Режиссеры | На последнем издыханииМарина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002 Вы хотите испытать в театре сильные чувства? Это просто. Приезжаете в Трехпрудный переулок, ищите там заведение с программным названием «Театр.doc», протискиваетесь сквозь толпу слегка психоделической молодежи и оказываетесь в большой комнате, условно поделенной на сцену и зал. Мест в зале уже наверняка не будет, но вы не тушуйтесь, пристраивайтесь. Садитесь куда угодно. Можно на пол. Игра стоит свеч. Здесь вам покажут нечто под весьма актуальным для душного полуподвала названием «Кислород». Автор этого неслабого театрального сочинения молодой, но уже изрядно нашумевший актерорежиссеродраматург из Иркутска Иван Вырыпаев утверждает, что он придумал новое театральное направление. На самом деле направление придумали до него. Он лишь довел его до логического конца. Весь ХХ век искусство боролось за право говорить обо всем (фрустрациях, перверсиях, фекалиях, изнанке тела и души) и по-всякому. Не стесняясь в выражениях и прямо называя фекалии говном. К началу XXI века оно воспользовалось этим правом с таким размахом, что в значительной своей части перестало быть искусством в том смысле, в каком само это существительное (во всяком случае, в русском языке) связано с прилагательным «искусный». Художнику давно уже не обязательно уметь рисовать, писателю грамотно плести сюжет, драматургу выстраивать сложную архитектонику человеческих отношений. Взамен этого стали цениться другие качества. В драматургии, о которой, собственно, речь, такими качествами (помимо умения называть вещи своими, а не в энциклопедии вычитанными именами) оказались подлинность переживания и искренность высказывания. Человек, решивший написать текст для театра, грамматику может знать плохо, написанную Аристотелем театральную Библию «Поэтику» не знать вовсе, но жизнь (особенно в ее неприглядных проявлениях и особенно свою собственную) он обязан знать «от зубов». Европейские младодраматурги в подавляющем большинстве не конструкторы второй реальности, а фиксаторы первой. Документалисты-экзистенциалисты. И возникший в прошлом году «Театр.doc», скромное (в смысле технической оснащенности и занимаемой площади), но значимое (в смысле влияния на судьбу драматического искусства) театральное образование зафиксировало это обстоятельство с впечатляющей наглядностью. Началось все, разумеется, на до сих пор загнивающем Западе. Есть (точнее была) в Англии такая женщина Сара Кейн. Число постановок, сделанных по ее пьесам, скоро, похоже, сравняется с шекспировскими. Она покончила жизнь самоубийством, не дожив до 28 лет. Как она прожила все эти недолгие годы мне лично непонятно. Видимо, большим усилием воли, ибо запечатленное в ее произведениях суицидальное сознание, помноженное на наркотики, перверсии и прочие удовольствия жизни, должно было бы свести ее в могилу гораздо раньше. С точки зрения классических законов драматургии, применимых, кстати, не только к Шекспиру, Островскому или Вампилову, но и, скажем, к Беккету, пьесы Сары Кейн попросту не существуют. Это плохо артикулированное «нет», в сердцах брошенное миру. Иногда разложенное на несколько голосов, а иногда как в последнем предсмертном произведении «Психоз 4.48» даже и не разложенное, ибо при всем желании невозможно превратить в диалоги невнятное бормотание умирающего человека. Пьесы (назовем их так, раз другого слова нет) Кейн производят не всегда эстетическое, но всегда глубокое впечатление. От встречи с ее текстами неважно на бумаге или на подмостках испытываешь столь же сильные эмоции, как от соприкосновения с пусть грубой, но подлинной материей жизни. Здесь пленяет не драматургическое мастерство, а неподдельность прожитого. Абсолютное совпадение жизни в искусстве с жизнью как таковой. Так вот именно Сара Кейн главный драматург современной Европы (см. в качестве подтверждения материал рубрики «из-за бугра» на полосе «Афиша культура»), предложившая новый вариант левого бунта, в котором напрочь отсутствует преобразовательский пафос. Если мир плох (а он безусловно плох), существуют два выхода уничтожить мир или уничтожить себя. А что у нас? Кто, позволительно узнать, главный драматург нашей с вами российской современности? Правильно Евгений Гришковец. Перверсиями он не страдает, наркотики не употребляет, суицидальным сознанием не обременен, постмодернизму чужд. В общем, буквально во всем он прямая слава тебе, Господи противоположность Саре Кейн, но в одном он все же бесконечно близок и ей и воплощенной в ней тенденции, которую точнее, чем словосочетанием «Театр.doc» не назовешь. Он тоже не конструктор, а фиксатор. Внимательный наблюдатель жизни и экзистенциалист до мозга костей, сделавший центром театрального события себя, свои комплексы и переживания, свой богатый внутренний мир и таким образом тоже уравнявший театральное искусство с жизнью. Вернемся теперь к «Кислороду». Сценическое сочинение Ивана Вырыпаева это исповедальная манера Гришковца (ведь исполнитель оказывается здесь одновременно и автором), сдобренная терпким привкусом молодежной культуры и бунтарским пафосом новой европейской драмы. Это короткое представление, в котором помимо самого Вырыпаева принимает участие немногословная девушка DJ и еще одна девушка, вырыпаевский собеседник-оппонент, alter ego и антагонист в одном лице. Десять (по числу десяти заповедей) композиций, в которых ненормативная лексика перемежается с библейской риторикой, исполняются в стиле рэп и разложены на куплеты и припевы. Поначалу вырисовывается сюжет. Про любовь неких Саши-мужчины и Саши-женщины, прелюбодеев и убийц, получающих у автора отпущение грехов, но потом сюжет отступает на второй план и в центре, как водится, оказывается сам Иван Вырыпаев. Юродивый от театра, с той, однако, существенной разницей, что юродивый честит мир с точки зрения божественных законов, а Вырыпаев глумится заодно и над самими этими законами, валя в одну кучу ветхо- и новозаветные заповеди. А чего там разбирать все едино. В потоке разложенного на два голоса вырыпаевского сознания, как в недавнем европейском наводнении, где все несло машины, деревья, людей, проблема перистальтики и проблема оправдания (точнее осуждения) Бога смешаны и уравнены в правах. Всякая иерархия отменена, а младодраматургический пафос умирания в этом худшем из миров заменен на пафос выживания. Беспредельно раздувшееся, несоотнесенное ни с чем вырыпаевское эго знает лишь одно: для жизни нужен кислород и жажда его несовместима с моралью. Дыши, а то проиграешь. Это поколенческое высказывание, от которого очень хочется, но невозможно отмахнуться, ибо сделано оно временами претенциозно, но временами сильно, а порой и захватывающе талантливо. Но главное, что действительно впечатляет в «Кислороде», так это абсолютный отказ от какой-либо серьезности. В бунте Вырыпаева нет манфредовского величия (которое еще чувствовалось в некоторых идолах рок-культуры), но есть рэпперовская легкомысленность. Готовность в любую минуту отказаться от своих же, причем самых радикальных и отчаянных слов, потому что даже они, как и все в этом мире, ничего, совершенно ничего не стоят. Здесь на представлении «Театра.doc» европейская культура, лишенная всех метафизических, социальных, эстетических, даже простейших логических опор, корчится и на последнем издыхании хватает ртом вырыпаевский «Кислород». На ее предсмертные судороги трудно, но надо посмотреть. Пресса «Предлагаемые обстоятельства» в МХТ: фоторепортаж, Театрал, 27.11.2023 80-летие Школы-студии МХАТ отпраздновали спектаклем «Предлагаемые обстоятельства», видеосюжет телеканала «Культура», 20.11.2023 От встречи с Безруковым до лекций: что подготовили Школа-студия МХАТ и МХТ к юбилеям, Оксана Арефьева, ТАСС, 14.10.2023 Памятник Олегу Табакову открыли на Новодевичьем кладбище в Москве, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2021 На Новодевичьем открыли памятник Олегу Табакову из мрамора и стекла. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 27.09.2021 Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021 «Маска» соблюла дистанцию, Ольга Федянина, Татьяна Кузнецова, Сергей Ходнев, Коммерсантъ, 11.11.2020 «Золотая маска 2020»: итоги, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020 «Стойкое сообщество, чес-слово», Елена Дьякова, Новая газета, 10.11.2020 В Москве вручили театральную премию «Золотая маска», видеосюжет Первого канала, 10.11.2020 Вручение премии «Золотая маска – 2020» впервые прошло онлайн, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.11.2020 Лауреатов «Золотой маски» объявили онлайн, Марина Шимадина, Театрал, 10.11.2020 Фестиваль «Золотая маска» объявил победителей, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020 Спектаклям Рыжакова и Богомолова присудили «Золотую маску», ТАСС, 10.11.2020 Вручение дипломов Школы-студии МХАТ (курс Виктора Рыжакова). Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.08.2020 МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020 «Меж двух кулис: Виктор Рыжаков. В поисках идеального слова». Документальный фильм, телеканал «Культура», 27.03.2020 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018 МХТ им. Чехова отметил 150-летие Максима Горького, Российская газета, 1.04.2018 Автор как герой, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 30.03.2018 Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018 Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018 В столице состоялась премьера уникального спектакля о Горьком, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 29.03.2018 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 150-летию Горького, РИА Новости, 28.03.2018 «Вечер к 150-летию Максима Горького». Онлайн-трансляция телеканала «Культура», телеканал «Культура», 28.03.2018 В МХТ имени А. П. Чехова сыграют спектакль памяти Максима Горького, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2018 Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017 Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017 «Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016 МХТ им. А. П. Чехова. Спектакль «Dreamworks* *Мечтасбывается», телеканал «Театр», 2.10.2016 Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016 «Наши мечты – это наша работа» утверждает герой Филиппа Янковского, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2016 Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с её величайшим автором», Денис Сутыка, Театрал, 10.08.2016 Работа над мечтой: когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво, Анастасия Вильчи, Index-art, 27.06.2016 Пластиковый мир: Голливуд и тексты Вырыпаева на сцене МХТ, Татьяна Филиппова, РБК. Стиль, 27.06.2016 В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016 Выпуск актерского курса Рыжакова школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, 24.06.2016 Виктор Рыжаков и Филипп Янковский в программе «Что-то хорошее», радио «Серебряный дождь», 1.06.2016 Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016 Dreamworks, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016 «Призрачно всё в этом мире бушующем
», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016 В МХТ имени Чехова поставили спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016 Dreamworks: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016 Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016 Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016 Dreamworks. Фоторепортаж Сергея Петрова, 14.05.2016 «Афиша»: «Angry Birds в кино» и Dreamworks в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016 На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016 То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016 Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016 Премьера в МХТ им. Чехова: пьеса Ивана Вырыпаева «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет Первого канала, 11.05.2016 Филипп Янковский сыграл главную роль в спектакле по пьесе Ивана Вырыпаева, телеканал «Москва 24», 11.05.2016 Премьера в МХТ, фестиваль Нуриева в Казани и открытие Каннского кинофестиваля, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 11.05.2016 Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та
, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016 Dreamworks. Фоторепортаж Евгения Люлюкина, 11.05.2016 «Dreamworks* *Мечтасбывается». Фоторепортаж Леонида Казаринова, Geometria.ru, 10.05.2016 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля Dreamworks, видеосюжет телеканала ОТР, 10.05.2016 На фестивале «Черешневый лес» представили спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «Культура», 10.05.2016 В МХТ им. Чехова представят спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 10.05.2016 Олег Табаков получил Премию Табакова, 7 дней, 25.03.2016 Олег Табаков раздал бриллианты и премии имени себя, Зоя Игумнова, Известия, 25.03.2016 Олег Табаков вручил лучшим мастерам культуры именную премию на 1,6 млн рублей, Ольга Свистунова, ТАСС, 24.03.2016 Так захотелось выпить
, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 «Текст? Так в нём, собаке, зарыта вся тайна
», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 12.2015 Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015 Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015 Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015 Тезисы лекции режиссера Виктора Рыжакова в МХТ им. Чехова в рамках лаборатории «Современный актер в современном театре», Павел Руднев, 28.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дом с мезонином», 25.09.2015 «Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015 Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», Антон Хитров, teatrall.ru, 11.09.2015 Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015 Съёмки программы «Приют комедиантов» к юбилею О. П. Табакова. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.08.2015 Виктор Рыжаков: «В театре главное, чтобы все было про человека», Светлана Полякова, Новые известия, 21.07.2015 Зрителей угостят пирогом, испеченным за разговорами о любви, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.06.2015 Показ спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева пройдет в МХТ им. Чехова, РИА Новости, 19.06.2015 «Иллюзии» в фотографиях Михаила Белоцерковского, 19.06.2015 Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015 На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015 «Иллюзии». Фоторепортаж Владимира Майорова, 18.06.2015 Виктор Рыжаков: «Профессия режиссера вторична», Елена Ковальская, Colta.ru, 16.06.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014 Мученики Норманска: 10 спектаклей прошлого сезона, которые необходимо посмотреть в новом, Вадим Рутковский, Сноб, 26.08.2014 Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014 Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014 «Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014 Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014 Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014 «Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014 Спектакль по новой пьесе Ивана Вырыпаева показали в Центре имени Мейерхольда, ИТАР-ТАСС, 6.04.2014 «Пьяные» на сцене: новый спектакль МХТ по пьесе Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.04.2014 «Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014 Премьера спектакля по пьесе Вырыпаева «Пьяные» состоится в апреле, РИА Новости, 24.01.2014 Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013 Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 27.02.2013 Документальный фильм «Жизнь Станиславского глазами МХТ имени Чехова», телеканал «Москва 24», 2.02.2013 Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013 Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013 Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013 Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013 Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013 Юбилей Станиславского начали за здравие, а кончили за упокой, Марина Шимадина, Известия, 18.01.2013 Звезды расскажут об интригах и скандалах из жизни Станиславского, видеосюжет телеканала НТВ, 17.01.2013 Посвящение Станиславскому на сцене Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2013 150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль, Первый канал, 17.01.2013 Открытие Года К. С. Станиславского в Художественном театре, телеканал «Театр», 18.12.2012 Марина Голуб мечтала преподавать в Школе-студии МХАТ, Марина Шимадина, Труд, 12.10.2012 К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012 Виктор Рыжаков: «Новое поколение не будет отягощено нигилизмом и усталостью», Анжелика Заозерская, Новые известия, 2.07.2012 Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011 Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010 Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010 Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010 Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010 Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010 Порох пепел кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010 Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010 МХТ представил первую премьеру сезона «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010 «Прокляты и убиты» станет первой премьерой сезона в чеховском МХТ, РИА-Новости, 3.09.2010 «Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008 Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008 Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008 Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008 «Сорок первый», Известия, 22.02.2008 «Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008 Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007 Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006 Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006 Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006 Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006 Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006 Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006 Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006 Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006 Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006 Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006 На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002 |