — сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017
Вудиальный скандал, Светлана Наборщикова, Известия, 11.01.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
А чайка — награда за верность, решили театральные актеры, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 28.10.2016
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
…В себе на ощупь ищет солнце, Алексия Мелевская, Аргументы недели, 30.06.2016
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
МХТ имени Чехова привез в Петербург сразу три премьеры, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 1.04.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Игорь Верник: «Нужно думать, что всё будет хорошо!», Галия Байжанова, ИнформБюро. Новости Казахстана, 23.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Игорь Верник на РСН раскрыл секрет своей молодости, Стас Жураковский, Русская Служба Новостей, 22.11.2015
«Ты давно понял, что стал украшением отечества», Виктор Борзенко, Новые известия, 16.11.2015
Послушайте! Поэты на Красной Пахре, телеканал «Культура», 10.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
В МХТ имени Чехова подготовили послание потомкам, видеосюжет телеканала «Культура», 25.03.2015
Игорь Верник: «Спасибо папе с мамой за мою улыбку!», Марина Долгорукая, Мурманский вестник, 4.02.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Верник поможет попасть к Меладзе, Никита Карцев, Московский комсомолец, 4.09.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летие, видеосюжет Пятого канала, 11.11.2013
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
Игорь Верник: «Женщины мне всегда помогают», Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Игорь Верник рассказал, как наказывал себя улыбкой, Ольга Сабурова, Собеседник, 13.07.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Игорь Верник: Хочется чувствовать вкус, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 25.10.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
Эмиль Верник в программе «Большая семья», телеканал «Культура», 28.01.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Московскому Художественному театру исполнилось 113 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2011
Глянец правит миром, Дарина Шевченко, Вечерняя Москва, 5.07.2007
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002