ДраматургиВиктор Астафьев | Грешные детиАлла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017 Переместив действие «Вассы Железновой» в камерное пространство Новой сцены МХТ имени Чехова, создатели спектакля «В. Ж.» попытались уйти от монументальности и тяжеловесности, которыми грешили постановки знаменитой пьесы Горького долгие годы. Экспериментальная площадка театра потребовала от исполнителей ювелирной точности в выборе выразительных средств, особой степени откровенности и бесстрашия. В основу литературной композиции спектакля вошел не только текст «пьесы про мать» (так называл первый вариант «Вассы Железновой» ее автор), но и фрагменты «Жизни Клима Самгина», «Фомы Гордеева», «Исповеди» и других знаковых произведений Горького. Благодаря этому пьеса-предчувствие, написанная накануне надвигающейся катастрофы, преобразилась в размышление о природе греха, поиске Бога и покаянии. На плазменных экранах мелькают буквы древнеславянской азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро… Детский лепет и смех, звучащие в прологе, постепенно оформляются в полные ярости монологи заблудших чад – героев пьесы. Место действия напоминает одновременно тюрьму и чистилище – душный бункер с металлической стеной и колоннами, укутанными в грубую холстину, откуда нет выхода. Семейство Железновых бурно выясняет отношения, делит наследство, в то время как за стеной умирает отец, муж Вассы Петровны. Вчерашние дети, чьи фотографии проецируются на экраны, сегодня погрязли в разврате и осознании собственной никчемности. Инфантильный Семен (Николай Ефремов) и его эксцентричная супруга Наталья (Яна Осипова) мечтают удрать из дома со своей частью наследства. Чистая и светлая невестка Вассы Людмила (Ксения Теплова) ищет свободу в грехе, а ее обезумевший муж горбун Павел (Игорь Хрипунов) – в насилии. На шаг дальше остальных продвинулись опытные сладострастники – дядюшка Прохор (Владимир Тимофеев) и его старшая племянница Анна (Лариса Кокоева). На фоне своей семьи Васса в тонком и интеллигентном исполнении Евгении Добровольской кажется единственным человеком, способным не только к действию (нередко и к преступлению), но и к состраданию. Режиссер-дебютант Ольга Воронина именно Вассе отдала фрагмент из «Исповеди» Горького: «Где божья красота? Жив бог? Где же божеское?» Но небеса не дают ответа. Статья "Грешные дети", журнал "Театральная афиша" , www.teatr.ru Пресса Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024 «Художественный театр. История в фотографиях»: как Максим Горький изгонял «Бесов» из МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.04.2020 Видеозапись лекции Ольги Егошиной «Максим Горький и Художественный театр. Пунктир взаимоотношений», 15.05.2019 Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018 МХТ им. Чехова отметил 150-летие Максима Горького, Российская газета, 1.04.2018 Автор как герой, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 30.03.2018 Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018 Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 150-летию Горького, РИА Новости, 28.03.2018 «Вечер к 150-летию Максима Горького». Онлайн-трансляция телеканала «Культура», телеканал «Культура», 28.03.2018 В МХТ имени А. П. Чехова сыграют спектакль памяти Максима Горького, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2018 150 лет Максиму Горькому. Евгения Добровольская и Михаил Дурненков в программе «Наблюдатель», видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2018 Программа «Агора». Максим Горький. Литература и политика, телеканал «Культура», 24.03.2018 В МХТ им. Чехова начался Год Горького, Театрал, 5.01.2018 Смертельно для будущего, Елена Жатько, startup.ru, 26.05.2017 В МХТ имени Чехова работает режиссерская лаборатория «Горький. Проза», видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2017 Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017 Лекция Инны Соловьёвой «Спектакль Станиславского На Дне», Афиша-Live, 13.09.2016 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 |