Бабье царство
Преступление и наказание (2000)
Венецианский антиквар
Лесная песня
Девушки битлов
Гамлет в остром соусе

Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Для театроведов — головоломка, для театральных директоров — головная боль: почему в одно и то же время, независимо друг от друга или, напротив, испытывая острую зависимость от чужих идей, появляются в афишах разных театров одинаковые названия. 

Первые ищут, какие черты реальности отразились в театральном зеркале, вторые считают, сколько потенциальных зрителей не дойдет до их премьеры, ведь далеко не всем хочется дважды идти на одно и то же название. Как бы то ни было, на повестке дня редкая «птица» на театральном горизонте — «Крейцерова соната».

Михаил Пореченков уже играет Позднышева на Малой сцене МХТ, а Андрей Заводюк готовится к премьере Театра им. Пушкина.

«Крейцерову сонату» в МХТ поставил сын Юрия Яковлева Антон. Молодой режиссер, а главное, молодой человек взглянул на морально-нравственный манифест позднего Льва Толстого именно глазами молодого человека. В горячечный рассказ женоубийцы Позднышева Толстой вложил свои взгляды на брак.
Режиссер же смотрит на своего героя с мучительным интересом — до чего же все-таки может довести себя человек.

«Крейцерову сонату» стоило бы поставить хотя бы для того, чтобы Михаил Пореченков сыграл Позднышева. Его игра — резкое сочетание физической мощи, тяжелого рокота страстей и души, по-своему незрелой и робкой, попавшей во власть запутанного клубка комплексов. Вот Позднышев, с графоманской кипой исписанных листов, кается в молодецких походах в публичный дом, с настойчивостью эксгибициониста сует в руки будущей жены свой красноречивый дневник, чтобы тут же струсить и потянуть дневник назад. А вот он уже сочиняет в голове сюжет про измену жены, ревнуя ее и к подтянутому скрипачу Трухачевскому (Сергей Шнырев), и к самой музыке, чтобы тут же стать заложником своей сильной, как наркотик, фантазии. С первого раза. Психоаналитику пришлось бы здорово повозиться с таким пациентом, а в том, что Позднышев именно пациент, не герой, сомнений быть не может.

Актер демонстрирует какой-то особый класс игры — холодную страсть небольшого, но упрямого ума и горячку поступков, ни тени симпатии к своему герою, но и ни грамма карикатурности, все страшно серьезно. Как тот врач, что сам себя оперировал, он бесстрашно препарирует мужские душевные изъяны.

Женщинам — Лизе (Наташа Швец) и ее сестре (Ксения Лаврова-Глинка) — режиссер дал право голоса, точно вывел из-под влияния и интерпретаций Позднышева. Замужество младшей представляется обеим поначалу увлекательным приключением. Но жизнь быстро, слишком быстро все расставляет по своим местам: короткая свадебная эйфория и быстрое осознание, что двое совершенно чужих друг другу людей оказались навеки связанными в разряженном воздухе пустоты. Тоскливую «мелодию» этой пустоты однажды прервет горестный, как у раненого хищника, звук тубы (оказывается, Михаил Пореченков учился играть на этом самом низком из медных инструменте). Бойтесь пустоты — это питательная среда для агрессии, поучает этот спектакль. Вот и Льву Толстому не дано было предугадать, как отзовется его слово через сто лет.
Пресса
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008