Имена | МиллионщикОлег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Новейший мхатовский спектакль «Последняя жертва» так и тянет назвать соцзаказом. Не далее как весной директор «Золотой маски» Эдуард Бояков сетовал, что маловато у нас сочинений с положительным образом капиталиста. «Как это мало?» Забеспокоились театральные деятели и вспомнили комедию Островского. Вот вам, пожалуйста: Флор Федулыч Прибытков, очень богатый купец, прекрасной души человек в исполнении Олега Табакова. То ли еще будет: вслед за МХАТом «Последнюю жертву» обещают выпустить Малый театр и «Ленком».Не надо дотошно сверяться с театральной афишей, чтобы заметить: Александр Николаевич Островский уже несколько лет как занимает верхнюю строчку в репертуарном рейтинге московской сцены. Ценят его за разное. Кому (например, Сергею Женовачу) мила задушевность и прочность жизненного уклада, а кому (скажем, Константину Райкину) актуальность в том широком смысле, что, как эти пьесы ни трактуй, никто во всей русской драматургии не писал больше и лучше про деньги. Юрий Еремин, поставивший «Последнюю жертву» во МХАТе, склоняется ко второму: не особенно возится с характерами, выводит простую мораль, а самоваром и чайным блюдцам предпочитает кинематограф, телефон и граммофон. Время действия не то чтобы сегодня, но и не XIX века, а начало XX - эпоха первоначального накопления капитала. Флор Федулыч не купец, а успешный фабрикант, и если сказано у Островского: на стене висит картина, то во МХАТе там не какие-нибудь три медведя, а чистейший воды модернизм. Декорация Валерия Фомина устроена затейливо. Правая часть сцены пуста, за исключением небольшого киноэкрана, на котором в антракте крутят немую фильму. А левая занята системой ширм, приводящихся в движение большими шестернями под потолком. На первой ширме мещанский интерьер в комнате молодой вдовы Юлии Павловны Тугиной (Марина Зудина), на второй кабинет Флор Федулыча (Олег Табаков). Когда ширмы одна за другой поднимаются под колосники, на следующих снова обнаруживаются все те же комната и кабинет. Бесконечность эта совсем недурна, но несколько озадачивает: зачем было столько городить? Где, позвольте спросить, экономия? Как-никак «Последнюю жертву» можно читать как комедию о пользе разумного распоряжения капиталом будь то деньги или красота. Сюжет вполне сводится к тому, что молодая вдова, настрадавшись от жениха, промотавшего все ее состояние, в конце концов предпочитает ему богатого старика: он умеет заниматься делами и строить даже сердечные отношения на выгодной для обеих сторон основе. На мхатовской сцене правильность этого выбора с какой-то анекдотической наглядностью. Вот Флор Федулыч (Табаков) образец ума, рассудительности и несомненного положительно обаяния. А вот г-н Дульчин (Сергей Колесников), у которого чуть не на лбу написано, что он человек пошлый, пустой и никаких последних жертв не стоит. Нехитрое дело спустить несколько тысяч и доставить красивой девушке мильон терзаний. Если девушка еще и умна, терзания она быстро оставит. А вот от миллиона, да еще при таком-то Флор Федулыче отказываться глупо. Прямодушие, с которым спектакль подает этот поучительный вывод, достоин если не умиления, то понимания по крайней мере, со стороны респектабельной публики. Пресса Телеверсия спектакля «Возвращение» (2005), 9.05.2020 «Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011 Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия Театрал, 30.03.2007 Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006 Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006 Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006 Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006 Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006 Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003 Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003 Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002 Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002 Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002 Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002 |