Имена

У женщины деньги завсегда отберут

Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Деловая Москва Островского 125-летней давности перенесена создателями спектакля в начало XX столетия, в эпоху модерна. Сам же сюжет «Последней жертвы», не чуждый, как выясняется, мелодраматизма, преподан на мхатовской сцене в форме истории, прокручиваемой перед публикой синематографа. Бесстрастный закадровый голос вещает:"Московский Художественный театр представляет? В ролях? Часть первая. «Любовник и попечитель». Надо ли добавлять, что после антракта тот же голос заявит вторую часть фильма-спектакля — «Пригласительный билет», а в финале высветится слово «Конец».
Пьеса играется обстоятельно, целиком, не так, как практиковала в свое время артистка Императорского Александринского театра Мария Савина — взять да избавиться от третьего акта, поскольку в нем напрочь отсутствует героиня. Все акты в постановке Юрия Еремина налицо, все персонажи, за исключением вспомогательно-незначительных, в наличии. Зато никакой вам «августовской ясной ночи» — исключительно вьюжная зима, посыпающая всех и вся обильной снежной крупой; массивные шубы, меховые воротники; вычурные стеклянные двери облеплены снежными хлопьями.
Оформление сцены Валерием Фоминым изящно и остроумно. Шесть ширм выстроились на подмостках, однако не точно вровень, не одна за другой, но с некоторым сдвигом. Бежево-кремовые тона гармонично чередуются с приглушенно коричневыми. Первая ширма с портретами и фотографиями в рамочках обозначает гостиную Юлии Павловны Тугиной. Когда понадобится перемена картины, ширма воспарит, открыв следующую — кабинет богатого купца-меломана (в спектакле — фабриканта) Флора Федулыча Прибыткова. Тут уж на стене красуется абстракционистская живопись, а на столе примостился телефонный аппарат. Так, картина за картиной, ширмы станут уплывать к театральным колосникам, а нависающие над ними киношные бобины, на которые обыкновенно наматывается пленка, будут вращаться в энергичном ритме и помигивать огоньками. Действие движется, история излагается, кинематографическая лента крутится.
Главная интрига спектакля заключена в распределении ролей: Юлию Тугину и Флора Федулыча играют Марина Зудина и Олег Табаков. Обманутая и обобранная любовником доверчивая молодая женщина и барственный богач-старик, под маской покровительства и благорасположения умело расставивший сети и заполучивший лакомый кусочек — хорошенькую, но разоренную вдовушку — себе в жены.
Нелегкое это дело, упрекать артиста такого уровня, как Табаков, если в его исполнении что-то не так. Между тем в табаковском обаятельном и деловом Флоре Федулыче, душой болеющем за опрометчивую Юлию Павловну, определенно не хватает изъяна, червоточинки. А ведь не из одного только благородства хлопочет этот старик с «молодыми капризами» — свои интересы блюдет еще как! В спектакле же выходит, что утруждает себя почтенный седовласый мужчина почти из чистого альтруизма. Потому-то и не удается Зудиной передать безысходность финала: вместо отчаянного спокойствия, с каким героиня Островского воспринимает неизбежный брак с властным стариком, актриса играет некое подобие чудесного избавления от бед, разумеется, не без флера легкой грусти. Благостность оккупирует территорию трагизма. Возможно, для деловых времен это и выход.
Пресса
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002