Имена

Валентин Гафт оказался плохим мужем

Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Репертуар Театра имени Моссовета пополнился спектаклем Юрия Еремина «Муж, жена и любовник», поставленным по мотивам рассказов «Вечный муж» Достоевского и «Провинциалка» Тургенева. Сюрпризом для публики должно было стать появление на одной сцене примы театра Ольги Остроумовой и артиста «Современника» Валентина Гафта. Но пришедшая полюбоваться на семейный дуэт МАРИНА ШИМАДИНА осталась с носом: две знаменитости на сцене так и не встретились.

Если режиссер называет свой спектакль столь банальным образом, то хочется верить, что он припас порядочную порцию художественной взрывчатки, способной разнести ко всем чертям постылую и многократно пережеванную проблему семейного адюльтера. Ну, думаешь, сейчас как бабахнет откровением, как скажет что-нибудь эдакое, чего никто и никогда о супружеской измене не говорил. Ведь не для того же, надеешься, постановщик тревожил тени классиков, чтобы повторить с ними театральную таблицу умножения. Оказывается, именно для того.

Юрий Еремин зацепился за упоминание «Провинциалки», которое мелькает в «Вечном муже», и решил свести в одной пьесе персонажей Достоевского и Тургенева. Как в игре с разрезными картинками, которой любят забавляться дети: приставят голову зайца к туловищу слона и смотрят, что получится. Получаются, как правило, нелепые монстры. И спектакль Театра Моссовета не исключение. В его первой части, той, что по Тургеневу, Ольга Остроумова, Геннадий Бортников и Владимир Сулимов изображают плохих актеров плохого театра, где дают «Провинциалку». Прима забывает слова, жеманится и пудрится прямо на сцене, премьер завывает высоким голосом и принимает картинные позы, а суфлер, пригнувшись, чтобы его не заметили, бегает от своей будки к пианино и обратно. В этой непритязательной комедии недотепа муж, терпящий шашни своей жены ради того, чтобы получить от ее высокопоставленного кавалера хорошее место в Петербурге, выведен жалким прыщом, а любовник — самовлюбленным идиотом, которого легко смогла обвести вокруг пальца простая провинциалка.

Зрителями этого спектакля становятся герои «Вечного мужа» Трусоцкий и Вельчанинов, которые узнают в нелепых персонажах комедии самих себя. Когда действие возвращается к Достоевскому, обои в цветочек логично сменяются железными прутьями, а водевильная манера — суровым психологическим реализмом. Зрителям наглядно объясняют, что рога на голове мужчины — это вовсе не повод для шуток, как им могло показаться ранее, а совсем наоборот — глубокая душевная драма и что «третий лишний» тоже человек и тоже нуждается в любви если не жены, то хотя бы ее избранника. Всю вторую часть спектакля Валентин Гафт, играющий обманутого мужа, слоняется по сцене, преследуя как тень бывшего любовника своей умершей жены (Александр Яцко). Он плачет, юродствует, напивается и то пытается убить своего счастливого соперника, то лезет с ним целоваться.

Валентин Гафт, конечно, выдающийся артист, и смотреть на него всегда интересно. Как ходят в зоопарк на слона, так будут и в «Моссовет» ходить на Гафта. Ведь любимый актер демонстрирует весь свой фирменный арсенал выразительных мимических средств, радует знакомыми голосовыми модуляциями. Что еще нужно публике для счастья? Тому же, кто из глупого упрямства захочет разобраться в замысле режиссера и игре актера, придется нелегко. Кто их Трусоцкий — трагический герой или персонаж щекотливой комедии, мстительный командор или трусливый шут?

Завершается спектакль тем же, чем начинался,- невинной «Провинциалкой». И прошедший, казалось бы, все круги ада Трусоцкий появляется на спектакле уже с новой женой и, неожиданно сталкиваясь с Вельчаниновым, как ни в чем не бывало приглашает его к себе в имение сыграть тургеневский сюжет в домашнем театре, заверяя, что «все будет как прежде». Бедный слон так и останется с заячьей головой.
Пресса
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002