Режиссеры

Победить других, проиграть себе

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.01.2004
«Жалкого водевиля написать не можешь», — бросала в чеховской «Чайке» упрек своему сыну, искателю новых форм в искусстве, знаменитая актриса Аркадина. Не в пример Косте Треплеву, Эжен Скриб оставил после себя не одну сотню так называемых «хорошо сделанных пьес». Можно брать любую (за исключением «Стакана воды», который известен по знаменитой экранизации) и быть уверенным в том, что публика будет внимательно следить за сюжетом, а режиссеру представится великолепная возможность выстроить стилевую «надстройку» на внятном, крепком «базисе», не знакомом лишь на уровне фабулы и без всяких там «турбулентных зон».

В «Дамской войне» война как таковая и война полов переплетаются, добавляя друг другу остроты. Префект округа барон де Монришар (Александр Яцко) не просто ловит в замке влиятельной роялистки-графини (Евгения Крюкова) юного бонапартиста, которого та укрывает, — он мечтает отомстить этой роскошной женщине, которая не раз оставляла его с носом: и как игрока-политика, и как мужчину. Графиня, презирающая перебежчиков от проигравших бонапартистов к победителям-роялистам, не просто прячет у себя под видом слуги пылкого дворянина из стана противников, — она влюблена в него, как влюбляются в прекрасных и лукавых юношей тридцатитрехлетние победительницы. Правда, трофей свой, отвоеванный у военного трибунала, она уступит в итоге без всякого боя неопытной племяннице.
Похоже, что Евгения Крюкова (красивой внешностью которой столько раз пользовался Андрей Житинкин, да и не только он) сыграла здесь свою лучшую роль — умная и чувственная фам де люкс, победившая всех соперников, но проигравшая себе самой.
Понятно, что никаких батальных сцен в «Дамской войне» нет — действие происходит на пленэре, в парке графини, вместо выстрелов звучат фейерверки в честь ее именин, а военный преступник и его сообщники переодеваются и маскируются, точно на карнавале.
Марк Вайль, руководитель ташкентского театра «Ильхом» (самого известного в Москве из среднеазиатских) и свой человек в театре им. Моссовета, где у не го это уже пятая постановка, из хорошо сделанной пьесы создал хорошо сделанный спектакль. Он почти ни на секунду не оставляет актеров без «лонжи» — трюка, маски, смешной интонации, вставного номера.
Цирковой термин не случаен — элементов цирка и кабаре здесь видимо-невидимо. Слуги ловят подносами одноразовые платочки своей насморочной госпожи. Юный бонапартист (пластичный, как кошка, дебютант Юрий Квятковский) жонглирует мандаринами. Графиня с племянницей чисто и чувственно поют на два голоса. А образовавшаяся в финале парочка (бонапартист и племянница) покидают сцену в жанре воздушного полета. Все «стычки» между представителями обоих полов протанцованы в танго на музыку Артема Кима, стилизованную под Астора Пьяццоллу. А все монологи подаются как вставные номера и объявляются конферансье.
Весь этот механизм работает как часы: платочки летят точно на подносы, с такой же проворностью актеры подхватывают зрительское внимание, пары страстно танцуют, смешное в точных пропорциях мешается с меланхоличным, а история крутится, как кинолента в хорошем проекторе. Ни мучительных (как для автора, так — порой — и для публики) поисков новых форм, ни густопсового академического самодовольства тягучих костюмных постановок, ни особых озарений, что «не читки требуют с актера, а полной гибели всерьез», в политкорректной «Дамской войне» нет. Одним словом, хорошо сделанный спектакль — с ударением на втором слове.
Пресса
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
Победить других, проиграть себе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.01.2004
Политика пола, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2003
Контрабас под дельтапланом, Мария Львова, Вечерний клуб, 11.12.2003