Виктор Астафьев

|Прокляты и убиты|

Несостоявшийся концерт

1898-1909

1910-1919

1920-1929

1930-1939

1940-1949

1950-1959

1960-1969

1970-1979

1980-1989

1990-1999

2000-2009

2010-2019

2010:

«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

2011:

2012:

2013:

2014:

2015:

2016:

2017:

2018:


Премьера: 5 сентября 2010
Продолжительность: 2 часа
Ориентировочная цена билетов: от 500 до 1000 руб.
(18+)

«У меня вот бабушка Секлетинья неучёная, но никогда не брала чужого, не обманывала никого, всем помогала. Она одну стихиру часто повторяла. Её оконники в Сибирь занесли. Оконники молились природе. Дак вот в одной стихире, бабушка Секлетинья сказывала, написано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут Богом прокляты и убиты». (В. Астафьев «Прокляты и убиты»)

Сюжет основан на событиях 1942 года, пережитых Виктором Астафьевым.
«Это моя правда о войне, — писал он, — моя и ничья больше. Она может не совпадать с иной правдой».
Режиссёр, автор инсценировки, художник
Виктор Рыжаков
Художник по свету
Евгений Виноградов
Видеопроекции
Владимир Гусев
Хореограф
Олег Глушков
Хормейстер
Татьяна Лейкина
Ассистент режиссёра
Татьяна Уфимцева
Помощник режиссёра
Людмила Сушкова, Ольга Липская
В спектакле заняты:
Армэн Арушанян, Максим Блинов, Денис Бобышев, Марк Богатырёв, Артём Быстров, Алексей Варущенко, Дмитрий Власкин, Артём Волобуев, Павел Ворожцов, Надежда Жарычева, Андрей Казаков, Алексей Кирсанов, Алексей Краснёнков, Павел Левкин, Денис Матвеев, Михаил Миронов, Азамат Нигманов, Артём Панчик, Владимир Панчик, Михаил Рахлин, Олег Савцов, Николай Сальников, Виктор Хориняк, Алексей Шевченков
Пресса
Автору правды о войне Виктору Астафьеву исполнилось бы 95 лет, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 1.05.2019
Театр «военных действий», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 12.04.2015
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010

Отзывы зрителей:

Это не просто спектакль — это еще и танец, и живопись, и скульптура. При этом ни одна режиссерская «находка» не возмущала, не коробила. Затронуто все: люди как человеческая масса, сплетающиеся, корчащиеся от муки, боли, унижения; отдельный человек как существо, с чувствами, мыслями, выкрикивающий из толпы, высказывающий собственное мнение. Как прочувствованно показан главный отрицательный персонаж командира — мерзкое, пресмыкающееся существо, похожее на жабу. Как непосредственны и настоящи молодые солдатики, страдающие, но верящие, надеющиеся. Прекрасная работа единственной девушки в спектакле — женщина, сестра, мать. И периодически появляющийся иностранный текст на экране — чужой, не наш… как и вся эта Война, чуждая, ненужная, не наша. И белая шеренга актеров на поклонах — они стояли перед нами, мы перед ними. Мы сейчас здесь, мы живы, мы помним… И непреодолимое желание жить, любить, верить, несмотря ни на что…
Натали Дунаевская

По Астафьеву, в той страшной войне не было своих и чужих. Воюют не только фашисты с русскими, но и сталинские чиновники со своим же народом. И размах этой внутренней войны не менее страшен: здесь не поймешь, чем сталинизм от фашизма отличается. Точные интонации, выверенные слова, а когда не хватает слов, песни — это главные приемы актеров. Но чем дальше смотришь спектакль, тем, больше понимаешь, что не про прошлую жизнь из прошлого века поставил спектакль Виктор Рыжаков с молодыми артистами МХТ. Когда эти парни в черных ли брюках с обнаженными торсами или в полотняных сизо-серых подштанниках плечом к плечу прямо стоят и смотрят тебе в глаза, видишь других, хорошо одетых молодых людей на дорогих иномарках, это ведь они могут стать у нас в России, не в СССР, проклятыми и убитыми. Как уже было в Афгане, в Чечне… И когда в финале вся группа поет «На сопках Манчжурии» я, и не только я, с трудом сдерживали слезы. Потрясающий, пронзительный спектакль о войне и сталинском режиме, потому что сделан из настоящего материала: крик, боль, слезы и сердце на разрыв — все настоящее. И еще потому, что совсем не о войне. И такое непреодолимое желание жить, любить, верить, несмотря ни на что…
Раиса