Уильям Шекспир

|Макбет|

Трагедия

1898-1909

1910-1919

1920-1929

1930-1939

1940-1949

1950-1959

1960-1969

1970-1979

1980-1989

1990-1999

2000-2009

2010-2019

2010:

«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова

2011:

2012:

2013:

2014:

2015:

2016:

2017:

2018:

2019:

2020-…


Премьера: 18 апреля 2016
Продолжительность: 2 часа
Ориентировочная цена билетов: от 200 до 2500 руб.
(16+)

Пьесы Шекспира не раз ставились на сцене Художественного театра, но «Макбет» появился в репертуаре впервые. Трагедию о жажде власти, толкающей к преступлению, предательству и безумию, представит в МХТ один из ведущих польских режиссёров Ян Клята, называемый критиками «возмутителем спокойствия» и «театральным революционером».

Ян Клята: «Макбет убил сон. Он вынужден блуждать во тьме, погружаться во зло полностью, до самого конца. Солдат-герой, которого свели с истинного пути предсказания ведьм. Эдип – великий предшественник Макбета в шедеврах драматургической литературы – делал все, чтобы избежать осуществления пророчества. Макбет делает все, чтобы воплотить предсказание в жизнь. Ведомый своими болезненными амбициями, он, человек, привыкший исполнять приказы короля, став королем, сам исполняет приказы – приказы Вещих сестер. И у него, и у Эдипа финал одинаково страшен — наступает темнота. Темнота внутри, темнота снаружи. В конце неотвратимой дороги в ад слуга Макбета Сейтон говорит господину: „Все донесенья подтвердились“. Это правда. Трагическая как для Макбета, так и для его жертв, трагическая для их государства.
Что такое судьба? Благословение это или проклятие? Можно ли убежать от судьбы? Или человек, народы и государства обречены на предопределённость? Кто герой, а кто предатель? Можно ли быть одновременно героем и предателем? Мы только игрушки в руках темных сил или где-то таится проблеск надежды?
Шекспир писал „Макбета“ на волне массового страха перед террористической угрозой, сразу после Порохового заговора 1605 года, который должен был подорвать государственные устои. Сегодня от террористов XVII века остались маски Гая Фокса, популярные благодаря комиксу “„V” значит вендетта“ и движению „Анонимус“. Вещие сестры на вопрос Макбета о том, что они делают, отвечают, что они заняты „несказанным делом“ (“a deed without a name”). Каков результат „несказанного дела“? Солдат-герой, ставший преступником, утверждает, что:
„Жизнь — это только тень, комедиант,
Паясничавший полчаса на сцене
И тут же позабытый; это повесть,
Которую пересказал дурак:
В ней много слов и страсти, нет лишь смысла“.
Прав ли он? »
Перевод с английского
Юрий Корнеев
Режиссёр
Ян Клята
Сценография, костюмы, свет
Юстына Лаговская
Композитор
Роберт Перниковски
Хореограф
Доминика Кнапик
Ассистент режиссёра
Дмитрий Готсдинер
Редактор, координатор проекта
Агнешка Пиотровска
Помощник режиссёра
Ирэна Архангельская
Действующие лица и исполнители
Леди Макбет
Игорь Хрипунов
Банко, Дух Банко
Данил Стеклов
Сержант, Ленокс, Леди Макдуф
Артём Волобуев
Сержант, Росс, Сын Макдуфа
Александр Усов
Дункан, Убийца, Врач
Роза Хайруллина
Ментис, Привратник, Убийца, Врач, Сейтон
Денис Бургазлиев
Сержант, Ангус
Руслан Братов
Солдаты
студенты Театральной школы Олега Табакова
Операторы на сцене
Артём Панчик, Владимир Панчик
Пресса
Король не будет спать, Алла Шевелева, Театральная афиша, № 3, 17.03.2017
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016