Режиссеры

МХТ и Гамсун: встреча через сто лет

Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
На заре существования Московского Художественного театра здесь очень любили Кнута Гамсуна. В начале ХХ века на этой сцене шли три спектакля по пьесам норвежца, одну из которых («У жизни в лапах») автор специально написал для МХТ: русские гонорары служили большим подспорьем для будущего нобелевского лауреата. Но потом к творчеству великого норвежца в Камергерском переулке не обращались почти 100 лет. И вот Елизавета Бондарь поставила на Малой сцене спектакль «Голод» по одноименному роману, принесшему Гамсуну славу в далеком 1890 году. Кстати, нынешним летом будет отмечаться 165-летие со дня рождения писателя.

Но в своем выборе Бондарь руководствовалась отнюдь не „датскими“ мотивами. Ее предыдущей постановкой был „Макбет“ в Театре Наций (см. „Внимая ужасам войны“ в „Труде“ 01.12.2023). Как говорит сама режиссер, после исследования зла ей захотелось обратиться к теме маленького человека. Того, у которого не хватает сил бороться за свои права в обществе, но он ведет напряженную внутреннюю работу, пытаясь улучшить самого себя. О подобных личностях писал Федор Достоевский, таков и персонаж Кнута Гамсуна — недаром сам норвежский писатель признавал свое глубокое духовное родство с автором „Бедных людей“.

Автору нынешней инсценировки Анне Лифиренко удалось превратить большой модернистский роман в одноактную драму длительностью чуть меньше полутора часов. Образ главного героя воплотил Сергей Волков, хорошо известный по спектаклям Юрия Бутусова в театрах имени Ленсовета и имени Вахтангова, а в 2016 году в возрасте 23 лет получивший „Золотую маску“ за роль Бертольта Брехта в питерском спектакле „Кабаре Брехт“. На сцене МХТ имени Чехова актер выступил впервые — и сразу с большим успехом: „Голод“ уже называют одним из лучших спектаклей сезона.

Волков играет одинокого безымянного журналиста, вынужденного голодать, а порой и скитаться без крова по два-три дня, прежде чем напишет очередную статью и получит за нее гонорар. Предыстории о том, как хорошо образованный человек оказался в таком положении, в спектакле, как и в романе, нет. Но, несмотря на эту нищету, герой все время стремится помочь другим беднякам, движимый добротой и гордыней: он не желает, чтобы ему сочувствовали. А еще мечтает, что философский трактат, который он напишет, поможет человечеству.

Вообще-то фантазии — последнее утешение человека, обделенного деньгами, но не обделенного воображением. Встретив на улице красивую девушку (Полина Романова) и перебросившись с нею двумя словами, он придумывает ей звучное имя Илаяли, делает в своем воображении сказочной принцессой и своей возлюбленной. Да и сам он нравится собеседнице — до той поры, пока та не приходит к нему в каморку, где может оценить масштабы бедствия, в котором существует ее случайный знакомый.

Герой Волкова выглядит лет на 20 с небольшим. С первой же сцены его корежит от голода, но даже застыв в самых нелепых позах, он смотрит на жестокий мир доверчивыми и ясными глазами, наивно и горячо веря в то, что однажды судьба изменится к лучшему. Лишь в минуты самого горького отчаяния у него возникают богоборческие мысли — но негодование проходит, и молодой человек снова упрекает в своих бедах только себя.

Среди других актеров хочется выделить Евгения Перевалова, играющего, кажется, всех нищих, встречающихся на пути героя, включая старика-инвалида и писклявую девочку-шарманщицу. Нельзя не сказать и о Марии Соковой в образе дородной торговки пирожками и квартирной хозяйки, вечно недовольной неплатежеспособным жильцом.

Художник Константин Соловьев оформил спектакль изысканно, с минимумом декораций, зато задник сцены — это огромное окно-экран, загорающееся разными цветами. И, как это часто бывает у Елизаветы Бондарь, действие до краев наполнено звуками, передающими как душевное, так и физиологическое состояние героя, — за звуковое оформление отвечают сидящие с разных сторон от сцены пианистка Мария Садурдинова и перкуссионист Глеб Хохлов, в распоряжении которого набор разнообразнейших инструментов — от огромного барабана до маленьких колокольчиков, причудливых свистелок, трещоток, скрипелок…

Оригинал статьи
Пресса
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024