Драматурги

Виктор Астафьев

Режиссер, актриса и писатель Рената Литвинова: «Если вы хотите кого-то в себя влюбить, обязательно прихрамывайте»

Наталья Кочеткова, Известия, 27.04.2007
В сборник, выпущенный издательством «Амфора» совместно с журналом «Сеанс», вошли сценарии к фильмам «Вокальные параллели», «Страна глухих», «Богиня как я полюбила», «Небо. Самолет. Девушка». Книжный магазин «Букбери», где прошла встреча с автором, был под завязку набит поклонницами с карминного цвета маникюром, которые в течение двух часов выпытывали у своего кумира, какие книги она читает, какую музыку слушает, почему одевается в черное, какие видит сны и представляет ли себя в роли тещи. После презентации с Ренатой Литвиновой встретилась обозреватель «Известий» Наталья Кочеткова.

вопрос: Первая фраза предисловия Киры Муратовой к вашей книге: «Можно сказать, что Ренату открыла я». Вы с этим согласны?

ответ: Почему нет. Может быть, даже скорее я могу это сказать, что Кира открыла меня как актрису. Я же никогда не соглашалась играть ни в каких фильмах. Я училась на сценарном факультете и всегда отказывалась играть у режиссеров. Я даже не буду называть их фамилии. Единственная, кому я не могла отказать, это Кира Муратова.

в: Почему вы не могли отказать только Кире Муратовой?

о: Да вы что, мы же все ее фильмы смотрели. Когда я заканчивала, это же было советское время, был Горбачев. Я тогда еще должна была выучить научный коммунизм. Это все еще было. И Кира считалась запрещенным автором.

Знаете, как ради нескольких фамилий идешь в кино. Для меня Кира в кино — как Рембрандт в живописи. Я ее очень люблю, у меня к ней родственное отношение, как будто она мне такая мама, которая живет в Одессе. И у меня такие хорошие с ней отношения, потому что я ей не обязана звонить раз в день и давать доклады о своей жизни. Но я к ней отношусь абсолютно так же.

Меня прямо ранит каждое событие, которое связано с Кирой. Я очень переживаю, как она живет. Это гений среди нас. Среди современников она самая крутая получается, если взять каких-то ее одногодков мужчин-режиссеров. Некоторые из них продолжают снимать, и зря. Хорошо, если бы они уехали на огороды. Я бы им выдала всем по золотой лопатке с бриллиантовой ручкой, чтобы копали огурцы.

в: Кроме Германа?

о: Герман… Я же вырвала его книгу (на презентации Рената попросила подарить ей книгу сценариев Алексея Германа и Светланы Кармалиты, которая вышла в той же серии, что и «Обладать и принадлежать». — «Неделя»). Он совершенно гениально говорит. Я никак не могу забыть его воспоминания. Ко всему прочему это еще гениальный рассказчик. 

в: А если говорить о фильме Муратовой «Два в одном»…

о: Я считаю, что это абсолютный шедевр. Абсолютно новое другое Кирино кино. Я же писала сценарий про стареющего плейбоя. Это совершенно пронзительная роль, именно мужская. Я вообще не понимаю, но тем не менее я написала гениальную мужскую роль. Мне кажется, Ступка получит все лучшие роли, какие только возможно.

в: Он мне рассказывал, что поначалу принял своего героя за сексуального монстра, а потом понял, что тот просто мужчина, который хочет женщину.

о: Он так одинок. Наверное, Ступка, сам того не ведая, сыграл нечто большее, чем просто мужчину, который хочет женщину. Богдан Сильвестрович — выдающийся артист. Он как животное — настолько натуральный. Из ныне живущих я могу назвать Богдана Сильвестровича, нежно мною любимого Никиту Сергеевича Михалкова. Конечно, Олега Ивановича Янковского. Их нельзя называть ни в коем случае без имени и отчества. Армен Джигарханян — чугун наш. Вот есть такие мужчины и харизматические личности.

в: А что это за мистическая история, как вы практически одновременно на съемках «Два в одном» со Ступкой ломали руки?

о: Сначала я сломала руку, и в тот же день, когда я приехала, он выскочил после двенадцатичасового съемочного дня, поскользнулся и тоже сломал руку. Но если у меня была только одна рука в гипсе, то я помню, что у него был гипс почему-то по пояс. И он уехал. И мы снимали все сцены без него. И после этого я стала говорить, что это будет шедевр, потому что пленка обожает кровь, впитывает все эти страдания. И вообще все эти травмы пошли, конечно, на пользу картине.

Приходит девушка какая-то, чудовищно одетая, с челочкой a la такая Кабирия, в ботиночках с Привоза, и он в нее влюбляется. А почему — она ведь с поломанной рукой? Мне кажется, мужчины любят пожалеть. Если вы хотите кого-то в себя влюбить, обязательно прихрамывайте, имейте поломанную руку или, на худой конец, флюс. Слабое здоровье.

Вот я поломала руку, на следующий день мне сделали операцию с наркозом, а потом я приехала и с этой поломанной рукой снималась. В ту же ночь поломал себе все, что только можно, Богдан Сильвестрович. 

в: Он говорил, что это все потому, что в праздник снимали, — нельзя в праздник работать.

о: При этом все обвинили меня, что это я такая ведьма — приехала, Богдана Сильвестровича заколдовала.

в: А вам, как автору сценария, не хотелось как-то поправить, объяснить, что имели в виду.

о: Нет, Кира снимает всегда точно по тексту. Я считаю, что Кира сняла очередной шедевр. Это не «Настройщик», это что-то совсем другое. Я там какая-то пьющая аферистка, которая ворует икру, а на самом деле — водитель трамвая. Плюс еще рука повреждена. Я считаю, что это совершенно феерическая роль, — я там все время хохочу, пью шампанское. Сплошное удовольствие. Я еще такого не играла.

в: Можно сказать, что выход этой книги для вас — какой-то рубеж?

о: Нет, я думала, что это будет какое-то факультативное чтение, выпущенное маленьким библиотечным тиражом. Знаете, такие брошюрки выпускали во ВГИКе некоторых авторов. Я думала, что так и будет издано. Я же даже не знала, что книжка продается.

в: Писатели часто обижаются на сценаристов, а те, в свою очередь, на режиссеров, что они вольно обращаются с их текстами. У вас такое было?

о: Просто не нужно связываться с плохими режиссерами. Я на Киру никогда не обижаюсь, на Хамдамова никогда не обижалась. Если что-то и было, то я об этом забыла. Сейчас вечер, не хочется думать о плохом.

в: Насколько комфортно вы себя чувствовали в роли Натэллы в «Мне не больно» Алексея Балабанова? Она не похожа на других ваших героинь.

о: Я не хотела сниматься в этом фильме. Я снялась, потому что не могла отказаться. Это был жест в честь Леши. Может быть, его и не надо было делать. Но я счастлива, что Леша вошел в свою силу, мы его напитали своими жертвами. Наконец он делает что-то свое, совсем-совсем маргинальное, я так понимаю. В принципе этот фильм был всего-навсего подготовкой к тому настоящему, чем он на самом деле и является. Это такой подступ.

в: Во многих ваших текстах действует персонаж по имени Рита…

о: Мне просто нравится писать персонажа под этим именем. Я сижу и думаю, боже, как же мне назвать этого персонажа? И у меня либо Фаина, либо Клавдия, либо Рита.

в: Еще Офелия. ..

о: Офа, потому что Офелия — это образ, который нравится ее матери. Офелия, невинно утонувшая. Кстати, когда я написала эту историю, я принесла ее Кире. Кира посмотрела и говорит: «Ну все, лучше уже ничего не напишете». Я была такая зардевшаяся. Ей очень нравилась эта новелла, и она ее вообще не переделала. У нас с ней была полемика — она ходила, изучала маньяков. Она сказала: «После каждого убийства маньяк испытывает оргазм». Я говорю: «Да?» Она говорит: «Да. И нам нужно с вами подумать, какой же вы будете испытывать оргазм». Она мне показала версию своего оргазма, я сделала свою версию. 

Остались яркие воспоминания о съемках «Трех историй». Когда я утопила маму… Просто по-настоящему Свенская, которую я столкнула с пирса, начала тонуть. Были водолазы, было очень холодно. Я помню, я подбежала к краю пирса и начала активно помогать. И ко мне подошла гримерша, которая всегда работает с Кирой, и говорит: «Рената, не порть грим». И мы с ней встали на краю и наблюдали: утонет, — не утонет. Естественно, ее спасли.

в: А как проходят съемки пелевинского «Generation П»?

о: У меня были совершенно феерические съемки просто за день до Нового года, где был мой любимейший Миша Ефремов, кум, — у меня же с ним родственные связи, я крестная его детей. Был Андрей Васильев, который главный редактор «Коммерсанта». Это все такие душевные, чудесные люди. Представляете — большие простои, свет выставляется очень долго, Новый год, съемки идут в таком месте, где просто средоточие каких-то ресторанов. Мы отлично провели это время, было очень весело. С Васильевым и Ефремовым можно вынести любые съемки, даже пелевинские.