«Наш Чехов». Вечер к 150-летию А. П. Чехова | Царскую Россию представили прогнившим миром пьяниц и убогихОльга Романцова, «Газета», 26.03.2010 Поставив в МХТ имени Чехова второй вариант «Вассы Железновой» Максима Горького, петербургский режиссер Лев Эренбург напрочь лишил дореволюционную Россию модного сейчас романтического ореола. Вассу в нем сыграла актриса Марина Голуб, доказавшая, что ей удаются не только комические, но и трагические роли.Новый спектакль МХТ «Васса Железнова» идет вразрез с нынешней манерой идеализировать прошлое, изображая дореволюционную Россию как некий потерянный рай. Эренбург с этим категорически не согласен. В его спектакле насквозь прогнивший мир, в котором живет и умирает Васса Железнова, напоминает скорее чистилище. Чтобы убедить в этом зрителей, режиссер поставил не первый вариант пьесы Горького, который часто ставят в России, а второй- более жесткий. В нем муж Вассы уже в первом акте кончает жизнь самоубийством, а в финале умирает и сама главная героиня. Иначе Эренбург не может: этот режиссер всегда акцентирует самые неприглядные стороны любого литературного произведения, населяя сцену убогими, больными и психически неполноценными людьми. Они беспробудно пьют, совокупляются и ничего не могут поделать с угрюмым и грязным миром, который их окружает. Мыши дохнут, люстра качается Не обошлась без чернухи и «Васса» в МХТ: в самом начале спектакля из мышеловок выбрасывают дохлых мышей, а затем обливают Прохора, брата Вассы, дерьмом из ночного горшка. Муж Вассы неумело пытается повеситься на люстре, остальные герои поглощают спиртное бутылками, валятся с ног и явно сексуально озабочены. Их неуклюжие попытки разнообразить свою жизнь вызывают иногда смех, иногда сочувствие. Заметно, что в МХТ Эренбург фантазирует гораздо сдержаннее, чем обычно. Натуралистические сцены его спектаклей, поставленных в петербургском «Небольшом драматическом театре», порой вызывают у зрителей чувство брезгливости и отвращения. По сравнению с ними «Васса Железнова» работа скромная и корректная. Эренбург сочинил целую серию живых, ярких и запоминающихся эпизодов. Тут и уборка дома Железновых накануне праздника, когда герои раскачиваются на огромной люстре, как на качелях, тут и банный день с развешиванием мокрых простыней и купанием в проруби. Есть и нелепая попойка дочек Вассы Натальи (Юлия Шарикова) и Людмилы (Ксения Теплова). Это не мешает режиссеру вынести миру Железновых беспощадный диагноз: все люди, окружающие Вассу, больны, неполноценны или нравственно испорчены. Муж Вассы, Сергей Железнов (Сергей Колесников) алкоголик и уличен в растлении несовершеннолетней. Брат героини Прохор (Эдуард Чекмазрв) страдает эпилепсией и, чуть что, бьется в припадке. Похожее заболевание у дочери Вассы, умственно неполноценной Людмилы. Помощники и доверенные люди героини воруют и пьют. Даже ее невестка, революционерка Рашель (Ксения Лаврова-Глинка), которую режиссеры обычно трактуют как идеологическую противницу Вассы, у Эренбуга растеряла революционный пафос. Наследство ей гораздо важнее, чем революция. Тело Вассы еще не успело остыть, а Рашель уже роется в ее бумагах, сняв ключ с шеи умершей. Капитан корабля Дом Железновых очень похож на палубу корабля (сценография Валерия Полуновского) ведь Васса, по сюжету, владеет пароходной компанией. Кажется, что этот корабль держится на плаву только благодаря ей. Марина Голуб играет Вассу женщиной, которая все время работает и не понаслышке знает, что такое физический труд. Эта Васса привыкла приводить все в порядок: утихомиривать пьяниц, останавливать припадки эпилепсии. Если надо, она вымоет пол или кого-нибудь побреет. Образ, созданный актрисой, многомерен. Васса властная хозяйка, в которой есть что-то от нынешних «железных леди», и одновременно тонкий психолог. Она мудра, дальновидна и слегка цинична. Пожалуй, девизом этой женщины могла бы стать фраза «ешь, чтобы не быть съеденным», но следовать ему до конца мешает чисто женские доброта и жалость. Роль стала главной удачей спектакля и еще одним доказательством того, что Марина Голуб талантливая актриса. Васса держится до последнего и держит весь дом. Даже после смерти никому не удается разжать ее руку, ухватившую волосы дочки. После кончины хозяйки часть пароходных труб, украшавших сцену, «уплывает». Другая часть медленно опускается и исчезает со сцены. Ясно, что корабль Железновых пошел ко дну: скоро исчезнет не только их пароходство и дом, но и та Россия, которую Эренбург изо всех сил старается разоблачить. Пресса МХТ покажет последнюю большую работу Марины Голуб, Татьяна Власова, Театрал, 15.06.2020 Она играла «своим горюшком», Лев Эренбург, Известия, 8.12.2017 МХТ им. Чехова опубликовал видеозапись «Вассы Железновой» с Мариной Голуб, Ирина Колесникова, Театрал, 10.10.2017 Марина Голуб: У меня расчетверение творческой личности!, «День за днём» (Эстония), 22.11.2011 Марина Голуб: на Вассу Железнову меня вдохновил Туминас, Наталья Зверко, ru.DELFI. lt, 4.11.2011 Марина Голуб: женский юмор трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010 МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010 По сравнению с 1913 годом
, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010 «Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010 Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010 Царскую Россию представили прогнившим миром пьяниц и убогих, Ольга Романцова, «Газета», 26.03.2010 Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010 Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010 Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010 Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010 Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010 Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010 «Васса Железнова» в МХТ царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010 «Васса Железнова». Большая премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010 «Васса Железнова» впервые на сцене МХТ имени Чехова, телеканал «Культура», 23.03.2010 Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010 Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010 Лев Эренбург: «Важнее следовать не букве, а духу Горького», Елена Добрякова, Невское время, 18.03.2010 Приключения натуралиста: «Васса Железнова» в МХТ им. Чехова, Алла Шендерова, Ваш досуг, 17.03.2010 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010 |