«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Жизнь в трубуРоман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010 МХТ имени Чехова показал премьеру трагикомедии петербургского режиссера, руководителя Небольшого драматического театра Льва Эренбурга по мотивам пьесы Максима Горького «Васса Железнова». Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. Сцена МХТ в «Вассе Железновой» похожа на косогор, полого поднимающийся от авансцены к заднику-небу. Дом владелицы волжского пароходства Вассы Борисовны просторен и пустоват, стен нет вовсе, свет простреливает пространство насквозь, а гладкие черные колонны подпирают не потолок, а пустоту. Не сразу понимаешь, что на самом деле художник Валерий Полуновский построил не дом, а корабль: в назначенный момент колонны оказываются трубами, выпускают дым и гудят, а помост все больше напоминает палубу. В конце же спектакля, после смерти заглавной героини, часть символической флотилии просто тонет, часть уплывает неведомо куда, в вечность: одни трубы медленно уезжают под сцену, а другие за кулисы. Сценография напоминает о бизнесе Вассы, о ее имуществе, что вполне отвечает духу пьесы Максима Горького. В конце концов, его сочинение именно о драматическом столкновении семейных страстей и деловых интересов. Но Льва Эренбурга в отличие от его художника, кажется, мало интересует тема «Развитие капитализма в России». А вот сама Россия очень даже интересует, вернее, русская семья, здешние характеры и особый способ жизни разгульный, грешный, неразумный. В этом смысле «Васса Железнова» буквально просилась в руки режиссера: семья Железновых-Храповых в пьесе Горького вырождается и вымирает, содрогаясь в последних конвульсиях. Впрочем, руки у петербургского режиссера беспощадные, а взгляд его немилосерден. Со всеми русскими пьесами, которые он ставил, случается примерно одно и то же: герои попадают ко Льву Эренбургу словно к врачу. Входят в кабинет более или менее здоровыми людьми, а выходят больными тайные (а иногда и мнимые) их пороки и душевные недуги господин Эренбург делает явными. Выходит иногда страшно, иногда весело и забавно, иногда очень болезненно-физиологично, подчас даже противно, но всегда интересно, во всяком случае неожиданно. Воздух первого акта, если судить по предыдущим работам господина Эренбурга, оказался слишком разреженным. Вроде бы все «на месте»: и нечистоты из ночного горшка, случайно выплеснутые на исподнее Мельникова (Сергей Медведев), и похожий на эпилепсию припадок Прохора Храпова (Эдуард Чекмазов), и неловкие попытки Сергея Железнова (Сергей Колесников) повеситься на люстре, и настоящий амбарный замок, висящий на дамских прелестях служанки (Юлия Чебакова), и футляр от контрабаса, в котором нелегально приезжает в Россию сноха Железновых, революционерка Рашель (Ксения Лаврова-Глинка), да и вся атмосфера неустроенности, какой-то гротескной взвинченности, общей обиды на жизнь. И все-таки кажется, что режиссер не бросился в бой, а заключил с пьесой взаимовыгодное перемирие двигаться вперед по тексту и сюжету, расставляя время от времени свои знакомые акценты, но не злоупотребляя ими. Все-таки не в питерском Небольшом драматическом театре ставит, а в большом Художественном. Во втором действии соглашение теряет силу, и в воздухе спектакля отчетливо начинает пахнуть «Грозой» не природной, а театральной, то есть спектаклем по пьесе Островского, который Лев Эренбург поставил несколько лет назад в Магнитогорском драматическом театре и который принес и театру, и режиссеру не только всероссийскую, но и международную известность, «Золотую маску», приглашения на фестивали. Так, банно-прачечная сцена, втиснутая в действие «Вассы» между строк, почти буквально воспроизводит один из лучших эпизодов «Грозы». Все бы ничего, в конце концов себя же повторяет режиссер, а не у других тащит, но действие спектакля во второй части дробится, оно так и не становится чередой талантливых фантазий, навеянных пьесой, но теряет структурную крепость, присущую пьесе. Разнообразные попытки героев совокупиться, их неловкие ласки, их агрессия и взаимная ненависть, равно как и их полеты на люстре и хмельной угар,- мрачную картину вырождения семейства второе действие сгущает и довершает, но стройности и последовательности спектакль так и не обретает. Если для кого и стала «Васса Железнова» совершением, то не для режиссера, а для актрисы Марины Голуб. Вокруг этого назначения в театральных кругах много шептались, и далеко не восторженно: во-первых, первоначально роль предназначалась другой актрисе, во-вторых, госпожу Голуб принято считать актрисой характерной, комедийной, веселой. Роль, однако, получилась очень серьезной, содержательной, насыщенной. Дело не в том, что Лев Эренбург решительно сломал некий стереотип: играть Вассу не громогласной матроной и не властной старухой уже давно не означает совершить революцию на театре. Дело в том, что Железнова получилась у госпожи Голуб действительно объемной здесь она хлопотливая, словоохотливая тетка, тут смертельно уставшая от непосильного груза женщина, а там железная домоправительница. Ей приходится быть разной (и актриса очень хорошо оправдывает эти переходы, не превращая героиню ни в переменчивую истеричку, ни в коварного оборотня), но не получается быть счастливой. Бесформенно и грузно лежит в финале она, мертвая, в своем кресле, а рука в смертельной судороге сжимает волосы дочери. Что будет с имуществом, волнует в этот момент только революционерку Рашель, а дочь покойной запоздало плачет: «Я хочу побыть с тобой, мамочка » Пресса МХТ покажет последнюю большую работу Марины Голуб, Татьяна Власова, Театрал, 15.06.2020 Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017 МХТ им. Чехова опубликовал видеозапись «Вассы Железновой» с Мариной Голуб, Ирина Колесникова, Театрал, 10.10.2017 Марина Голуб: У меня расчетверение творческой личности!, «День за днём» (Эстония), 22.11.2011 Марина Голуб: на Вассу Железнову меня вдохновил Туминас, Наталья Зверко, ru.DELFI. lt, 4.11.2011 Марина Голуб: женский юмор трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010 МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010 По сравнению с 1913 годом
, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010 «Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010 Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010 Царскую Россию представили прогнившим миром пьяниц и убогих, Ольга Романцова, «Газета», 26.03.2010 Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010 Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010 Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010 Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010 Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010 Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010 «Васса Железнова» в МХТ царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010 «Васса Железнова». Большая премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010 «Васса Железнова» впервые на сцене МХТ имени Чехова, телеканал «Культура», 23.03.2010 Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010 Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010 Лев Эренбург: «Важнее следовать не букве, а духу Горького», Елена Добрякова, Невское время, 18.03.2010 Приключения натуралиста: «Васса Железнова» в МХТ им. Чехова, Алла Шендерова, Ваш досуг, 17.03.2010 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010 |