Режиссеры

Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую»

Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
16 и 17 октября казанская публика может увидеть 50-летнего Константина Хабенского на сцене — в рамках гастролей МХТ им. Чехова в оперном театре покажут спектакль «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» режиссера Виктора Крамера. Народный артист РФ играет в нем главную роль. Как изменился зритель с февраля-2022, что за театр строит новый худрук и его команда в МХТ и ждать ли продолжения «Дозоров» в кино — об этом и не только художественный руководитель Московского художественного театра им. Чехова рассказал в ходе интернет-конференции с читателями в редакции «БИЗНЕС Online».

«Сегодня другая реакция и эмоциональный отклик на те же самые тексты»

— Константин Юрьевич, какое настроение чувствуете вы и актеры МХТ сегодня у зрителя? Оно изменилось после февральских событий?

— Я обратил внимание, что сегодня другая реакция и эмоциональный отклик на те же самые тексты в репертуарных спектаклях, которые были год назад, пять лет назад, даже 10 лет назад. Казалось бы, спектакль уже живет, он накатанный, мы знаем, где зритель смеется, где плачет… Но сейчас очень многое перевернулось, и совсем по-другому слышит зритель, который приходит в Московский художественный театр. Совсем по-другому слышит тексты, которые, казалось бы, понятны, пройдены и не требуют расшифровки. Грубо говоря, строчка «Солнечный круг, небо вокруг — это рисунок мальчишки» стала не просто фразой из песни, которую мы слышали с детства, она стала больше, чем рисунок мальчика.

— Зрители смеяться стали меньше? Может быть, совсем в других местах спектаклей, чем это было раньше?
— Там, где смешно просто ситуативно, там и продолжают смеяться. Там, где в смех заложено еще наше ментальное содержание, уже разный смех.

— Вы как художественный руководитель МХТ как настраиваете труппу в наши дни? Ситуация ведь совсем непростая, и законы у нас стали жестче. И какие пьесы отбираете сегодня для постановок?
— Настраивать труппу — я не проповедник. Я настраиваю работой. Просто предлагаю много работы. На трех сценических площадках. Мне кажется, в этом есть сегодня какое-то наше профессиональное спасение. Мы нащупываем темы благодаря многим проектам в нашем театре, связанным с поиском пьес современных драматургов, новых имен режиссеров, которых еще не было в художественном театре. Мы нащупываем. Это важно. Не то что я пришел с портфелем пьес, которые сегодня очень актуальны. Непонятно, что сегодня нужно ставить — комедию или, наоборот, трагедию. Непонятно. Поэтому нужно уловить дыхание зрителя, который приходит именно в Московский художественный театр.
Все, что так или иначе связано с военными действиями и трагедиями, которые неизбежно следуют за любой войной, я стараюсь не брать в разработку. Наверное, пока не время делать какие-то выводы и как-то трактовать тот или иной драматургический материал. Это я озвучивал и на общем сборе труппы 2 сентября.

— Как вам кажется, зачем сегодня люди приходят в театр — отвлечься, получить ответы на какие-то свои вопросы, увидеть надежду?
— Зачем люди приходят в театр — для меня это всегда было вопросом. Зачем я прихожу в театр, понимаю. Потому что мне нравится моя работа. Мне нравится фантазировать, сочинять в разных жанрах — в жанре трагифарса, в жанре трагикомедии особенно нравится. Зачем приходят люди? Может быть, потому что то, что нравится мне и моим коллегам, это все транслируется в зрительный зал, и, может быть, за этой радостью, фантазией, весельем, молчанием выразительным, тем, как мы преподносим какие-то драматические, трагические вещи. Может быть, это затягивает зрителя в наш мир, и они на какой-то момент отключаются от того, что видят по телевизору, в мобильных приложениях. Может быть, это попытка затащить людей в придуманный мир, как это сделал барон Мюнхгаузен.

— Вы говорили, что сверхидея спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» — это завещание о том, как жить в мире с постоянно меняющимися обстоятельствами. И, отвечая на свой же вопрос «как жить?», вы сказали, что нужно создавать свои миры. Какой мир вы создали для себя? И как на это повлияли события в стране?
— Нет такого, что я создал для себя мир и благополучно в нем живу. Такого нет, иначе было бы все — крышка. Мы создаем миры, выходим обратно, возвращаемся домой, ходим в магазины, общаемся на пресс-конференциях и интервью, слушаем вопросы. Если бы я заключил себя в свой мир, то, наверное, стал бы каким-то приятным, неприятным, умным, глупым, но… идиотом, заключившим себя в свой собственный мир. Это фрик, кто угодно. Наша профессия — это фантазия, собственный мир и то, чем мы делимся со сцены, — историей, миром, фантазией. Но мы все равно выходим на улицу, смотрим на людей, общаемся и слышим интонацию и из телевизора, и на улице, о чем говорят или о чем молчат. Мы делаем свои выводы. Может быть, не всегда правильные, но это наши выводы и наше понимание того, о чем сегодня можно и поговорить, и помолчать.

«Патриотизм на сегодняшний день — это делание своего дела»

— Мы в советское время твердо знали, что патриотизм — это любовь к Родине, какой бы она ни была. Сегодня очень многие вспомнили о патриотизме, но уже по-разному его понимают. Некоторые используют это слово как ругательство: по их мнению, быть патриотом — это плохо… А как вы понимаете патриотизм? И есть ли этому понятию сегодня место на сцене?

— Знаете, любовь к Родине — это прекрасно. Но если у тебя при этом завален забор или не закрываются окна в доме…

— …надо взять молоток и починить.
— Взять и починить. С любовью к Родине или из каких-то других эгоистических соображений, но надо сделать так, чтобы у тебя все работало и функционировало. Мне кажется, патриотизм на сегодняшний день — это делание своего дела. Каждый должен отвечать за то, что он умеет, чему учился. Это такой простой конструктор, который складывается, и получается вроде бы неплохая для всех жизнь. Если каждый хотя бы пытается делать то, что он умеет.

— За пару недель до начала спецоперации руководители театров, в том числе и вы, выступили против проекта основ госполитики в искусстве — с такими понятиями, как служение Отечеству, крепкая семья, коллективизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, сохранение традиционных ценностей. Вы и ваши коллеги посчитали, что действующих правовых актов вполне достаточно для регулирования этой сферы и принятие проекта не будет способствовать «сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей». Чем все-таки закончилась история и не изменились ли ваши взгляды с тех пор?
— Был применен чересчур топорный подход для того, чтобы зайти с этим предложением непосредственно в театры и другие учреждения, которые содержатся за счет государства, но при этом хотят иметь свое мнение, зрителя, взгляд. Слишком топорно пытались зайти, поэтому, естественно, все театры сгруппировались.
Потом начались разные события. Мне кажется, элементарно какая-то внутренняя культура и воспитание сделали самоцензуру внутри тех тем, которые не надо сейчас трогать. Ну просто не нужно сегодня трогать, потому что это слишком живо, слишком больно. И даже если это нас не касается, это все равно нас касается.

— В последние годы вы и вообще люди искусства почувствовали наступление государства на ваши свободы? Ведь, чтобы творить, надо быть свободным.
— Я еще только год руковожу театром…

— За год ничего подобного не заметили?
— За год очень много чего со мной произошло. Наверное, за половину моей профессиональной жизни не происходило столько событий, встреч, решения задач и так далее. До этого я был совершенно в свободном полете, занимался собой любимым, искал только то, что мне интересно, и только то, чем я хотел заниматься в кино и театре. Во всем, кроме благотворительности, потому что благотворительность — это фонд, которому скоро будет уже 15 лет и который занимает особое место в моей жизни и жизни моих коллег по этому фонду.
Знаете, за этот год были разные высказывания, мнения, хотения с разных сторон. Но мне кажется, что мы прошли без потерь — репертуарных и человеческих. 

— «В афише МХТ много премьер. Постоянно удивлять — это способ жизни или выживания театра?» (Леонид Постнов)
— У каждого театра естественность премьерная — разная. У одного театра — одна площадка, у другого — две, а у нас — три. Нам надо быстрее продуваться, пропускать новую кровь и предлагать новые вещи для зрителя. Последние несколько лет сезоны для художественного театра были не столь урожайными по премьерам. Не столь урожайными для такого количества творческих единиц, которые находятся в стенах этого театра. Поэтому первоочередной задачей было — предложить как можно больше работы, а она должна вытекать в премьерные спектакли. И должна быть естественная смена репертуара.

«Я собираю команду, с которой мы идем вперед»

— «Кто вам сделал предложение возглавить МХТ? С каким сердцем и мыслями приняли вы это предложение?»
(Роза Хуснуллина). Как вы вообще согласились на эту адову работу?
— Все произошло очень просто. Года два назад у меня спросили, интересно ли мне попробовать себя в качестве художественного руководителя одного из московских театров. Я ответил, что мне интересно.

— Кто-то из министерства культуры спросил?
— Из департамента культуры Москвы. Какого театра, не сказали. На мое согласие ответили: хорошо, поставим вас в список ожидания. Многие мои друзья и коллеги уже возглавляют театры, почему бы и мне не попробовать? Тем более у меня были какие-то планы, в том числе связанные с проектом «Маугли». А потом произошло это предложение. И я согласился, пока есть силы и желание, хотя было огромное количество людей, которые отговаривали меня от чистого сердца, зная примерно объем работы и всего, что обрушится на меня.

— Как коллеги-актеры к этому назначению отнеслись? Ревность была?
— Не так просто. Не буду говорить по поводу ревности, по поводу стажа работы в Художественном театре — моего и коллег. Мне кажется, история здесь простая: нужно пройти какой-то путь, сделать какие-то вещи, чтобы делом доказать, что ты либо можешь, либо ты здесь как белка покрутился-покрутился и ничего толком не сделал — тогда до свидания. Я не знаю, сколько на это понадобится — год, два, три.

— В кинематографе вы уже выступили как режиссер — в фильме «Собибор». А нет ли желания поставить что-то большое и серьезное на сцене МХТ в качестве режиссера? Чтобы доказать, что вы можете.
— Слава богу, я в жизни общался и общаюсь с театральными режиссерами, которые действительно являются режиссерами. Я знаю, что это такое. Мы, актеры, — это совсем другая история. То, что у меня получается разобрать или предложить вариант решения сцены, не означает, что я режиссер. Это просто означает, что у меня в базовом, актерском, образовании еще заложена такая опция, как спасение себя: когда ты общаешься с человеком, который сидит в кресле режиссера, но не совсем владеет этой профессией, у меня есть возможность сделать самому и предложить режиссеру решение той или иной сцены. Но это не имеет отношения к режиссуре.

— Вы не пожалели, что согласились стать худруком МХТ?
— Нет. Конечно, было очень тяжело. И сейчас очень тяжело, и будет тяжело. Но я собираю команду, с которой мы идем вперед, планируем сделать 14 премьер в этом сезоне. С которой мы планируем делать, помимо премьер, еще жизнь театра, интересную жизнь для зрителей не только с точки зрения спектакля, но и с точки зрения отношения театра к зрителям. Планируем развитие театра в благотворительном направлении — в поддержку всех 10 фондов, которые возглавляют актеры МХТ. У нас есть разные программы, которые мы сегодня реализуем. И премия, которую мы придумали. Что-то получается, что-то пока нет, но это история команды единомышленников, которая идет вперед. А театр, как говорил Товстоногов, — это добровольная тирания. Слово «добровольная» здесь ставится во главу угла. Это по любви, по согласию. И только так.

— Из кого собираете команду — извне театра или из коллег по МХТ?
— Скажем так, 50 на 50. Нет такого, что всех прогнали и набрали новых. Кто-то ушел с прошлой командой, кто-то остался, кто-то пришел, кого-то я вернул из старой команды Олега Павловича Табакова или Олега Николаевича Ефремова. Нет такого, что заменили полностью. Этого и не может быть, потому что и культура, и глубина знаний жизни Художественного театра и драматургии, связанной с ним, и культура общения — все это нужно, а это достигается только через людей, которые кровью и потом здесь уже приросли, в хорошем смысле.

«Должно сохраняться человеческое содержание»

— А как вы хотите сделать интересной жизнь зрителей МХТ, помимо спектаклей?

— Это очередной эксперимент, которыми, слава богу, еще полна моя жизнь. Это такая программа лояльности к зрителю, чтобы последний не просто приходил выпить кофе в буфете и посмотреть спектакль, но чтобы еще для него были какие-то сюрпризы, какое-то отношение.  С этим связана и программа благотворительности, где мы зрителям рассказываем, что наши актеры — это не просто актеры, а еще и благотворители. То есть чуть шире рассказать зрителям, чем просто спектакль. Это и программа лояльности, когда лотерейным путем у кого-то появляется возможность с балкона пересесть в партер или в антракте в буфете выпить бокал шампанского. Это не заигрывание со зрителем, а вовлечение его в игру. Но это еще не окончательная история, потому что мы придумываем и потихонечку внедряем. Иногда это рождается совершенно неожиданно. По крайней мере, мы пробуем общаться со зрителем не только путем драматургии, режиссуры и актеров, но и путем какого-то человеческого к ним отношения и неожиданных приятных сюрпризов. А кто же не любит приятные сюрпризы?

— Сюрпризы придумываете вы вместе с командой или у вас для этого есть «специально обученные люди»?
— Специальных нет, у нас есть команда людей, которых я знаю давно или недавно, с некоторыми мы работали по благотворительному фонду или связанным с ним направлениям. С кем-то мы были не знакомы, но они пришли. И мы просто начинаем мозговой штурм, не жалея времени.

— Вы несколько раз сказали слово «сюрприз», а с точки зрения спектакля что это может быть? Может быть какое-то театральное новаторство?
— В театр уже все привнесли. Давно. Последняя новинка — то, что в театре стали играть женщины. Это было последнее новшество в театре. Дальше уже пошли системные вещи: убрали свечи и добавили свет, убрали симфонический оркестр и добавили звук и так далее. Все уже в театр внесли, надо только сохранить очень простую историю: при таком огромном количестве форм, взглядов, интерпретаций должно сохраняться человеческое содержание. Вот и все, что требуется от театра. Зритель приходит в театр для того, чтобы узнать себя; порадоваться, что это прошло мимо него; порадоваться, что этот человек сделал так или иначе, сопереживать ему, поплакать за него, посмеяться вместе с ним. Но это человеческая составляющая. Если ее нет, то это картонный театр, который, мне кажется, имеет место быть, но не на подмостках Художественного театра.

— «МХТ объявил конкурс режиссерских заявок на IV сессию лаборатории „Артхаб“. Что вы ищете, проводя этот конкурс? Какие плоды пожали от трех предыдущих конкурсов?» (Лидия Петровна)
— Мы ищем новые имена, талантливых людей, у которых «группа крови» соответствовала бы нашей.

— Находите?
— Конечно! Но таланты, как показывает история, не так часто случаются. Но находим. Если говорить о первом блоке «Артхаба» — это май, июнь, то у нас был очень хороший «урожай». У нас и премьера будет на малой сцене — «Друг мой». Есть еще одна пьеса, которую мы передали школе-студии, и в дипломном спектакле будут задействованы выпускники и только одна наша актриса. На паузе стоит еще одна пьеса, которая прекрасно зазвучала, но у нас есть другие соображения по поводу режиссера.
Сейчас идет второй блок «Артхаба», и уже точно есть одно прекрасное открытие. Еще впереди два показа, и тогда можно будет говорить об итогах второго блока. Но я уже могу сказать, что все это затеяли не зря.
IV сессия — это привлечение эскизов студентов 3–4-х курсов театральных вузов, именно режиссеров. Мы хотим уже дать им возможность проявить себя в этих работах. И, возможно, кто-то из них будет защищать свой дипломный спектакль на подмостках Художественного театра.

— А в Казани «Артхаб» работает, вы ведь начинали эту работу здесь?
— «Артхаб» был придуман в Казани как синтез разных искусств и направлений, чтобы соединить их между собой. Все развивалось, но не так быстро, как я хотел бы. А когда мне предложили возглавить Художественный театр, я подумал, что придуманные в Казани принципы могли бы хорошо взрасти на почве МХТ. И мы посадили эту историю в Художественном театре, придумали концепцию, как мы это будем делать, и запустили. И все поехало.

— «В труппе театра немало возрастных актеров, знакомых нам по советским фильмам. Находится ли им работа в театре, есть ли у вас в традиции ставить спектакли под актера?» (Ильшат) Кстати, как вы относитесь к возрастным актерам?
— Я к ним очень хорошо отношусь, несмотря на разность характеров. Уже в этом сезоне для актеров «золотого эшелона», как я их называю, мы задумываем спектакль, в котором будет задействован мужской состав. Пьеса будет по Куприну, спектакль пройдет на малой сцене. В прошлом сезоне состоялся моноспектакль Натальи Теняковой «Говорит Москва». Я стараюсь по возможности держать их в тонусе, потому что для них работа на театральных подмостках — это чуть больше, чем обычная работа, и чуть больше, чем отрабатывание своей заработной платы, это продление жизни. Я это четко понимаю и потому по возможности стараюсь привлекать их к новым работам.

«Мы не имеем права снимать спектакли, представляющие художественную ценность»

— В Москве отменяют спектакли Дмитрия Крымова, который выразил свое отрицательное отношение к СВО. А вы, наоборот, ввелись на главную мужскую роль в его спектакле «Сережа» в МХТ. Не опасаетесь, что оппоненты могут это как-то использовать против вас? Ведь за вами сегодня целый театр, вы не только за себя отвечаете.

— Я считаю, что мы не имеем права снимать спектакли, представляющие, на мой взгляд и на взгляд моих товарищей по цеху, художественную ценность. Спектакли, не являющиеся никаким образом политическим лозунгом или чем-то еще, а представляющие художественную ценность для Художественного театра. Мне кажется, это важно.

— Почему история нас ничему не учит? Мы ведь уже вымарывали из титров «провинившихся» артистов, а потом осудили эти действия. И почему мы опять на эти грабли наступаем?
— Наверное, это вопрос Господу Богу, ведь это он создавал программу, которая идет по кругу. Спираль истории прошла и вернулась… То, что описывает Михаил Булгаков в «Днях Турбиных» и «Белой гвардии», ровно через 100 лет вернулось обратно и отразилось на наших гастролях в Киеве с «Белой гвардией» Булгакова. И я понял: то, о чем говорил большой писатель, свершилось и во что-то преобразилось. Как угодно это можно назвать: трагедия, комедия, фарс, трагикомедия, трагифарс, но во что-то преобразилось спустя почти 100 лет. Поэтому, наверное, это вопрос к большим художникам, большим философам, но не ко мне.

— В отмену культуры вы тоже попали: из каталога Netflix изъяли сериал «Троцкий» как пример российской пропаганды. Вы согласны с такой мотивировкой?
— Я на дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую.

— «Каким должен быть идеальный театр для Хабенского-актера и Хабенского-режиссера?» (Андрей) Это разный театр?
— Идеальный театр — театр единомышленников. К сожалению, это идиллия в сегодняшнее время. Может быть, некоторое время назад, когда мы были не перегружены мобильными телефонами и соцсетями, еще была, как мне кажется, какая-то возможность создать нечто подобное. То, о чем постоянно говорил Олег Павлович Табаков, — театр-семья. Но мы вошли в театр, когда уже были другие ритмы, настроения, средства мобильной связи, другое поглощение нами пространства.
Но тем не менее со временем приходит понимание, что, наверное, идеальный театр — это театр единомышленников, которые идут в одном направлении. 

«В кино я не снимаюсь уже год»

— «Возглавив театр, вы откажетесь от съемок кино и в кино?»
(Анна)
— В кино я не снимаюсь уже год просто по причине того, что не хочу подводить моих друзей-продюсеров обещаниями, что я буду, а меня не будет. По причине того, что сейчас надо запустить театр единомышленников, а потом спокойно идти сниматься в кино в свободное от работы время.

— В театр ходят 1–2 процента людей, а в кино — масса… Не жалко будет упущенного времени?
— Кино можно перемотать, посмотреть еще раз, отложить, уйти, вернуться, нажать с того же места и смотреть. В театре нет такой функции и никогда не будет. Поэтому театр с тех самых времен, когда в нем еще не было женщин, остается живым делом, его невозможно перемотать и посмотреть. Если ты захочешь еще раз посмотреть спектакль, который тебя потряс или заставил думать, ты придешь на него еще раз и увидишь — с тем же самым текстом, но уже другой спектакль. Потому что и ты немного вырос, и артисты немного выросли, и какие-то события, которые вокруг, чуть-чуть изменились. И ты увидишь что-то другое, которое тебя еще больше потрясет или еще больше заставит задуматься. Или оставит тебя равнодушным после второго просмотра.
Конечно, кино имеет огромный охват. Естественно, благодаря фильмам актеры становятся узнаваемыми, и театры этим пользуются — создают кассовые культовые спектакли. И это нормально.

— «Когда вы играете в кино какого-нибудь исторического персонажа прошлого, как вы вживаетесь в его роль? В частности, вы очень удачно сыграли Льва Троцкого в одноименном сериале. Чтобы вжиться в его роль, вы читали литературу о нем, его собственные мемуары? Что нужно сделать актеру, чтобы глубже понять исторического персонажа, которого ему придется играть на экране?» (Семен Анисимов)
— Вариантов исторических личностей, которых я сыграл, не так много — Троцкий, Колчак и шахматист Корчной. Все трое — это собирательные образы. Несмотря на то, что я читал их книги, воспоминания о них и кинохронику просматривал. Что-то дофантазировал своим методом. Но все равно это собирательный образ. Три собирательных образа ярких людей, неоднозначных, которые оставили после себя довольно большие царапины на земной поверхности.

— «Не общались ли вы с Сергеем Лукьяненко? Я слышал, что он хотел бы, чтобы „Дозоры“ пересняли в виде сериала, уже не в жанре экшен, а скорее психологического триллера. Нет ли желания снова сняться в одной из своих старых ролей?» (Мурад)
— С Сергеем я не общался по этому поводу. Мне кажется, было бы неплохо снять а-ля Дюма «Дозор. 20 лет спустя».

— Константин Юрьевич, спасибо за интересный разговор. Успехов вам и вашей команде!

Оригинал статьи
Пресса
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002