Бабье царство
Преступление и наказание (2000)
Венецианский антиквар
Лесная песня
Девушки битлов
Гамлет в остром соусе

Непраздничная радость

Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Кирилл Серебренников поставил «Трехгрошовую оперу» в Художественном театре не как спектакль-развлечение. Все в этой постановке работает на обратное. И некомфортная для зрителей длительность действия — четыре часа с двумя антрактами, и принципиальное нежелание понравиться публике, проявляющееся в режиссерском прочтении пьесы, в том, как оформлена сцена, то, как сделаны и сыграны роли.

Вроде все знакомые и любимые на сцене, но в каком-то таком виде, что ни любви, ни симпатии не вызывают и даже задаешься вопросом: а за что, собственно, питал к этим артистам теплые чувства? Все как один битые молью, поют осипшими, прокуренными голосами (понятно, что намеренно, но не настолько же!). Упорное стремление создателей спектакля разворошить забитые в дальний угол сознания мысли относительно того, в каком обществе мы живем, тоже не способствует созданию у публики праздничного настроения. И самое главное — пьеса.

На спектакле Кирилла Серебренникова выяснилось, что в «Трехгрошовой опере» ничего и никого нет, с чем хочется себя ассоциировать. А есть то, о чем совсем не хочется, да и страшно думать, — зачем себя бередить? Все равно ничего не поделать… «Непраздничность» режиссерских приемов, манеры исполнения, намерений, которыми руководствовались постановщики «Трехгрошовой», и в связи с этим со всем общего нашего, зрительского, настроения — главное, что остается после «Трехгрошовой», превосходно сделанного спектакля в Художественном театре.

Причем впечатляет не только честность и безапелляционность замысла, но и рассыпанные по спектаклю маленькие театральные шедевры, вроде зонгов Питчема — Николая Чиндяйкина, которые артист исполняет так, что мороз идет по коже; номеров Полли — Ксении Лавровой-Глинки, безусловной новой звезды в труппе театра; роли миссис Питчем (Марина Голуб), со всей ее пьяной расхристанностью, слоновьими ногами, и этакой задушевной московской домовитостью, с которой она устраивает арест и казнь своего зятя.

В этой постановке много настоящего, подлинного — не блеска, нет, но мастерства. Того, которое не блестит, потому что золото. И это особенно важно для спектакля Кирилла Серебренникова, так как свидетельствует о том, что он, кажется, закончил завоевывать любовь и популярность публики и начал просто работать, и это дало «Трехгрошовой» качественно и художественно иной уровень по сравнению с его другими постановками. По серьезности и масштабу замысла, по сдержанности и жесткости режиссерской руки, по безусловному превалированию смысла над формой «Трехгрошовая опера» в МХТ стоит особняком не только в афише московских премьер, но и в перечне работ самого режиссера.

«Трехгрошовая опера» Кирилла Серебренникова — это спектакль-высказывание и спектакль-взывание к нашим гражданским чувствам, как ни пафосно это звучит. Спектакль — почти манифест антигламурного, неразвлекательного искусства, которое призвано побуждать людей не оставаться равнодушными к тому, что не в порядке вокруг них за стенами театра.

Занятно, что именно этот спектакль показал, что в самом Художественном театре сейчас все в порядке. МХТ оказался способен выпустить сложнейший постановочный спектакль с живым оркестром и огромным количеством людей на сцене и за сценой, и сделал это так не натужно и будто бы даже элегантно, что, кажется, ему сейчас под силу практически любые творческие задачи.
Пресса
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009