Режиссеры

В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес»

Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
Так называется первая премьера этого сезона. Это история обо всех женщинах, которые работают в МХТ последние десятилетия. Каким получилось документальное театральное исследование?

Вместо занавеса — экран и несколько операторов. В течение двух часов они будут снимать кино в режиме реального времени. Главные героини этого фильма — актрисы МХТ. Все они разного возраста, при разных обстоятельствах пришли в театр, по-разному относятся к работе. Кто-то из актерских династий, кто-то попал в школу-студию МХАТ случайно. В первой части все актрисы словно обнажают собственные души. Во второй примеряют образы других работниц театра: костюмеров, гримеров, осветителей, суфлеров, вахтеров, ключниц, театрального врача. Перевоплощаются очень быстро. Это все документальные портреты.

Драматург Андрей Стадников два года назад провел интервью практически со всеми сотрудницами МХТ. Некоторых уже нет в живых. Никто не знал, что из собранного материала войдет в спектакль, что — не войдет.

Продолжает актриса Дарья Юрская: «Мы не буквально показывали, конечно. Это не пародия, ни в коем случае. Мы это делали с огромной любовью и показывали направление. Мы хотели показать разнообразие человеческих характеров, которые здесь присутствуют. Но, поскольку речь настоящая, мы боялись, как отреагируют люди. Вся история в том, что я должна их всех полюбить. Кого-то действительно было сложнее „делать“. Есть очень яркий характер, там сразу все понятно по тексту — такой комедийный. А есть очень сложные. И сначала думаешь: „Ой, как бы мне придумать!“ А потом ты понимаешь: не нужно гнаться за ярким образом, он придет сам, когда ты проникнешь в суть того, что ты говоришь».

Какие-то образы получились очень комичными, чьи-то истории, наоборот, полны драмы. Мне особенно запомнилась старший билетер, которая часто работает вообще без выходных. А еще рассказ Валентины Николаевны, «рабочей по стирке с душой поэта», которая в свободное время изучает историю Камергерского переулка. В этом спектакле вообще немало исторического. Особенно в третьей, оперной его части, которую поняли и приняли, как мне показалось, не все зрители. О ее значении рассказывает режиссер спектакля Юрий Квятковский:

«Театр — это безопасное место, мы здесь находимся в кругу единомышленников, мы создаем произведения. Мы защищены куполом художественных процессов. Но третья часть про то, что эта дверь открывается, какие-то процессы, которые происходят со страной, проникают в театр. И это как будто две разные параллельные процессуальности, но где-то они соединяются. Они соединяются в текстах у драматургов, иногда они соединяются в высказываниях режиссеров. Но в пьесе это очень четко разделено: сначала ты про работу, про историю театра, а потом ты начинаешь медленно переходить к социокультурным явлениям, которые происходили в театре во время того, как здесь шли спектакли, готовились новые постановки. И это такой переход из театра на улицу».

Впервые «Занавес» сыграют в МХТ имени Чехова 28 и 29 сентября. Далее — 6 и 11 октября. Этот спектакль — одна из премьер, которую подготовили к 125-му дню рождения театра. Его отметят через месяц.

Оригинал статьи
Пресса
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
Победить других, проиграть себе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.01.2004
Политика пола, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2003
Контрабас под дельтапланом, Мария Львова, Вечерний клуб, 11.12.2003