Хореография, пластика

Театр имени Пушкина поднял Флобера

Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Спектакль «Мадам Бовари» по мотивам романа Гюстава Флобера, сценическая версия и постановка Аллы Сигаловой, в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина Спектакль «Мадам Бовари» по мотивам романа Гюстава Флобера, сценическая версия и постановка Аллы Сигаловой, в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина Спектакль «Мадам Бовари» по мотивам романа Гюстава Флобера, сценическая версия и постановка Аллы Сигаловой, в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина
премьера театр
Московский театр имени Пушкина показал премьеру драматического спектакля «Мадам Бовари» по роману Гюстава Флобера в постановке известного хореографа Аллы Сигаловой. Рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.
Кажется, нет ничего глупее, чем в рецензиях на только что рожденные спектакли вспоминать о классических постановках с теми же названиями. Но бывают случаи, когда не вспомнить — еще глупее. «Мадам Бовари» была одним из самых знаменитых спектаклей Александра Таирова в Камерном театре, то есть там, где сейчас работает Театр имени Пушкина. А заглавная роль осталась одной из любимейших для великой примы таировского театра Алисы Коонен. Дело было еще до войны, так что вряд ли среди тех, кто увидит нынешний спектакль Аллы Сигаловой, найдутся хорошо помнящие классическую постановку, сравнивать никто ничего не станет — но то, что премьера Театра имени Пушкина тревожит тени легендарных предков, несомненно.
Хотя бы потому, что спектакль противоречит любым «легендарным» представлениям о романе Флобера. Когда Алиса Коонен сыграла Эмму Бовари, ей было уже за пятьдесят, когда она уже после закрытия Камерного театра возвращалась к любимой роли на радио или в концертном исполнении — и того больше. Да и произнести просто «Мадам Бовари», сразу всплывает что-то из области непреходящих клише: французская провинция незапамятных времен, скучный обывательский быт, заплывшие жиром в прямом и переносном смысле буржуа, мир сплошных предрассудков и ханжества, и в нем — не слишком молодая женщина, вдруг вспомнившая, что такое страсть.
В спектакле Аллы Сигаловой — почти никакого быта, никакой заболоченной провинции, никакой Франции, никаких полусонных обывателей. Здесь все молоды, энергичны и, может быть, даже талантливы: спектакль начинается с репетиции оперного драмкружка, которую проводит Эмма Бовари. Художник Александр Орлов построил на сценическом кругу конструкцию из белых перегородок, которые, много и часто вращаясь, открывают зрителю сообщающиеся между собой и практически лишенные примет реальной жизни (где-то лестница, где-то камин, где-то — контрабас, а вообще-то все бело и голо) закутки. Получается нейтральное и какое-то обобществленное пространство. Дверей нет, и стоит чему-то случиться в одном из этих закутков, как все флоберовские соседи и знакомые через две секунды бодрой, мобильной ватагой врываются на место происшествия. 
По духу первая половина спектакля напоминает постановку какой-то честной советской пьесы из жизни молодежи, недаром в списке исполнителей немало нынешних студентов Школы-студии МХТ. Шарль Бовари (Александр Матросов) в спектакле госпожи Сигаловой похож на молодого специалиста с периферии, аптекарь Оме (Александр Арсентьев) — на забавного, немного не от мира сего аспиранта, кредитор Лере (Антон Пампушный) — на бесстрастного карьериста, Леон Дюпон (Игорь Теплов) — на интеллигентного первокурсника и т. д. И ведущий (Владимир Жеребцов) так многокрасочно интонирует слова от автора, будто рассказывает современную сказку. Дело происходит вроде как в общежитии, и неудивительно, что в коридоре вдруг можно застать охваченную любовной страстью пару полуобнаженных людей и что сильные и кроткие романы возникают то там, то тут. Молодое дело-то.
Во втором действии тучи, разумеется, сгущаются. Белую декорацию все прочнее, круг за кругом, опутывают черные нити — и никаких пояснений здесь не требуется. Описанные за долги вещи семейства Бовари складывают обреченной кучей, а тело отравившейся героини забивают досками в контейнер, словно в гроб. И бьют молотками по гвоздям, чтобы мороз по коже пошел.
Свыкнуться с такой манерой изложения материала непросто, но можно. Как и с тем, что иногда слова отставлены в сторону и персонажи экспрессивно изъясняются языком тела — все-таки для хореографа Аллы Сигаловой именно такой язык ближе, и мотив покорившей тело необузданной страсти, прежде всего женской, обычно доминирует в ее хореографических опытах. Лирической героиней госпожи Сигаловой в драматических спектаклях оказалась молодая актриса Александра Урсуляк. Не так давно она сыграла главную роль в сигаловских «Ночах Кабирии», где была лирической клоунессой, а теперь стала Эммой — почти что юной, как-то вынужденно мечущейся среди этих, в сущности, случайных мужчин. У госпожи Урсуляк в спектакле много крупных планов на авансцене, много пробежек, много очевидных знаков физического и эмоционального страдания, но в зале от ее усилий почему-то не горячо и не холодно. История получается, безусловно, печальной, но напрасной и случайной. Может быть, сама Алла Сигалова и могла бы вслед за Флобером повторить «мадам Бовари — это я», но зрителю такой возможности режиссер не подарила.
Пресса
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993