Имена

Шоу на колесах

, 4.12.2006
С Карло Гольдони чего только не делали. Джорджо Стрелер, например, из пьесы «Слуга двух господ» сделал шедевр, в историю театра вошедший. Или вот Роберт Стуруа — простенькую, шуточную пьеску «Синьор Тодеро хозяин» превратил в мрачную трагикомедию. А Юрий Еремин, придя в Театр имени Моссовета с пьесой Гольдони «Хитроумная вдова», решил сделать современное шоу. Разудалое, отвязное и клиповое, как нынче модно.

Здесь самое время сказать, что когда-то давным-давно спектакль Еремина «Счастье мое» я смотрела раз пять, так нравился. Да и другие его работы по тем временам были весьма значительны — «Старик» по Горькому с чудным Николаем Пастуховым в главной роли, «Идиот» Достоевского (там молодой Олег Меньшиков отлично играл Ганю Иволгина), экспериментальная «Палата N 6», мир объездившая. А потом что-то изменилось. То есть ясно, что изменилось, — страна, привычки и нравы, не говоря уже о моде. Все это вместе выбило из колеи не одного Еремина, многие потерялись. Когда почва из-под ног уходит, это страшно, знаете ли. Вот и ищешь точку опоры, найти не можешь, за то, что рядом лежит, двумя руками хватаешься.

А рядом лежит победительное, в каком-то смысле даже наглое актуальное искусство нынешних молодых. Торопливое, броское, динамичное и плоское. Декларирующее, в сущности, одно: не парься. Не думай, не напрягайся и будь счастлив. Зачем вникать в глубины текста, когда можно вытащить одну какую-то мысль (чаще всего весьма банальную) и иллюстрировать ее как можно эффектнее. Выдумка и трюк успешно заменяют теперь профессиональный разбор, подробную работу с актерами и тому подобную устаревшую ерунду. Похоже, Юрий Иванович Еремин огляделся вокруг и решил стать, как все они, молодые и успешные. Иначе не вполне ясно, зачем он сделал то, что сделал.

Для начала он переписал пьесу Гольдони, оставив от нее рожки да ножки. Одни только обозначения и остались. Потом он поставил героев на коньки (на ролики то есть) и заставил их выписывать круги на скользком полу весь первый акт. Эдакие «Звезды на льду» получились. Екатерины Гусевой, конечно, не хватало для полного счастья, но и другие актеры хорошо со своим нелегким делом справились. Это первая выдумка. Вторая, она же последняя, — иностранное происхождение женихов героини, богатой вдовушки Розалины (Лилия Волкова). Так и у Гольдони, но Еремин устроил по этому скромному поводу еще одно шоу. Появляются они под гимны, а флаги их стран немедленно поднимаются на флагштоке. Американец Ранбиф (Михаил Шульц), гримированный под Элвиса Пресли, ходит вразвалочку, таращит глаза, сует всем доллары и всюду вставляет свое «о'кей». Француз Лебло (Андрей Смирнов), ясное дело, грассирует, вертится вьюном и носит берет набекрень. Еще есть испанец Альваро (Евгений Ратьков), похожий, как легко догадаться, на Дон Кихота. Говорит с каким-то немыслимым акцентом, носит плащ и поет серенады. Зацепился Еремин за слово «карнавал», вот и устроил на сцене так называемый праздник. Только ни куража актерского, ни вкуса обнаружить не удалось. Очень уж все расхожее-расхожее, настолько, что поверить трудно: Еремин ли все это сотворил?

Увы, Еремин. Вот интересное дело, рассказывают, что в Америке на занятиях со студентами (американский набор Школы-студии МХАТ) он блестяще преподает систему Станиславского. Им это нужно, оказывается. А у нас шоу ставит, публике нравится. Вот в чем дело-то.
Пресса
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002