Режиссеры

В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова

Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
МХТ им. А. П. Чехова начинает гастроли в Петербурге. На сцене Александринского театра будет представлено три спектакля, премьеры 2021-2022.

25, 26 и 27 марта — «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена. Правдивая история в двух актах», постановка Виктора Крамера с Константином Хабенским в главной роли (он же - соавтор пьесы).

29 марта пройдет единственный показ трагикомедии «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» с Игорем Верником и Дмитрием Назаровым по пьесе Венедикта Ерофеева (ее редко ставят на сцене). Кроме того, Верник написал музыку к нескольким песням в спектакле, а Назаров сделал специальный поэтический перевод песни Go Down Moses, более всего известной в исполнении Луи Армстронга. Режиссер — Уланбек Баялиев.

31 марта и 1 апреля — спектакль «Сирано де Бержерак» Егора Перегудова, главного режиссера РАМТа. Премьера в Москве состоялась 19 марта. В главных ролях — Юрий Чурсин, Паулина Андреева, Игорь Золотовицкий, Кузьма Котрелев. В спектакле задействованы студенты Школы-студии МХАТа, много музыки и экшена.

Подготовлен еще один проект — виртуальная экскурсия по истории Художественного театра. История богатая, 124-летняя. Каждый, кто приобретет программку на гастрольный спектакль, сможет побывать на экскурсии по куар-коду. Героями увлекательного путешествия станут основатели театра Станиславский и Немирович-Данченко, легендарный меценат Савва Морозов, драматурги Чехов, Горький, Булгаков, художественные руководители Олег Ефремов, Олег Табаков, которые в разное время выводили театр на новый уровень. Проект подготовлен совместно с Музеем МХАТа. 

В фойе Царской ложи Александринского театра состоялась пресс-конференция с художественным руководителем-директором МХТ Константином Хабенским. Он рассказал и о том, как согласился сыграть барона Мюнхгаузена и есть ли в нем что-то от знаменитого героя, не думает ли покинуть страну и какие новые спектакли произвели на него большое впечатление. 

Символично, что первые гастроли, которые вы проводите в качестве художественного руководителя, состоятся в Петербурге, вашем родном городе. (Хабенский родился в Ленинграде, окончил ЛГИТМиК, работал в Театре имени Ленсовета. — «РГ»). Наверное, испытываете особые чувства?

Константин Хабенский:
Не только для меня это особые чувства, потому что наш питерский зритель — это своеобразная лакмусовая бумага — проверка на содержание, достойный юмор, уровень и качество. Для меня каждый приезд в Петербург с новым названием — важное испытание. Сейчас я жду, какой будет реакция на спектакли, которые мы привезли. По-моему, во всех них очень сегодняшний материал.

В спектакле «Враки…» у вас главная роль, вы же наряду с режиссером Крамером — один из авторов пьесы. С чем это связано?

Константин Хабенский:
Пьесы у нас не было, мы стали сочинять ее, львиную долю придумал, конечно, Виктор Крамер, я поучаствовал в создании сценического решения. История взята из рассказов Распе и из биографии самого барона. Такой человек — барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен — действительно жил, род Мюнхгаузенов присутствует на земле — для многих это открытие. Реальный Мюнхгаузен в молодости жил в Санкт-Петербурге.

Насколько близок вам этот образ? Есть в вас что-то от знаменитого героя?

Константин Хабенский:
Мне кажется, артисту будет скучно и неинтересно работать без этого образа внутри, Мюнхгаузен должен присутствовать хотя бы частично.

Вы ориентировались на культовый фильм Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»?

Константин Хабенский:
Состязаться с кинематографом мы посчитали бессмысленным. Да и не ко времени уже та пьеса, она хороша была в свое время. Поэтому мы взяли только действующих героев — точнее, их имена, но не характеры. Это важно. Для того, чтобы зритель легче ориентировался в новом материале.
Сценографию придумал Крамер, осуществил театр. Она довольно масштабная — как и мысли, фантазии Виктора Моисеевича. Там все двигается, летает, булькает, взрывается. Крамер — огромный фантазер и продолжает фонтанировать идеями.

Почему вы остановились именно на этом материале?

Константин Хабенский:
Видимо, так сошлись звезды. У меня где-то в глубине была история Дон Кихота и еще одна. Когда мы с Крамером начали разговор в «Сапсане» между Питером и Москвой (до этого уже отказались от двух придумок, которые практически начинали реализовывать), возник Мюнхгаузен, и я понял, что туда входят все идеи, которые мы вынашивали. Мы были в предвкушении сочинительства, спектакля, которого нет. По-мюнхгаузеновски. На благотворительном аукционе я продал билеты в две ложи на прогон спектакля, которого еще не было. На определенное число. Деньги пошли на помощь детям. Так что спектакль начал жить еще до рождения. По-мюнхгаузеновски.

Для вас этот спектакль — первая премьера в МХТ за последние восемь лет (после «Контрабаса» по пьесе Зюскинда в 2014 году). Почему была такая большая пауза?

Константин Хабенский:
Потому что была загруженность на других фронтах, где предлагались довольно интересные материалы и истории. В основном, это кино.

Несколько слов, пожалуйста, о спектакле «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».

Константин Хабенский:
История была задумана еще Сергеем Васильевичем Женовачом, Уланбек — его ученик. На мой взгляд, в наше неожиданное время она очень неожиданно сработала. Я наблюдаю — от премьеры до сегодняшнего дня, как реагирует зритель, как очень точно попадает в него этот материал — в зрителя с богатой биографией и историей, у которого есть жизненный опыт.«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Фото: Пресс-служба МХТ им. 
Третий спектакль — «Сирано де Бержерак» — прямо «с колес» (всего в третий раз будет сыгран). Поделитесь впечатлениями от премьеры.

Константин Хабенский:
Спектакль, конечно же, нуждается в том, чтобы «накататься», «наиграться», но так сложились обстоятельства, что мы показываем его, что называется, прямо «из печи». Естественно, со сцены говорятся замечательные тексты, местами дивно зарифмованные. С трепетом наблюдаю за тем, как Юрий Чурсин работает и развивается в роли Сирано. Я видел прогон и видел премьеру — и это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Очень интересно увидеть, как спектакль «задышит» в Александринке. Он, как и пьеса, сделан в метафизическом направлении, как и произведение — выходит за рамки просто сюжетного спектакля, задуман не на сегодняшний день, а на все времена, с отсылкой на разных Сирано разных эпох, что очень важно. Интересно, как примет его петербургский зритель.

Как вы охарактеризуете сегодняшний день Художественного театра?

Константин Хабенский:
Театр, особенно МХТ, хорош тем, что у него нет специального направления, специальной глыбы, которую он на себе тащит. Театр — живое дело, может ошибаться, может радоваться своим успехам вместе со зрителем. Сегодняшний театр — это театр поиска. Поиска зрителей, драматургии, режиссеров. А если театр уже все это нашел и стоит на месте со своим материалом — кому он интересен? Честно скажу, мне — нет.льпу
рШаги Командора". Фото: Пресс-служба МХТ им. А. П. Чехова
Кто и какие мастер-классы даст во время гастролей?

Константин Хабенский:
Мы встречались с Валерием Владимировичем Фокиным и договорились: планируем на пять лет вперед жизнь наших театров. Будут обменные гастроли — это важно. Но это будут не просто показы спектаклей: приехали, сыграли — и уехали, родилась идея встреч со студентами института на Моховой. Это наши будущие коллеги. Будем с ними говорить — в том числе и о профессии. Встречи закрытые, только для своих. Бесплатные. Таких встреч в эти дни будет четыре: «О чем говорить в День театра» (Хабенский), «Профессия, которую мы теряем» (Дмитрий Назаров), «Театральный роман и театральные романтики» (Игорь Верник), «Верю — не верю» (Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ).

Насколько сегодня важна для Художественного театра история обменных гастролей?

Константин Хабенский:
Изначально театр придумывался как передвижной коллектив, который ездит по стране, делится с людьми своими знаниями, историями, своей радостью. Вполне естественно, что любой театр, помимо того, что он делает на стационаре, живет от гастролей к гастролям и радуется встрече с новыми городами и зрителями.им. 
А. П. 
Некоторые известные артисты сейчас покидают нашу страну…

Константин Хабенский:
Отвечу за себя: я продолжаю работать, остаюсь в профессии и хочу сделать так, чтобы людям, которые рядом со мной, было интересно заниматься нашим делом.

Как сегодня обстоят дела в вашем фонде?

Константин Хабенский:
Работает очень хорошая команда, которая собиралась годами. Никакие сложности, даже страшная пандемийная пауза, нам не помеха. Практика показывает: когда возникают какие-то непростые обстоятельства, люди охотнее помогают друг другу. Прилив в фонд сил — финансовых и человеческих — наблюдается. Есть проблемы с медикаментами, но они решаемы, все с этим столкнулись сейчас.

Ваши последние по времени впечатления зрителя?

Константин Хабенский:
У меня не так часто получается посещать театральные места, но назову: «Война и мир» Туминаса и спектакль Бутусова «Р» в «Сатириконе». А больше я ничего и не видел.

Какой вы руководитель? В гармонии ли живут директор театра и артист Хабенский?

Константин Хабенский:
Конечно, не в гармонии. Как тут можно жить в гармонии? Для этого нужно зайти в воду, чтобы понимать, каково это — когда ты правой ногой стоишь в воде, а левой — на суше. Какой ноге лучше? Летом, наверное, лучше правой, зимой — левой… И здесь та же самая история. Я пока учусь, набиваю шишки в своих фантазиях, замыслах. Что-то получается, что-то — нет, но я продолжаю жить по тому же правилу: заполняю свою жизнь огромным количеством идей и фантазий, и если хотя бы наполовину получается их реализовать, то всем кажется, что у меня не 24 часа в сутках, а 32. Поэтому я предлагаю так же жить моим коллегам. Настроить планов, а что реализуется — там посмотрим. Но что-то уже начинает осуществляться. В конце сезона мы проверим наработки, какие-то перекинем на следующий. 

Тем временем

Александринский театр отправился на гастроли в Москву: с 24 марта по 1 апреля на сцене МХТ им. Чехова покажут три новых спектакля из Петербурга.
Гастроли — обменные, проходят в рамках федеральной программы «Большие гастроли» Министерства культуры РФ. 

Оригинал статьи
Пресса
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002