Хореография, пластика | Мрак народаОлег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Режиссер Роман Козак и хореограф Алла Сигалова решили пересказать повесть Андрея Платонова, вероятно, самым верным способом. Если уж переводить эту прозу в действие, то удобней всего на язык пластических образов. Другое дело, что в спектакле «Джан» этот язык удручающе беден.Нельзя, впрочем, сказать, что спектакль, сыгранный на тесной сцене филиала Театра им. Пушкина, не передает настроения, а отчасти даже ритма и страсти платоновской прозы. Но он, конечно, меняет ее масштаб и рассказывает пусть похожую, но все-таки другую историю. Назар Чагатаев, главный герой повести, спасает от вымирания вымышленный народец, называющий себя «джан» (что по-туркменски означает «душа, которая ищет счастья»). Один из многих вариантов платоновской утопии, этот сюжет прошит мерцающей любовной линией и, в отличие от более знаменитых и страшных «Котлована» или «Чевенгура», дает отличные возможности для лирической аранжировки чем, вероятно, как раз и привлек Романа Козака и Аллу Сигалову. Их «Джан» не пластический эквивалент немыслимого синтаксиса Андрея Платонова, а скорее попытка перевести его прозу на доступный язык танцевальной love story. Проблема в том, что индивидуальная любовь возможна у Платонова только как часть всеобщего будущего счастья, и потому ради скорейшего наступления коммунизма должна быть не только отсрочена, но и переадресована: например, как в «Джан», от матери к дочери, в которой будущего заведомо больше. Роман Козак и Алла Сигалова точно чувствуют, что воспаленный и одновременно целомудренный платоновский эротизм имеет отношение не столько к индивидуальному, сколько к «коллективному» телу. Но переносят это коллективное тело из пространства утопии в пространство архаики, где человеческая чувственность еще не выделена из мира природы, где «женское» это, собственно, природа и есть. В практическом театральном смысле такой поворот сюжета надо понимать как бенефис танцовщицы Аллы Сигаловой, чья роль в программке обозначена местоимением «Она». Это и беременная Вера, которую встречает в Москве Назар Чагатаев, и ее дочь Ксеня, и старая мать Назара Гюльчатай, и девочка Айдым из народа джан. А еще «Она» и колючка в степи, и орел, напавший на умирающего от голода героя, и верблюд, чьим мясом было трудно питаться Назару, потому что «это печальное животное тоже казалось ему членом человечества». И как бы хорошо ни работал играющий Назара Александр Матросов, и сколько бы ни менял голос, одежду и выражение лица Илья Барабанов, единолично изображающий весь народ джан, на маленькой сцене, застеленной восточными коврами, энергетическим центром всегда оказывается Алла Сигалова с яростно горящими глазами и неизменно экзальтированной пластикой. Верблюд ли, скрюченная старуха или даже сухое перекати-поле в ее исполнении превращаются в сгустки энергии, которая, кажется, никак не может найти точное пластическое выражение. Фантазия хореографа Аллы Сигаловой слишком явно уступает ее темпераменту, и оттого все разнообразные проявления женской природы сводятся в спектакле к двум образам, которые авторами вряд ли задумывались. Когда Сигалова показывает эротическую сцену, кажется, что ее задача изобразить то самое мифическое существо, которое в Средние века называлось суккубом, принимало женское обличье и, являясь по ночам монахам, соблазняло их на что-нибудь богопротивное. В иных же сценах существо это представляется болезненным видением, которое являлось учителю Передонову из романа Сологуба «Мелкий бес» и называлось недотыкомкой. Но может быть, яростная Алла Сигалова так и хотела: превратить платоновскую утопию в однообразное дурное наваждение. Чтобы на этом фоне настоящей мечтой казалось простое человеческое счастье, обретенное Назаром в финале, когда он возвращается в Москву, чтобы держать за руку юную Ксеню и кататься с ней на трамвае. Пресса Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 «Как будто идешь по паутине». Алла Сигалова о профессии режиссера, Наталья Витвицкая, Коммерсантъ, 26.03.2019 Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019 Сто лет за два часа, или Как станцевать “XX век. Бал” в МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 17.03.2019 Алла Сигалова: «Если я делаю глупость, то запредельную!», Андрей Дворецков, Э-Вести, 14.03.2019 Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019 Алла Сигалова рассказала о Константине Эрнсте и его жене, 7 дней, 4.03.2019 Легендарный хореограф и режиссер Алла Сигалова отмечает день рождения, видеосюжет Первого канала, 28.02.2019 Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019 Алла Сигалова: Моя действительность ярче мечтаний!, Анна Владимирова, Труд, 1.02.2019 Алла Сигалова: Во всем мире нас воспринимают как угрозу, Олег Перанов, Собеседник, 25.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019 В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019 Алла Сигалова: «Еврейская кровь во мне очень сильна!», Гарри Канаев, Stmegi.com, 2.01.2019 Ленивцы и любовницы: московские театры занялись большими форматами, Влад Васюхин, Известия, 28.12.2018 Константин Эрнст, Алла Сигалова и Ирина Пегова в программе «Вечерний Ургант», Первый канал, 27.12.2018 Бал столетия в Камергерском переулке: спектакль в МХТ им. А. П. Чехова, Андрей Миндовский, Ревизор, 24.12.2018 Women in Power: Алла Сигалова – о новом спектакле «ХХ век. Бал», работе с Владимиром Машковым и вере в чудеса, Арина Яковлева, Post@-Magazine, 24.12.2018 В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 Алла Сигалова о премьере «XX век. Бал»: спектакль не про историю XX века, а про наши ощущения от него, видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 12.12.2018 Эрнст и Сигалова выпустили спектакль в МХТ, 7 дней, 8.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 Алла Сигалова: «Творчество это неприятно», Анна Позина, Известия, 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 5 декабря в МХТ дадут «ХХ век. Бал», Ревизор, 4.12.2018 «Специальный репортаж»: «Какие наши годы», телеканал «Москва 24», 1.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 Алла Сигалова в Риге: «Это будет невыездной спектакль, так что — приезжайте сами», Наталия Морозова, LSM.LV, 7.10.2018 Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Истина в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007 Про это, Итоги, 8.01.2007 Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006 Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006 СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006 Эмма это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006 Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006 АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, 22.12.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 Феллини не ночевал
, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004 АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993 ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993 СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993 |