Бабье царство
Преступление и наказание (2000)
Венецианский антиквар
Лесная песня
Девушки битлов
Гамлет в остром соусе

Здравствуйте, вы - наша тетя

Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
На открывшуюся после реконструкции Основную сцену МХТ вышли «Примадонны». Комедия американского драматурга Кена Людвига в постановке начинающего режиссера Евгения Писарева. Того, кто сезон назад сделал «Одолжите тенора» на подмостках Пушкинского театра. Спектакль имел успех, а все успешное, перспективное и молодое, как известно, сразу прилипает к рукам Олега Табакова.

Год назад Писарева очень хвалили. Хвалили и Кена Людвига, поскольку «Одолжите тенора» — его рук и клавиатуры дело. «Примадоннам» вряд ли светят подобные восторги — во-первых, пьеса значительно слабее, во-вторых, повторение пройденного напрягает. Плохо, когда человек годами топчется у старта. Кем хочет стать хороший актер Евгений Писарев — режиссером или оптовым поставщиком недорогих, коммерчески выгодных развлекалочек?

Скажу честно: если бы репертуар МХТ формировался в виртуальном пространстве и передо мной висело окошко: «Последнее обновление — „Примадонны“. Сохранить?», я бы щелкнула «нет». Это проще «№ 13». Это проще даже «Тартюфа» Нины Чусовой. Это примитивно. Такой путь к кассе тоже существует, более того — он самый короткий, но Художественный театр, сегодняшний Художественный театр, где есть великолепная «Белая гвардия», эпатажный «Гамлет», прикольный «Лес», кратчайшими путями ходить не должен. Не к лицу ему. И не по летам, как сам худрук любит повторять.

Впрочем, скепсис критиков не имеет сколько-нибудь существенного значения. Зритель от «Примадонн» в восторге. Некоторые любят посмешнее. Многие любят. Мозги можете оставить дома: «Примадонны» — непритязательное зрелище для добродушной публики, которая между понятиями «театр» и «отдых» однозначно ставит знак равенства. Соблазн велик: вот сейчас ты с прискорбием размышляешь, что в любом спектакле, пусть в комедии-раскомедии, должна наличествовать хоть какая-нибудь мысль, а через пять минут валишься под стул от хохота. Репризы, правда, ниже брючного ремня, но, надо признать, временами смешно.

…Два молодых актера — хороших, но не востребованных, а потому вечно голодных, терпят очередное фиаско. На вечеринке «Общества гуманной охоты на лосей» их освистывает тупая провинциальная публика. «Мусолить Шекспира» приятели больше не хотят. Они случайно натыкаются на газетное объявление: «Богатая леди ищет родственников, которых не видела много лет», выясняют некоторые подробности (например, что искомая родня — женского пола), мобилизуют весь совокупный талант перевоплощения и заявляются по указанному адресу с радостным воплем: «Здравствуйте, мы - ваши племянницы!». Дальше, само собой, неразбериха, комические положения, двусмысленные ситуации, узелок завяжется, узелок развяжется… Все это сдобрено старой доброй американской музыкой, а также фейерверками и бенгальскими огнями а-ля вышеупомянутый «Тартюф». Организованное в МХТ «Общество гуманной охоты на зрителей» пополнилось новым перспективным членом — Евгением Писаревым…

Мужчина в женском платье комичен по определению. Актер, не актер — все равно. Выйдите на улицу, возьмите первого попавшегося мужичонку, обрядите его в юбки (если справитесь), поставьте на каблуки — пять минут здорового смеха вам обеспечены. Прием, многократно опробованный и в чистом виде недорогой. Классика жанра — Тони Кертис и Джек Леммон («Некоторые любят погорячее», или «В джазе только девушки»), Дастин Хоффман («Тутси»), Александр Калягин («Здравствуйте, я ваша тетя!»), Олег Табаков («Мэри Поппинс, до свидания!»)… На нашем телевидении транссексуальный юмор эксплуатируют Нагиев, Стоянов, Кабанов…

Но есть прием — а есть задача. Средство и цель. «Примадонны» — это ресторан одного блюда. Под названием «Мужик, а в юбке». Вот Юрий Чурсин, из которого получилась вполне натуральная стервозная девица. И вот Дмитрий Дюжев, кумир барышень, «бригадир» и отец Иов в одном флаконе, — платиновые локоны, рост под два метра, косая сажень в плечиках, бычья шейка, боевой раскрас. Поклонниц карикатурная дылда не обманула — сзади меня две девушки восхищенно шептались: «Какой красавчик!..».

Кроме «Мужик, а в юбке», в меню ничего нет. Ни постановочных находок, ни актерского совершенства. Даже Анатолий Белый — лицемерный святоша Дункан — вызывает целую гамму чувств: от «как он упоительно смешон» до «боже, какая фальшь!». Единственное исключение — Михаил Трухин в роли тетушки Флоренс. Не мужчина играет мужчину, играющего женщину, а именно актер-мужчина в женской роли. Гротескна и трогательна эта старушенция на негнущихся (кажется даже — тромбофлебитных) ногах, с роскошным паркинсоном, сотрясающим страусиные перья на шляпке. Полоумная, но мыла не ест. Раз в день помирает, но докторов своих переживет. В полном маразме, а что такое молодая любовь — помнит. ..

Трухина принимали теплее всех, боюсь, по банальной причине — не за тетушку и уж тем паче не за Гамлета, а за «Убойную силу» вкупе с «Улицами разбитых фонарей». А ведь актер он прекрасный. Единственный, кто под финал выводит «Примадонн» за грань банальности. У кого «шутить и век шутить, как вас на это станет?» превращается в благородную миссию. И кто поразительно умеет оставаться на сцене мужиком, невзирая на парики и юбки. А это сейчас большая редкость, в отличие от размытых половых границ. 
Пресса
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
В уральскую столицу с гастролями приехал МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.01.2017
На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015
Московский Художественный театр представил ярославцам комедию, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославль), 26.05.2015
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006