Имена

Школа мужей

Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Завлекательное название «Муж, жена и любовник» как нельзя лучше подходит для премьерного спектакля, играемого в уикенд. Купившись на развлекательно-адюльтерное звучание, зритель явно устремится в театр и уже на месте осознает, что в основе спектакля не какой-нибудь переводной французский водевиль, но синтез Тургенева с Достоевским. А потому с коммерческой точки зрения автор сценической композиции и режиссер спектакля Юрий Еремин поступил весьма мудро, к тому же не сам это название и придумал, а позаимствовал у того же Достоевского, обозначившего почти подобным образом одну из глав «Вечного мужа». Кстати, и представление по тургеневской «Провинциалке» герои этого рассказа тоже посещали. Так что все получилось весьма складно и ненадуманно.

Достоевский в этом драматургическо-сценическом тандеме, конечно же, лидирует. И по большому счету спектакль Юрия Еремина — это дуэль, традиционное мужское занятие, независимо от формы, в которую оно облечено. Дуэль «вечного мужа» с не менее «вечным любовником» — согласитесь, эти ипостаси сильного пола одинаково прочно укоренились в самой жизни. И от смешного до трагического здесь всего один шаг.

Мрачноватый триллер вдруг оборвется в фарсовое комедиантство, которое в свою очередь вырулит в сторону обостренного психологизма с известным надрывом. Режиссер смело перемешивает несовместимые, казалось бы, жанры, но примитивной эклектикой тут и не пахнет. Наоборот, торжествует безусловная театральная правда, а от нее совсем недалеко и до личного, человеческого доверия к героям сцены.

Заявка на дуэль и игру дается с первых же минут действия. Едва успели сойтись и столкнуться в яркой световой вспышке, на фоне жестких металлических конструкций (сценография Валерия Фомина) Трусоцкий — Валентин Гафт и Вельчанинов — Александр Яцко, как тут же веселенькие ситцевые занавеси скрыли их из поля зрения, оставив в «закулисье». Рассаженные по разным ложам, они, как и мы, окажутся в импровизированном театральном зале, где дается тургеневская «Провинциалка» с участием «лучших актеров Москвы и Ярославля». Впрочем, последних суфлер — Александр Пискарев зычно представляет публике под собственными, слегка расцвеченными фамилиями: г-жа Остроумова-Бельская, г-н Бортников 1-й, г-н Сулимов-Церетели. Карикатурный театрик похож на балаган, где щедро набеленные и нарумяненные комедианты озорно и азартно заигрывают и с залом, и с суфлером, и друг с другом. То и дело забывают текст, невпопад бьют по клавикордам, оглядываясь на запаздывающего тапера, рядятся в нечто «итальянское», распевая дуэтино из оперы графа Любина — Бортникова «Страсть гондольера». И только Трусоцкий — Гафт, персонаж из «другой оперы», скрытый в ложе, все время норовит вписаться в сюжет со своими ехидными комментариями и наставлениями гротесковому сценическому мужу Ступендьеву — Сулимову.

Недоигранная тургеневская история обрывается столь же внезапно, как и началась. Легкий ситчик взмывает вверх, вновь уступая место стальному блеску мостиков и переходов. А щедрая сценическая иллюминация сменяется петербургским мраком и туманом. Все основные сцены играются в полутьме, лишь изредка взрываемой резкими световыми отбивками. Персонажи двоятся на людей и теней, действие скользит между сном и явью, диалоги из бреда переходят в быт, и наоборот. Все правильно, играют Достоевского. Но очень стильно. Актерские и авторские надрывы укрощены на сей раз весьма властной и жесткой режиссерской рукой.

Вечная достоевская «чертовщина» без остатка присвоена Трусоцким — Гафтом. Сущность его героя неуловима, а потому беспредельно интригующа. Обманутый муж, несчастный вдовец, отец чужого ребенка, постоянный соискатель чьей-нибудь руки — моментами он смешон, нелеп и жалок. Но униженно целуя руку Вельчанинова — Яцко, вдруг впивается в нее зубами, а помогая ему же завершить утренний туалет, неожиданно жестко фиксирует свою руку с зажатой в кулаке опасной бритвой у самого горла партнера. От Трусоцкого — Гафта невозможно избавиться, с ним невозможно расстаться. Он похож на оживший кошмар то страшного, то смешного сна, который не исчезает на рассвете, а, наоборот, материализуется во всей своей человеческой определенности. И Вельчанинов — Яцко, более прозаичный в своем сценическом поведении, поневоле принимает на себя функцию зеркала, в котором бесконечно сменяются отражения все того же Трусоцкого — Гафта. А потому и результат мужского поединка изначально предрешен, равно как и актерской дуэли.

Добавим, что многие трагические подробности рассказа Достоевского (например, смерть маленькой Лизы) Юрием Ереминым намеренно игнорируются, дабы не нагнетать чрезмерной мрачности. Ему важнее общий жанр трагикомедии, где печальное и комичное уравновешены в равных пропорциях. Взамен кладбищенских страстей — эксцентричный эпизод очередного сватовства Трусоцкого к пятнадцатилетней гимназистке Наденьке — Ирине Максимкиной. Выстроенные во фрунт пять дочерей и малолетний наследник генерала Захлебинина — Геннадия Короткова бодро маршируют, рапортуют и стройно запевают «Дорожную» Глинки. Но во время всей этой замечательно срежиссированной суеты не оторвать взгляда от Трусоцкого, безмолвно застывшего где-то на заднем плане. Все тот же принцип отражения — важно не то, что происходит, а какова его реакция на происходящее.

И когда сцена вновь одевается в ситчик, приглашая комедиантов отыграть финал «Провинциалки», кажется, что и это уже спровоцировано волей «вечного мужа». Трусоцкий — Гафт весьма ироничен, наблюдая разрешение кукольных страстей. И держась за юбку очередной супруги Настасьи Ивановны — Ольги Анохиной, вновь смиренно приглашая «любовника» приехать в Тверь и «вспомнить прошлое», совсем не выглядит проигравшим или умиротворенным. Будьте уверены, зловещая игра продолжится. Не с Вельчаниновым, так с другим. 
Пресса
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002