Имена | Дед погибает, а бабе смехАлексей Филиппов, Известия, 30.09.2003 Николай Васильевич Гоголь написал пьесу «Игроки», а Юрий Иванович Еремин ее переписал, дал броское название «Дама! Дама! Еще дама
» и поставил на малой сцене Театра имени Моссовета. Мужчины стали женщинами: шулер Ихарев (Александр Филиппенко) попадает в лапы к шайке мошенниц, обдирающих его как липку.Он один, баб много где уж ему с ними справиться: даже ихаревский слуга Гаврюшка оказался служанкой Февроньей. Ихарев сожительствует с белокурой бестией, затем героиня Татьяны Родионовой изменяет ему с одной из дам. Бедняга обижен, унижен и гол как сокол, но они не оставляют его в покое: нежные услуги Ихареву навязывает нордическая женщина, трактирная горничная Марфа (ее играет Дарья Фекленко у Гоголя парня звали Алексеем). А поддельный гоголевский чиновник Псой Стахич оборачивается, во-первых, унтер-офицершей, а во-вторых Агафьей Тихоновной (хоть и Мурзофейкиной). Это спектакль-шутка, вольная фантазия на гоголевские темы с издевательским хеппи-эндом. Мужчина теряет деньги, зато получает девушку: Глова-младшего играет прехорошенькая Инна Дымская, спектакль заканчивается поцелуем и репликой Ихарева: «А ты, Марфа, принеси нам всем шампанского!» Зачем это нужно? Чтобы залу стало смешно. Есть и другой резон: Юрий Еремин поставил перед актрисами очень интересную профессиональную задачу. Третья причина не менее весома: любой театральный человек пересмотрел на своем веку многое множество «Игроков», «Вишневых садов», «Чаек» и «Ревизоров» и восприятие среднестатистического классического спектакля для него давно превратилось в медитацию. Все известно и предсказуемо, реплики персонажей выучены наизусть, так же как и возможный набор трактовок И тут Еремин выкладывает на стол свои карты: вот вам! Дама! Дама! Еще дама Моссоветовские дамы играют хорошо. Пожалуй, даже лучше Филиппенко, хотя и тот интересен: его Ихарев, наивный, одержимый идеей игры пройдоха, и смешон, и трогателен. Но он обычен, а морочащие его мошенницы ни на что не похожи: ни мужчины, ни женщины ловкие, бесполые, способные пролезть в любую щель оборотни. Порой кажется, что Еремин затронул очень важную для Гоголя, не раскрытую нашим театром тему обошел вокруг, посвистел, да и пошел себе мимо. Сравнивать ереминский текст с текстом Гоголя, разумеется, не приходится, но шутка ему определенно удалась. Иногда автора пьесы подводит вкус (сочинять сценические версии гоголевских пьес дело рискованное), но на шутку можно списать все что угодно. Театр пошутил, зритель посмеялся, актрисы всласть поиграли те, кто побывал на спектакле, запомнят и маленького и неистового Утешительного Нины Дробышевой, и вкрадчивого Кругеля Ольги Анохиной, и всех их компаньонок. Но тема морока и вселенской чертовщины, ирреальности гоголевских персонажей, в некоторых сценах ереминского спектакля звучащая необыкновенно остро, к финалу растворяется в гэгах. И об этом можно только пожалеть. Какой мог бы получиться спектакль, если бы режиссер не озаботился объяснениями происходящего, не стал сочинять свой собственный текст и выстраивать параллельный сюжет! В столкновении Ихарева обычного, живущего по общепринятым правилам человека с существами иной физической и духовной природы уже заложен смысл. Жил-был плут, а потом на его голову свалилась банда но не людей, а чертей. Пройдоха ненароком попал в зазеркалье и вывалился оттуда, отдав нечистой силе то, ради чего он жил. .. Но фантазии остаются фантазиями: спектакль ставил не критик, а режиссер, и - будем надеяться, что это так! получил то, что хотел. А театральная Москва получила занятную премьеру: милую, смешную, с хорошими ролями подарок для тех, кто идет в театр, чтобы приятно провести время. Но в ней виден абрис другого спектакля, где ирония мрачна, а речь идет о мистической природе гоголевских персонажей. Юрий Еремин его не поставил и упустил возможность добиться настоящего успеха или провалиться с оглушительным, остающимся в истории театра треском. Пресса Телеверсия спектакля «Возвращение» (2005), 9.05.2020 «Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011 Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия Театрал, 30.03.2007 Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006 Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006 Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006 Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006 Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006 Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003 Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003 Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002 Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002 Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002 Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002 |