Имена

Петербургское привидение

Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002
В минувшие праздники в зале Театра им. Моссовета был невиданный аншлаг. Зрители ругались из-за мест даже после поднятия занавеса. Шла премьера с участием примы Ольги Остроумовой и приглашенного из «Современника» Валентина Гафта. Спектакль с игривым названием «Муж, жена и любовник» объединил мотивы комедии Тургенева «Провинциалка» и рассказа Достоевского «Вечный муж».

Режиссер-постановщик Юрий Еремин использовал ход, подсказанный Достоевским. Герои смотрят «Провинциалку» в театре. Водевиль о кокетливой женушке, недотепе муже и красавце госте играется как лихой капустник. А то, что происходит потом, оказывается страшным продолжением комедии. Униженный, обманутый супруг является к «другу семьи» уже после смерти жены. Ведет себя крайне странно. То испытует, то заискивает, то терзает, то подлизывается и даже пытается убить. Все никак не может отомстить за украденное счастье. Но спектакль благополучно завершается сценами из той же «Провинциалки». Тексты Тургенева и Достоевского дополняют и комментируют друг друга, предоставляя возможность поиграть в два контрастных театра.

Комедию ломают совсем по-провинциальному. Суфлер (Александр Пискарев) подсказывает слова и прямо по ходу представления суетливо устраняет многочисленные недоразумения — то тапер заиграет не вовремя, то премьер не загасит пожароопасную сигарету. Артисты, дополнившие свои фамилии звучными окончаниями, выкрикивают роли, показывая себя во всей красе. Упоительно кривляется граф Любин (Геннадий Бортников), клоунничает простофиля Ступендьев (Владимир Сулимов). И только Ольга Остроумова не теряет чувства меры даже в такой двусмысленной ситуации. Очаровательно волнуется актриса провинциальной «Провинциалки» Остроумова-Бельская. Волнуется и ее героиня Дарья Ивановна — так, что каждый кружавчик дрожит. 

Веселенькая цветастая гостиная сменяется мрачной петербургской комнатой (сценография Валерия Фомина). Начинается Достоевский, но мизансцены почти так же вытолкнуты к краю рампы. Там играли в трио плохих актеров, тут — в дуэт сильно подгулявшего типа и господина на грани нервного срыва. Трусоцкий Валентина Гафта медленно выкарабкивается из пьяного кокона. Пьет глазами нервозное мельтешение Вельчанинова (Александр Яцко). Для этого неотразимого любовника Трусоцкий теперь и черт, и прокурор, и палач.

В пьесу, написанную режиссером Ереминым, вошли только узловые моменты рассказа Достоевского. Но Гафту удается играть и то, что осталось за пределами инсценировки. И «любовь со злобы», и мелочную угодливость, и уязвленное достоинство, и бессмыслицу бунта. Вокруг взрываются мириады звуков — на фоне психоделической какофонии кого-то настойчиво кличет труба и стонет скрипка (композиторы Александр Чевский и Матвей Костолевский). В оторопь старика Трусоцкого бросает не эта музыка, а грациозный романс Глинки. Его поют победительный Вельчанинов и солнечная Наденька (Ирина Максимкина). Поют в насмешку, в укор и в назидание. 

Главное оружие Гафта-Трусоцкого — взгляд. То испытующий, буравящий, гипнотический и убийственный. То по-детски недоуменный и вопрошающий. Но один из самых сильных моментов роли сыгран с завязанными глазами. Шебутные жмурки прервал злополучный фривольный романс. На плечи опозоренного ревнивца, по меньшей мере, навалилась вся вселенная. А бутафорское пианино до боли напомнило ехидную «Провинциалку».
Пресса
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002