Имена

Недоношенная вдова

Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Театр имени Моссовета показал премьеру спектакля «Кавалеры» по пьесе Карло Гольдони «Хитроумная вдова». Уважаемый в театральных кругах режиссер Юрий Еремин решил, по мнению РОМАНА Ъ-ДОЛЖАНСКОГО, потягаться силами с производителями антрепризной развлекухи.
Про большинство сегодняшних спектаклей академических театров на вопрос знакомых «ну что там интересненького?» и ответить-то нечего, только плечами пожимаешь: все как обычно. Новоиспеченные «Кавалеры» в этом смысле выигрывают; можно бодро отрапортовать: там в первом действии почти все персонажи катаются на роликах. После этого следует быстро переводить разговор на другую тему, потому что у вас наверняка спросят, почему и зачем там катаются, и вот тогда уже точно придется опять пожимать плечами. Предположить, что именно побудило Юрия Еремина поставить актеров на коньки, конечно, можно, и это отнюдь не телешоу «Звезды на льду». Все-таки на сцене Гольдони, а значит, Венеция, то есть карнавал, маски (они появляются уже в прологе), подмерзшие каналы, а в полутьме скользят загадочные персонажи.
Не секрет, что Венеция разбудила не одну режиссерскую фантазию, особенно если речь идет о драматургии Гольдони. Но господин Еремин на самом деле, как выясняется вскоре после начала спектакля, вдохновлялся вовсе не великим загадочным городом, рифмующимся с темами смерти и зазеркалья. Он поставил спектакль о патриотизме. А пьесу «Хитроумная вдова», положенную в основу спектакля, режиссер изрядно переписал. Оно бы и ладно — вряд ли даже театроведы-пуристы готовы грудью встать на защиту текстов итальянского классика.
Главным изобретением оказалось то, что трое из четырех женихов, ищущих руки и сердца богатой, молодой и хитроумной вдовы Розалины (Лилия Волкова), приехали из-за границы. Четыре соискателя — не только четыре типажа, но и четыре национальных флага. Три из них поднимаются на флагштоках в глубине сцены при появлении соответствующих граждан. Американский — когда на подмостки выходит ковбоистый и туповатый нахал Ранбиф (Михаил Шульц), французский — когда манерничает и грассирует жеманный французик Лебло (Андрей Смирнов), испанский — когда в дело вступает сверкающий очами задиристый рыцарь Альваро (Евгений Ратьков). Все они столь же нещадно, сколь и неумело комикуют и суетятся.
Последнего жениха Винченцо (Валерий Яременко) по умолчанию можно, видимо, считать итальянцем, то есть соотечественником изобретательной невесты, которая то и дело переодевается до неузнаваемости и таким образом устраивает женихам испытания. Однако «итальянистость» обоих весьма условна. Когда во время придуманного режиссером боксерского поединка у соперника Винченцо по рингу оказывается на сцене немало болельщиков, а вот самого Винченцо поддержать некому, с балкона зала раздаются подбадривающие крики рядовых зрителей. Значит, этого жениха публика принимает за своего, нашего, так что выбор разборчивой Розалины в его пользу означает только одно: не выходите за иностранцев!
Больше сказать о «Кавалерах» особенно нечего. Катаются на роликах артисты, надо отдать им должное, недурно: не падают и лбами не сталкиваются. Что касается собственно ролей, то большинство из них работают не просто грубо, но как-то вызывающе необязательно и небрежно. Исключение составляет, пожалуй, только Александр Леньков в роли деверя вдовы, старика Паскуале. И у него задачи не бог весть какие сложные и интересные, но господин Леньков, веселя и кривляясь, хотя бы не теряет профессионального достоинства, порученный ему участок работы выполняет качественно.
В сущности, оставалось бы в тысячный раз посетовать, что государственные театры продолжают поистине бесконечную «игру на понижение». Если бы не имя постановщика. Юрий Еремин по праву пользуется в театральных кругах авторитетом, а славу серьезного режиссера и вдумчивого педагога, умеющего увлекательно работать с актерами, заслужил давным-давно. Наверное, не от хорошей жизни господин Еремин пристроился к ряду полуанонимных производителей антрепризной развлекухи, делающейся сегодня на скорую руку и на кратчайшую мысль, без страха и упрека. Решил он, что ли, доказать, что и профессура сегодня еще может, что и совестливым толкователям системы Станиславского, каковым является господин Еремин, не зазорно замутить нынче что-то вот такое кричаще-бестолковое? Запутался, в общем, человек. Можно посочувствовать.
Пресса
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002