|Контрабас| | |||||||
Трагифарс | |||||||
1898-19091910-19191920-19291930-19391940-19491950-19591960-19691970-19791980-19891990-19992000-20092010-20192010:«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова 2011:2012:2013:2014:2015:2016:2017:2018:2019:2020- | Премьера: 1 марта 2014 Продолжительность: 2 часа Ориентировочная цена билетов: от 300 до 5000 руб. (16+) Режиссёр Глеб Черепанов: «Наш спектакль — о гибели таланта и обмельчании души. Самое страшное — это обманывать самого себя, заниматься нелюбимым делом, общаться с людьми, которые не близки, — жить не своей жизнью. Порой это приводит к печальным последствиям… И, конечно же, спектакль посвящён Музыке, выше которой для героя Константина Хабенского ничего нет. Но при этом музыки в нашей постановке почти не будет, зато будет очень много звука – самого разного и неожиданного». Театральную версию «Контрабаса» Патрика Зюскинда хочется назвать моноспектаклем, но его авторы просят этого не делать: Константин Хабенский будет на сцене не один. Режиссёр и артист поставили своей целью уйти от монологичности, литературности, в которую неизбежно впадает артист на сцене, осваивающий огромный массив текста. В спектакле нет какой-то особой хореографии, но авторы попытались представить «Контрабас» через физическое действие, понятное без слов, словно бы немое кино, гротесковое, трагифарсовое, трагическое. Это не разговор со зрительным залом, во всем сохраняется принцип герметичности истории. В сценографии Николая Симонова действуют эффекты большой сцены МХТ, различные механизмы, но и не только: мир, в котором живёт Контрабасист, — закрыт, душен, непробиваем. Его жилище одновременно является и звукоизолированной музыкальной студией, куда не должен проникать шум извне. Но здесь, внутри, в этом искусственном мире, всё, к чему прикасается Контрабасист, может оживать, издавать звуки, становится предметом игры для одинокого человека. В финале зрителя ожидает сюрприз — действие пойдёт не совсем так, как написал Зюскинд. Перевод Нина ЛитвинецРежиссёр Глеб ЧерепановДействующие лица и исполнители Соло на контрабасе Константин ХабенскийВ спектакле также участвует Ольга ВоронинаВ спектакле звучит музыка Г. Ф. Генделя. Пресса Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021 «Контрабас» и Хабенский в Вольском драмтеатре, Юлия Ахмедова, The Saratov room, 29.05.2016 Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016 Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016 Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015 Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015 Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014 Цена невозможного: «Контрабас» в МХТ имени Чехова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 6.11.2014 Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014 Константин Хабенский сыграл для казанской публики на «Контрабасе», Аделя Галиева, kzn.ru, 18.06.2014 В Казани состоялся премьерный показ спектакля МХТ им. А. Чехова «Контрабас», видеосюжет телекомпании «Эфир 24» (Казань), 18.06.2014 Спектакль «Контрабас» представил в Казани Константин Хабенский, Надежда Гордеева, Татар-информ, 18.06.2014 В Казани началась подготовка к спектаклю «Контрабас», KazanWeek (Казанские новости), 11.06.2014 Константин Хабенский представил в Екатеринбурге «Контрабас» Зюскинда, Свердловское областное телевидение, 2.06.2014 Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014 Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014 «Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014 Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014 «Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014 Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014 Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014 Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014 Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014 Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014 Константин Хабенский представил в МХТ свой первый моноспектакль, видеосюжет телеканала «Мир 24», 8.03.2014 Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014 Режиссер Глеб Черепанов: В огромном зале сложно исповедоваться, Вадим Рутковский, Сноб, 5.03.2014 Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014 Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014 Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014 Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014 Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014 Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014 «Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014 Константин Хабенский научился играть на контрабасе, телеканал «Культура», 3.03.2014 Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014 В МХТ им. Чехова – премьера: «Контрабас» Патрика Зюскинда с Константином Хабенским в главной роли, видеосюжет Первого канала, 1.03.2014 МХТ имени Чехова дает премьеру спектакля «Контрабас» в исполнении Константина Хабенского, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.03.2014 Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014 МХТ им. Чехова представит «Контрабас» с Хабенским в главной роли, РИА Новости, 28.02.2014 Константин Хабенский исполнит соло на «Контрабасе», ИТАР-ТАСС, 28.02.2014 МХТ представит моноспектакль «Контрабас» по повести Зюскинда, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.02.2014 Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014 Хабенский научился играть на пиле и стремянке, 7 дней, 19.02.2014 Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014 Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014 Фоторепортаж «Репетиция спектакля Контрабас в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014 Отзывы зрителей: Этот спектакль — о беспросветном одиночестве, гибели таланта, постепенной деградации личности и угасании души. Это драма человека, обманывающего самого себя и занимающегося нелюбимым делом. Декорации лаконичны, но очень выразительны и функциональны. Каждый предмет несет в себе совершенно конкретное предназначение. Нет ничего лишнего — все максимально работает на содержание. Особенно впечатлили матрасы, которыми обита комната героя. Они олицетворяют не только предельную изолированность, но и необыкновенную духоту атмосферы существования музыканта.Людмила Романова Да, это Зюскинд — но Зюскинд, поставленный классным русским режиссёром и сыгранный блестящим русским актёром, а потому герой Зюскинда в их творческой лаборатории из воинствующей посредственности, озлобленной, чем-то напоминающей, исходя из текста, самых агрессивных героев Достоевского, превратился в фарсово-смешного, нелепого, жалкого, при этом трагического персонажа, не бессильно вопящего в пустоту, грозно и бессмысленно ниспровергая незыблемые авторитеты Моцарта и Вагнера, а обезоруживающе улыбающегося, порой даже по-чаплински трогательного маленького человечка. Елена Демиденко А ведь у нас у каждого такой контрабас. Комплексы, от которых годами избавиться не можем. Мечты, которые остаются всегда только мечтами. Нелюбимая работа, от которой тошнит, но на которой упорно высиживаем с девяти до шести. Вот это все — это путается у нас под ногами, постоянно лезет на первый план, мешает жить. Почему мы продолжаем скрипеть на инструменте, который терпеть не можем? Почему мы, как Контрабасист, всего лишь только загадываем, как что-то изменим, но не делаем ничего? Вазуза И так исподволь, под конец второго театрального часа режиссер подводит нас к страшному выводу: да, невыносимо, когда бездарен. Но когда талантлив – невыносимей. Дарья Семенова Поначалу контрабасист вызывает крайне положительные чувства: его очень жалко, он умиляет своей беспомощностью и наивностью. Но с каждой минутой происходящего на сцене он становится все нелепее, все абсурднее, все злее, скатываясь в пропасть трагедии саморазрушения. Туда, откуда уже не найдет выхода. В то, что оказывается вместилищем бесконечной боли и отчаяния. Человек, в представлении Зюскинда, является опасностью для самого себя, ибо вмещает слишком много противоречий. И сам герой — единственная причина собственных несчастий. В этом-то и заключается ирония. Контрабасист, теоретически причастный к «высшей гармонии» музыки, на деле оказывается олицетворением высшей степени разрушения. Алекс Аксенова Человек в футляре. Маленький человек в футляре своего контрабаса. Он похоронен там вместе со своим талантом. Лена Марголис Этот спектакль о душе и Музыке, о безумии и утраченных иллюзиях. О борьбе с самим собой и своими страхами. Главный герой, музыкант-контрабасист, живёт в своём душном мирке постоянной рефлексии, порой граничащей с абсурдом. Но при всём при этом сохраняет чувство самоиронии и даже юмора. Правда с депрессивными оттенками горечи и одиночества. Большой, нет, грандиозный Артист Хабенский в этой роли безусловен, трогателен, противоречив. Всё оправдано и уместно, без лишних нюансов. Трагифарс весьма опасная для постановки и зрителей вещь, ведь риск уйти в когнитивные и психофилософские дебри, велик. Этот же спектакль – на одно дыхание. Ольга Серебрякова На удивление, в спектакле почти нет музыки, но много звуков. Большинство из них довольно неприятные, потому что герой пытается извлечь их из предметов обстановки: водит смычком по огромной металлической стремянке, теребит струны спинки стула, громыхает мусоропроводом, звенит пустыми бутылками… А умеет ли он играть на контрабасе? Умеет, конечно, Хабенский все умеет. Анна. Mrs. Hudson8 Кажется, он сломался под тяжестью неудач или своего контрабаса и теперь ищет источник всех бед: это и композиторы, которые не пишут хороших партий для басов (особенно Вагнер!), и мама с папой, назло которым он стал музыкантом, и меццо-сопрано, которая так и не заметила его в составе оркестра, хотя он очень хорошо играл, чтобы привлечь ее внимание. .. Артист два часа держит зал в напряжении, постоянно меняясь, в зависимости от настроения своего персонажа, который вызывает жалость, сочувствие, недоумение, неприятие. .. Анна Нагорная Хабенский — Глыба. Обязательно посмотрите. Просто обязательно. Два часа, один человек на сцене и воздух стынет. Александр Цыпкин, писатель |