Режиссеры

«И мы теперь враги — два бывших побратима…»

Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022
Режиссер МХТ имени Чехова Егор Перегудов вновь поставил рядом имена Сирано де Бержерака и Евгения Евтушенко

В МХТ имени Чехова Егор Перегудов поставил спектакль «Сирано де Бержерак». Работа получилась многослойной: здесь и любовь, и война, и фехтовальные сцены, и рассуждения о судьбе поэтов-вольнодумцев. По словам режиссера, ему хотелось приблизиться к бескомпромиссности молодого Театра на Таганке.

Осуществить дерзкий замысел в полной мере не удалось, но в конце спектакля о нем явственно вспоминаешь. После смерти Сирано (Юрий Чурсин) молодой актер Сергей Соломин выходит на авансцену с гитарой и поет «На поэта Даниила Хармса донесла гражданка Антонина Оранжереева». Это текст из газетной статьи, которую можно прочесть в интернете. В ней речь о писателях, поэтах и режиссерах, пострадавших от сталинских репрессий. А в спектакле этой песней перекидывается мостик между главным героем и теми, кто жил в нашей стране не так давно.

Выглядит такой финал изрядно внезапным, нельзя сказать, что до этого в действии были хоть какие-то на него намеки. Хотя тема свободомыслия и независимости от власть имущих в спектакле присутствует. И умирает Сирано от того, что влиятельные недруги, для которых он был костью в горле, подстроили падение на него с высоты огромного бревна.

Но все-таки на первом плане в постановке — любовный треугольник между поэтом, его очаровательной и умной кузиной Роксаной и красивым, но не обремененным интеллектом бароном Кристианом де Невиллетом.

Играющая Роксану Паулина Андреева так хороша собой, что могла бы, как в анекдоте, просто ходить туда-сюда по сцене. А здесь она еще и поет (режиссер поэксплуатировал образ, созданный актрисой в фильме «Оттепель»), читает стихи, фехтует и даже въезжает в зону военных действий на мотороллере вместо кареты.

Юрий Чурсин мастерски играет героя, способного обезоружить противника как шпагой, так и красноречием, ему любое море по колено. От актера на сцене не отвести глаз. Смущает лишь, что с его стороны по отношению к Роксане — ну совсем никакой «химии». Хотя на словах Сирано твердит другое: Но создается убеждение, что он вполне доволен возможностью изливать любовный жар в красивых письмах — ничего большего ему не надо.

Трагический финал не дается и Паулине — все-таки с ее стороны хотелось бы видеть более глубокую гамму переживаний, а не только прелестно нахмуренный лоб. Даже повторение фразы «О, как читает он», которую героиня, прозревая, произносит несколько раз, звучит у актрисы как-то однотонно (будем надеяться, это лишь последствия волнений на первых премьерных показах).

Как ни странно, в спектакле больше всего жаль Кристиана, чью жизнь война прервала так рано и которого так никто и не любил по-настоящему (Роксана, сама того не зная, пылала страстью к интеллекту Сирано). Неудовлетворенность героя своим положением молодая звезда МХТ Кузьма Котрелев передал очень тонко и в этом смысле переиграл маститого Чурсина. Особой драматической взволнованностью в устах Котрелева дышат строки Евтушенко из стихотворения «Мне снится старый друг»: «Мы ставили на риск, мы ставили на бой, и мы теперь враги — два бывших побратима…»

В спектакле вообще помимо текста Ростана много стихов других авторов — Аполлинера, Рильке, Хармса, есть даже произведения занятых во второстепенных ролях студентов Школы-студии МХАТ. Но в самых острых моментах звучит именно Евтушенко, что символично. Ведь это его когда-то Эльдар Рязанов хотел снимать в роли Сирано де Бержерака. Но Евтушенко выступил против ввода советских танков в Чехословакию, и создавать с ним фильм в главной роли режиссеру не разрешили. Зато сейчас режиссер Егор Перегудов вновь поставил рядом имена этих двух поэтов…

Оригинал статьи
Пресса
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022
МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022
Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сто лет одиночества в дворянском гнезде, Вероника Словохотова, Независимая газета, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020