Имена | Семейный бенефисОльга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 «Последнюю жертву» Островский дописал как раз к декабрю. Во мхатовской премьере есть эта декабрьская тональность тревожная роскошная вьюга, предчувствие счастливых перемен на краю зимнего солнцестояния, обманутые надежды и неожиданный поворот судьбы, расставляющий все на свои законные места: жизнь берет свое, и настоящие женщины достаются мужчинам, умеющим оцен6ить их по достоинству (как пушкинская Татьяна своему генералу).Подгадав со временем года, театр подогнал чуть вперед время спектакля за его окнами не конец 70-х годов XIX века, а начало XX: на выставках продаются авангардисты, в купеческом клубе можно посмотреть немую фильму, на Тверском горят первые газовые фонари, а сам век вот-вот сорвется и помчится во весь опор к потрясениям и катаклизмам, каких история еще не знала. А пока Россия приближается к своему расцвету Россия, которую мы потеряли. Режиссер Юрий Еремин не торопится, паузами, полутонами и зонами тишины не жертвует, хотя и купирует несколько ценных фрагментов текста. «Последняя жертва» во МХАТе получилась (да, вероятно, и задумывалась) бенефисом супружеской четы. Достаточно было узнать, что в ней будут играть Олег Табаков и Марина Зудина, как распределение ролей решалось само собой. Олег Табаков Флор Федулыч Прибытков, одинокий хозяин жизни, знаток человеческой натуры, любитель искусств, покровитель бедных и по-своему игрок (только в жизни не в рулетке, как его антипод Дульчин, красавец и пустозвон). Игрок, который иной раз и не побрезгует подтолкнуть противника к пропасти. Марина Зудина Юлия Тугина, молодая вдова, полюбившая проходимца, да вовремя вернувшаяся к трезвому расчету и чувству собственного достоинства. На эту пару «отцентрирован» спектакль, их сцены главные. Все остальные герои расположились где-то между откровенными шаржами и, что называется, яркими типажами, которые Островский умел выписывать как никто. Разве что Ольге Барнет (Глафира Фирсовна) удалось раздвинуть границы этой заданности и пройти путь от уморительной пародии на бедную родственницу до некой усталой Парки, которая соткала очередную нить судьбы, зная ей цену. Олег Табаков набирает обороты медленно, но неудержимо, как запущенный огромный маховик. Благосклонно пережидает аплодисменты на первом выходе дань положению. Со вкусом демонстрирует, какие фокусы можно проделать с фразой легким движением интонации. Сибаритствует, роскошествует и вдруг совершенно не по-актерски болезненно поморщится при виде попранного достоинства (весь жизненный опыт за этой болью). Или зажмурится от нежности к этой девочке-женщине, вдруг озарившей его жизнь. «Он был влюблен во влюбленных женщин», так сказал однажды Ростропович о молодом Шостаковиче, сочинившем в 26 лет оперу «Леди Макбет Мценского уезда». И убеленный сединами богатый фабрикант знает, что ничего дороже этого дара в жизни нет. Островский дал возможность увидеть в Прибыткове полновластного хозяина жизни, холодного и циничного покупателя красоты, который прекрасно знает: за очень большие деньги можно купить все. Но Табаков предпочел пойти другим путем он сделал эту роль зеркалом своей судьбы. Пресса Телеверсия спектакля «Возвращение» (2005), 9.05.2020 «Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011 Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия Театрал, 30.03.2007 Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006 Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006 Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006 Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006 Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006 Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003 Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003 Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002 Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002 Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002 Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002 |