Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

«Жизель Ботаническая» – премьерное завершение сезона в МХТ им. А. П. Чехова

Елена Жатько, Театр To Go, 10.07.2023
Перед закрытием сезона на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова представили премьеру спектакля «Жизель Ботаническая» по рассказам сценографа, более полувека главного художника петербургского БДТ Эдуарда Кочергина. Режиссёр Никита Кобелев стремится сделать постановку жизнеутверждающей, для него «…важно рассказать о чем-то человеческом: о милосердии, о заботе о другом человеке, о том, что человек друг другу важен».

«Жизель Ботаническая» – это «комедия о горькой жизни» в послевоенном Ленинграде через судьбы «жриц любви». Шесть женщин, шесть монологов, шесть судеб и шесть шкафов на сцене, которые благодаря художнику Нане Абдрашитовой превращаются в ложи театра и даже в гроб. Основная часть действия проходит на авансцене, герои говорят текст от третьего лица, но дистанция между персонажем и исполнителем минимальная, благодаря чему спектакль становится трогательной исповедью. Главная героиня Лидка Петроградская (Светлана Колпакова) собирает вокруг себя женщин, каждая из которых кажется пуленепробивной, сильной, каменной бабой. Но на самом деле…это не так.

Все жители ленинградского «дна» объединяются в заботе вокруг осиротевшей девочки – Жизели Ботанической, чья мать Дашка Ботаническая погибает под колёсами трамвая. Сцена гибели в исполнении Юлии Витрук выглядит подчёркнуто эффектно: шкаф-трамвай, шкаф-гроб, шкаф-портал в мир мёртвых будто «съедает» героиню. Простое и вместе с тем лаконичное художественное решение перенимает на себя ощутимый акцент, становится смысловой опорой повествовательной конструкции. В шкафах хранятся не только наряды и аксессуары, в этих массивных коробах будто замкнуты души героинь, а в зеркалах – застывшие отражения несбывшихся грёз. Художник по костюмам Марина Бусыгина создала коллекцию элегантных платьев, подчёркивающих достоинства фигур и стилизовано отсылающих в послевоенную эпоху.

Актёрский ансамбль составили как ведущие актрисы театра, так и юные, недавно пополнившие труппу МХТ: Светлана Колпакова (Лидка Петроградская), Ульяна Глушкова (Муська Колотая), Надежда Жарычева (Шурка-Вечная Каурка), Полина Романова (Аришка Порченая), Ксения Теплова (Екатерина Душистая), Юлия Витрук (Дашка Ботаническая). Все мужские роли исполнил актёр Артём Соколов.

Одной из ключевых сцен становится выступление подросшей Жизели Ботанической в выпускном балете Вагановского училища «Жизель». Дорога в театральный мир – торжественный, возвышенный, целомудренно-чистый – открылся девочке благодаря названным мамкам. Они выкупают почти все билеты на второй ярус и при полном параде приходят на выпускной. Хрупкая девочка на пуантах для них олицетворяет надежду и веру в то, что со дна можно выкарабкаться, чудеса случаются, а человек всегда имеет шанс стать лучше. Жизель Ботаническая проживёт судьбу иную, проживёт её вместо всех обездоленных женщин, метафорически омыв их души от грязи под светом театральных софитов.

Спектакль построен на контрастах: юмор граничит с трагедией, весёлые танцы с тоскливыми песнями, а в длинных монологах улавливается такая горечь, что смеяться даже стыдно. Женщины замыкаются в тесный круг, они крепко обнимают друг друга и затягивают «Катюшу». И тут хочется их просто пожалеть, по-человечески проявить то самое милосердие, для которого не важно ничего, кроме любви к ближнему. Жительницы дна не просто оказались способны на такую любовь, они нашли ей имя – Жизель Ботаническая.

Оригинал статьи
Пресса
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
Станислав Любшин оказался в необычном «доме престарелых», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.06.2023
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
От Гамлета не лечат, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.11.2018